В начало
Виснап Н., Трухина И. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ И.КАНТА

Труды Канта были плодом кропотливого изучения едва ли не всех отраслей знания XVIII века. Кант был противником замкнутости ученого в одной области. Ключ к преодолению этой узости Кант видел в философии, «из которой можно научиться тому, каким нужно быть, чтобы быть человеком» (Кант, 2, 1964, с. 206).
Для творчества Канта характерен телеологизм, который означает признание системной организации природы, закономерный порядок в которой образуется иерархией внутренних целей.
Вопросами естествознания и философии природы Кант занимался прежде всего в докритический период творчества. В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) им была предпринята попытка обоснования идей саморазвития природы и универсальной взаимосвязи мира. Это позволило «пробить брешь» в господствующем в естествознании XVIII века метафизическом мировоззрении. Достаточно плодотворной была гипотеза о происхождении Солнечной системы, где философ давал удовлетворительное для того уровня развития естествознания объяснение структурных особенностей Солнечной системы, обосновал принцип единства притяжения и отталкивания.
В «Критике чистого разума» (1781) Кант дал определение природы как совокупности явлений, «поскольку они находятся во всепроникающей связи друг с другом благодаря принципу причинности». Называя мир природой, Кант рассматривал его как «динамическое целое» и имел в виду «не агрегат в пространстве или времени, ... а единство в существовании явлений» (Кант, 3, 1966, с. 398).
Антропоцентризму того времени Кант противопоставил космическое экологическое мировоззрение, согласно которому «устроения мира, служащие для блага творений, суть естественное следствие всеобщих законов природы...» (Кант, 1, 1964, с. 242). Сам человек, который является венцом творения, не составляет исключения из этих законов. Отмечая общие черты человека и его предков-животных, не раскрывая пути развития эволюции от животных к человеку, Кант в работе «О существенном различии в строении тела животных и людей» (1771) отмечал, что разум заставил людей отклониться от первоначального, свойственного животным положения. Такова была забота природы. Кант заметил, что, хотя человек и предназначен для общества, «ему приходится мириться также с неудобствами, проистекающими от того, что он так гордо держит голову, выше своих старых товарищей» (Кант, 2, 1964, с. 441).
Действия индивидов и масс людей «подобно всякому другому явлению природы определяются общими законами природы» (Кант, 6, 1965, с. 7). Кант приводил два различных рассуждения о возможной роли человека в природе. В одном отношении человек мог быть признан целью, а в другом - лишь средством. Кант определял, что «самый главный предмет в мире...это человек, ибо он для себя последняя цель» (Там же. С. 351). Одновременно философ вынужден был признать, что «в другом отношении все же занимает лишь положение средства» (Кант, 5, 1966. С. 463). Только культура может быть последней целью, высшей, надприродной, но все же подготовленной природной организацией и даже обусловленной ею.
Историю человеческого рода и расообразования Кант раскрывал на основе «цепи естественных причин», заложенных в человеке задатков «для жизни во всех климатах и на любой почве» (Кант, 2, 1964, с. 453). Видоизменения в человеке происходят под влиянием воздуха, солнца и пищи на основе «внутренне предопределенных способностей, природных задатков, «зародышей», присущих биологическому виду.
Человек, по Канту, «определен «разумом к общению, в котором «с помощью искусства и науки» повышает свою культуру, цивилизованность и моральность...» (Кант, 6, 1966. С. 578). Общение помогает человеку осознать себя как часть человеческого рода. Явное предпочтение Кант отводил обособлению, характеризуя его как антагонизм, включающий в себя борьбу противоречивых воль, интересов, честолюбия, эгоистических устремлений. Человек от природы скорее зол, т.к. эгоизм, стяжательство и др. страсти, противоречащие нравственному закону, оказываются движущими силами общественного прогресса.
Отношения между государствами аналогичны отношениям между эгоистическими индивидами. Последние ради осуществления своих эгоистических целей вступают в отношения сотрудничества и взаимопомощи. Также вынуждены поступать и государства. В трактате «К вечному миру» (1795) Кант обосновал идею вечного мира, которую «дает великая в своем искусстве природа, в механическом процессе которой обнаруживается целесообразность, состоящая в том, чтобы осуществить согласие людей через разногласие даже против их воли...» (Там же. С. 279) Ставшее классическим высказывание Канта о том, что «две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо и моральный закон во мне» раскрывает единство принципа взаимоотношений природы и человека.


Виснап Н., Трухина И. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ И.КАНТА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 208- 210.

Hosted by uCoz