В начало
Большаков В. Мировоззренческие основы образования и гражданственность культуры

Эпоха позитивизма и западноевропейского просветительства, которая привела к разгулу вульгарного атеизма и большевизма, искусственно противопоставила науку и религию, веру и разум - две грани человеческой личности, органично сочетавшиеся у мыслителей античной древности.
Сегодня особенно очевидно, сколь отрицательны для развития отечественной мысли, системы воспитания и образования молодежи оказались последствия партийной политизации научного мировоззрения и как важно вновь вернуться к многообразию гуманитарного научного знания. Пришло время переосмыслить мифологизированный тезис о том, что религия всегда боролась с наукой, а наука во всем опровергала религию и вернуться к позитивному и плодотворному сотрудничеству науки и религии. Только такой подход позволит соединить национальные ценности исторической России с достижениями современной технологии.
Духовное пленение Руси, имевшее явную тенденцию подчинить Россию интересам Европы и протестантско-потребительской идеологии, началось еще в результате царствования Петра I. Оно оказалось губительным для России. Высшее русское общество постаралось окружить себя наружным блеском европейской цивилизации. Быстро распространилась привычка жить сверх своего состояния - привычка, всегда, впрочем, отличающая полуобразованное общество. Женщина, "освобожденная" Петром из терема, в особенности увлеклась новым образом жизни и дорогими нарядами; она скоро поддалась внушению страстей и, не находя нравственной опоры в среде, ее окружающей, увлеклась соблазном некоторой легкости нравов, что тоже воспринималось как стремление к прогрессу и "просвещенной" Европе.
Российская культура XVIII - первой половины XIX столетия, в зеркале которой мы видим образ нашего Отечества и которую охватываем термином "золотой век", была дворянской культурой и отражала настроения дворянской интеллигенции. Народная культура прочно отгородилась от просвещенного общества и замкнулась в себе. "Общественное мнение" тех лет - это мнение дворянской интеллигенции, а они, в массе своей, начиная с царствования Павла и уже до самого своего крушения, встали в оппозицию к Верховной власти. В то же время в течение длительного периода "бабьего царства" переродилась сама психология дворянства, оно в значительной мере утратило веру в Бога, а значит, перестало смотреть на Царя как на Божьего Помазанника, как на харизматическую священную особу. В этой власти они не видели уже никакой мистической силы и признавали ее необходимой лишь с утилитарной точки зрения. Мистическое восприятие Царской власти было разрушено еще Петром, который чаще поступал не как русский православный монарх, а как приверженец протестантской этики и даже обыкновенный деспот, не считавшийся ни с какими Божьими и человеческими законами. Наиболее радикальные перемены в жизни России, повлиявшие на развитие русской культуры, вызвали либеральные реформы Царя-Освободителя Александра П. В его царствование предоставлен был гораздо больший простор печати. В 1862 году цензурное ведомство было переведено из министерства народного просвещения в министерство внутренних дел, а указом 1865 года ограничено действие предварительной цензуры; некоторые издания освобождены от нее совсем.
Появились новые яркие имена в русской литературе: Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Некрасов, Н.Островский, И.Тургенев, А.Толстой, И.Гончаров. Совершенно естественно, что, когда повеяло живительным духом творческой свободы и политическая атмосфера начала проясняться, общественное дыхание стало легче и свободней; столь же неизбежно были разбужены все отрицательные тенденции, загнанные в глубокое подполье железной рукой Николая I. Это же время вызвало к жизни отрицательные нигилистические тенденции в литературе. Под видом эмансипации и свободы проповедовалась пошлость, нравственная распущенность, плотские страсти. Увлечение социальными идеями привело к забвению законности и гражданственности. Литература 60-х годов воспитала целый ряд нигилистических поколений, в результате чего одни перестали верить в Бога по гордости своего ума, другие - по лености, третьи потому, что им было некогда -они служили социальным идеям, провозглашавшим необходимость переустройства общества. В живописи, например, работы Ге «Что есть истина», И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» вызвали резкую критику среди церковной общественности.
