В начало
Ершов В. ИГРА ПРИРОДЫ

Экологическая обстановка нашего времени считается критической. Является ли это следствием несовершенства природы, допускающей абсолютно бессмысленные поступки человека?
Чтобы рассуждать о наших взаимоотношениях с природой, необходимо определить наше представление о природе вообще. Говоря о возникновении и развитии жизни (которая, несмотря на попытки и разграничения живой и неживой природы, воплощает в себе природную сущность вообще). Т.Я.Дубнищева доказывает, что все процессы эволюции мира — это игра. (Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. С.734). С помощью игры возможна имитация эволюции самовоспроизведения живых систем и образование структур (модель теории самоорганизации).
Что касается социальных процессов, то еще Платон отмечал воспитательную функцию игры. Его взгляды были развиты в трудах Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци. К.Гросс считал, что в игре происходит предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование. Немецкий психолог К.Брюсер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдизм видит в игре выражение глубинных инстинктов или влечений. Материалистический взгляд на игру сформулировал В. Плеханов, указывая на ее возникновение из труда.
Игра пронизывает собой как сферу окружающей нас природы, так и социальную сферу. Исходя из этого, взаимодействие между человеком и окружающей нас природой можно рассматривать как всеобщую игру, диалог между человеком и природой. Этот диалог необходимо воспринимать как бесконечную игру, целью которой должно являться не стремление обыграть друг друга (природы человеком, а человека природой), а постоянное стремление сохранить заинтересованность друг в друге.
Диалог предполагает стремление к отысканию истины - гармонии. Создавшуюся экологическую ситуацию можно охарактеризовать как нарушение этого диалога, нарушение гармонии.
Причиной создавшейся ситуации являются неразумные действия человека по отношению к окружающей природе, попытка навязывания ей правил игры, выражающих его личные интересы. Правила такой игры противоречат правилам игры всеобщей.
Игра природы совершенна. Если игру природы считать несовершенной, неистинной, то человек решает себя надежды на отыскание решения какой-либо проблемы вообще и экологической в частности, так как он сам часть этой природы, этой игры. Возникает вопрос, если игра природы действительно совершенна, то как она вообще может допустить возникновение источников игры, противоречащих всеобщей истинной игре? Этот вопрос является обратной стороной вопроса о добре и зле, т.е. философским.
Наличие у человека способности осознания необходимости решения таких проблем как экологическая и т. п. говорит о том, что человек по сути своей не является антиприродным элементом, источником только ложных игр (игр, правила которых противоречат правилам всеобщей, истинной игры природы). Вопрос о гармонии и дисгармонии человека с природой (о способности и неспособности играть по правилам всеобщей игры) - это вопрос о восприятии человеком самого себя в природе. Восприятие человеком себя как способного изменить мир, природу (навязать ей правила своей игры) приводит к дисгармонии человека с природой. Восприятие человеком себя как части природы, а своего разума как того, что позволяет познавать природу, познавая правила ее игры. Необходимость «прислушиваться» к ней как словам желанного собеседника, дает возможность человеку быть гармоничной частью этой природы, живущей по правилам игры.
Природа должна восприниматься как совершенная игра. Каждый ход, совершенный не по правилам этой игры, вызывает ответный ход с ее стороны. Результатом этого ответного хода является не только искоренение источника хода, сделанного не по правилам игры природы, но и условий его возникновения (неразумные действия человека приводят к изменению комплекса природы, который является условием существования самого человека). Если относится к природе как к несовершенной игре, то человек лишает себя права на отыскание истины. Если и можно допустить в природе нечто лишенное смысла (экологические проблемы, войны и т. д.), то; только как незначительные ее элементы, которые она сама преодолевает.
Итак, для решения проблем (в том числе и экологических) человеку необходимо перейти с позиции задающего правила игры на позицию заданной природой игры, «прислушиваться» к ним. В природе необходимо, прежде всего, видеть ее способности выигрывать у источников ложной игры, а не условие их возникновения. Свою способность видеть природу как игру, постоянно стремящуюся к гармонии, необходимо воспринимать как возможность достижения гармонии с ней, возможность ведения диалога с ней. При ином отношении человека к природе, она справедливо лишает его возможности играть, а значит и существовать вообще.

Ершов В. ИГРА ПРИРОДЫ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 214-216.

Hosted by uCoz