В начало
Ланцев И., Сорокин А. Аналогии античной философии природы в современном физической картине мира

Всякое новое есть хорошо забытое старое, эта поговорка приходит на ум, когда в некоторых идеях современной философии природы находишь отблески или даже повторы античной умозрительной физики и космогонии. Современное естествознание, писал Гейзенберг, во многих отношениях примыкает к древнегреческой натурфилософии, возвращаясь к тем проблемам, которые пыталась разрешить эта философия в своих первых попытках понять окружающий мир. «...Некоторые высказывания античной философии удивительно близки высказываниям современного естествознания» . Едва ли можно разрабатывать современную атомную физику, замечает он, не зная греческой натурфилософии. Назовем некоторые из этих аналогий, которые могут быть как вполне осознанными, так и неосознанными.
В древнегреческой мифологии, а затем и философии природы (физике) была признанной космогоническая идея о происхождении упорядоченного космоса из первичного хаоса. Эта идея в современном естествознании находит отражение в синергетической концепции самоорганизации материи, в теории эволюции Вселенной, опирающейся на теорию элементарных частиц и теории объединения фундаментальных взаимодействий.
Апейрон, Анаксимандра единая материя не атомы, а некий «волнующийся океан», бесконечное, бесформенное, бескачественное первовещество соответствует современным представлениям о физическом вакууме как первоисходном состоянии материи в форме вещества и поля. Вихреобразные вращения, происходящие в этом океане, есть причина происхождения всех вещей. Вещество есть результат структурирования апейрона (физического вакуума). Переходная форма материи между апейроном и веществом — это физическое поле, а возбужденное состояние физического поля это уже вещество.
В учениях древних атомистов (Эпикур Лукреций) содержится идея о случайных отклонениях в движении частиц. «Клинамен» - впервые высказанная Эпикуром идея, согласно которой для объяснения отклонения материального движения от предустановленного эволюцией закона необходим случайный элемент. Этот принцип позволяет формулировать закономерности перехода порядка в хаос и, наоборот, хаоса в порядок (космос). Законы хаоса в физике формулируются на статистическом (вероятностном) языке описания, а законы космоса на динамическом языке описания. Характеристики категории хаос - это такие понятия как флуктуации (случайные отклонения от равновесия), бифуркации (вилообразные разделения), неустойчивости, диссипативные структуры, детерминированный хаос, фракталы (от лат. fractus дробный, изломанный). Наличие стрелы времени определяется возможностью материи в целом к самоорганизации. Синергетику можно рассматривать как современный этап развития идей кибернетики и системных исследований, в том числе построения общих теорий систем формализованного типа.
Уже у Демокрита было представление о роли вихревых и вращательных движений в образовании космических материальных объектов. В современной космологии эти движения и флуктуации плотности материи рассматриваются как причины образования галактик, звезд и планет.
Современная теоретическая физика по существу решает тот же вопрос, что и античные «физики», а именно проблему первоначала или «начал». Атомы, элементарные частицы, поля и кванты полей, физический вакуум и виртуальные частицы - это этапы в поисках физического «первоначала» материального мира. Согласно принципу монизма в качестве единственного первоначала мира с современной физической и философской точки зрения следует рассматривать физический вакуум ту первооснову, от которой все произошло, которая является всеобъемлющей и всепроникающей средой. Взаимодействия, кванты взаимодействий, типы симметрии, заряды, импульсы, спины, пространственно-временные метрики и топологии, гилометродинамика и т.п. это «начала», категории современной физической картины мира, подобные «началам» и категориям Аристотеля. Разумеется, категории современной физики имеют основания в экспериментальных и математических методах исследования, тогда как «начала» и категории античных «физиков» опирались лишь на наблюдения и умозрительные рассуждения и догадки.
В поисках «первоначала» современная философия физики пришла к выводу о единстве, взаимообусловленности и замкнутости друг на друга микромира и мегамира. Идея целостности и единства мира (космоса) была присуща и античным философам природы («физикам»).
Согласно принципу подобия можно установить взаимно однозначное соответствие, например, между атомами и звездами, звездами и галактиками, которые приблизительно подобны в отношении масс, размеров, структуры. На основе этого принципа возникают представления о подобии микрокосма и макрокосма, представления о красоте, порядке, гармонии. Частным случаем такой гармонии является «золотое сечение», которое впервые упоминалось в «Началах» Евклида. Современная физика, отмечает Гейзенберг, «идет вперед по тому же пути, по которому шли Платон и пифагорейцы»
Физики XX столетия использовали и некоторые познавательные аналогии и образы античных философов. Например, В. Гейзенберг сравнивал физические образы квантовой механики с «тенями» платоновской пещеры. Действительно, квантовая механика описывает макроскопические проекции микромира, результаты взаимодействия микрообъектов с макроскопическими приборами. Конечно, эти аналогии и повторы не означают буквального совпадения точек зрения и концепций, ведь между ними время в две и более тысячи лет, заполненное выдающимися открытиями в различных областях естествознания. Однако видимые и невидимые нити, осознаваемые и неосознаваемые аналогии связывают современную духовную культуру, в том числе научно-философскую, с ее древними истоками.


Ланцев И., Сорокин А. Аналогии античной философии природы в современном физической картине мира // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с. 41-43.

Hosted by uCoz