Император Александр III резко изменил курс реформирования Российского государства. Он терпеть не мог «обезьянничания» перед всем без разбора заморским. Он горячо любил все свое, родное: русскую речь, песню, одежду. Народные песни при нем вышли из забвения, пронеслись по широкому лицу земли русской, перенеслись даже за границу, где и привлекли общее внимание. Государь покровительствовал русскому искусству, на собственные деньги покупал картины русских художников и передавал их в Третьяковскую галерею, уделял внимание Эрмитажу. В годы правления последнего императора Всероссийского Николая II были построены и восстановлены десятки монастырей, сотни православных храмов и часовен - и не только на обширнейшей территории Российской Империи, но и во множестве стран Европы, Азии, Африки, в Палестине и на Афоне. Это был период возрождения и расцвета традиций русского православного искусства в живописи, музыке, архитектуре, церковной литературе.
От того какова система и цели образования и воспитания зависит будущее страны. Образование сегодня стоит перед необходимостью выработки новой научно обоснованной, а не идеологически «заказанной» основы для формирования духовно-нравственной доктрины, способной изменить современную бездуховность, царящую в молодежной среде, вернуть ей духовно-нравственную силу наших пращуров, наполнить аудитории атмосферой любви, восходящей к тысячелетней традиции православной культуры - подлинной основе всей системы воспитания и образования. Во все времена государство, не заботящееся о воспитании своей национальной элиты, было обречено на порабощение; сегодня это происходит лишь в более сжатые сроки.
Хорошо известно, что сильная государственная политика в подготовке национальной элиты позволяет государствам сделать резкий рывок вперед, и тому мы имеем множество исторических примеров. Так в прошлом, XIX веке, славу объединения Германии справедливо приписывали "железному канцлеру" - Бисмарку. Но он и его соратники не без основания считали, что войну за создание великой империи выиграл именно прусский учитель.
Великие русские педагоги, писатели, общественные деятели всегда боролись за подлинно национальную школу против жалкого подражательства, низкопоклонства, за воспитание высокого национального достоинства, благородства и честности человека - сына своего Отечества.
Уникальность советского общества, поглощенного ходом истории, состояла в том, что впервые в истории человечества была сделана столь глобальная попытка построить формы социального общежития на основе априорных схем. Сегодня становится очевидным, что изначальная слабость этих проектов, предопределившая скоротечный закат советской эпохи, заключалась в игнорировании исторических традиций формирования элементов государственности русского народа, его традиционного духовно-нравственного народного идеала и православной духовности.
Нельзя отказать в профессионализме тем, кто приложил руку к разрушению СССР, в хорошем знании ими психологии. Они учли юношеский максимализм, и мы стали свидетелями стремительного крушения организационно-идеологических институтов, дававших многим молодым людям «путевку в жизнь». Утрата Россией статуса мировой державы, разрушение культурных и исторических ценностей народов России в сочетании с отсутствием четких ориентиров в вопросах идеологии, смена национально-религиозного нравственного идеала привели сегодня многих людей к мировоззренческому кризису, опустошенности, растерянности. Духовный вакуум стремительно заполняется безнравственностью и псевдокультурой, ориентированной прежде всего на молодежь.
Несмотря на все изъяны советского общества, которые касались, прежде всего гуманитарной сферы, система образования до ее разложения в период застоя и разрушения "перестройкой" была одной из лучших в мире, что вынудило в свое время президента США Дж.Кенеди произнести такую фразу: "Русские выиграли соревнование в освоении космического пространства за школьной партой". Трижды разрушенная за одно столетие система образования привела к полной утрате исторических традиций. Нынешнее время явило в этом вопросе полный беспредел, когда стала возможной произвольная трактовка даже хронологии и основных событий в истории России.
В течение почти целого столетия советской эпохи в культуре нашей страны главенствовал принцип партийности культуры и образования или идеологического диктата. