В начало
Шабалин Д. ВЗГЛЯД НА РЕШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИКО - ФИЛОСОФСКОГО СОЗНАНИЯ

В наследство от прошлого цивилизации досталось масса неразрешенных проблем. Одна из них - экологическая. Развитие НТР оказывает негативные последствия не только на природную среду, но и на природу самого человека как воплощения микрокосмоса. Лозунг эпохи Нового времени о покорении природы любым способом вызывает бурное сопротивление со стороны природной среды. Выражается это такими негативными явлениями, как загрязнением среды, лесными пожарами, ураганами, наводнениями, потеплением климата.
В то же время история человечества имеет примеры разумной хозяйственной деятельности человека. Античная эпоха выдвинула идею о гармонии природы и человека. Человек выступает здесь не как хищник, а как составная часть природы. Философия Буддизма, Даосизма фактически говорит о том же самом. Это не значит, что человеческая цивилизация должна вернуться назад к прошедшим историческим «узелкам», но не быть варваром у себя дома есть долг человечества.
В настоящее время представители различных профессий пытаются найти практические подходы в решении экологических проблем, в том числе и философы. Именно они дают возможность социального осмысления взаимоотношения природы и человечества.
Для разрешения экологических проблем, нужна комплексная программа, которая бы учитывала основные стороны жизнедеятельности общества. Их можно свести к 3 моментам: В экономическом отношении. Выработка таких экономических программ, которые не вели к появлению новых экологических катастроф; В политическом отношении. Государство обязано взять на себя заботу о экологии, а не перекладывать ее на общественные организации. Государственная программа по защите окружающей среды должна ориентироваться на предотвращении экологических проблем. Правовые законы должны обеспечивать персональную ответственность за возникновение тех или иных экологических проблем. Для этого нужно гармоничное сочетание экологического, административного и уголовного права; Воспитание общества на нравственно- религиозных основах. Об этом ещё в начале XX века говорил русский философ П.Струве, когда настаивал на персональной ответственности каждого человека за свои поступки. В России это возможно при условии, если она встанет на буржуазный путь развития. Развитие капиталистических отношений предполагало не варварское отношение к национальному богатству, а культурное отношение, которое выражалось бы в бережном отношении к природным запасам страны, индивидуальная ответственность за нанесение вреда природе.
Поэтому теория Либерального Консерватизма П.Струве как нельзя кстати подходит для разрешение различных социальных проблем и в том числе экологических. Это выражается в том, что государство разумно вмешивается в хозяйственную деятельность людей и препятствует их деятельности, если их экономическая активность наносит вред экологическому балансу страны. При условии, если сама власть «здорова». Кроме этого, человеку дается право выбирать вид экономической активности при условии, если он сам может нести ответственность за свои поступки.
Поэтому для предотвращения глобальных проблем Российскому обществу как в прошлом, так и в настоящем не хватает главного качества, а именно ответственности. Ответственности, как со стороны отдельного человека, так и со стороны государственных учреждений.
Ответственность есть определенное внутреннее состояние человека, которое П.Струве определяет как совесть. Поэтому совесть (ответственность) выступает как нравственно- религиозная идея, которая выражает такие черты как: доброта, справедливость, умеренность. Что просто необходимо учитывать при взаимоотношении человека и природной среды.
Таким образом, разрешение экологических проблем связывается с гармоничным сочетанием прагматического расчета, направленного на улучшения благосостояния общества с одной стороны, а с другой стороны разумного самоограничения хозяйственной деятельности человека.

Шабалин Д. ВЗГЛЯД НА РЕШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИКО - ФИЛОСОФСКОГО СОЗНАНИЯ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 234.

Hosted by uCoz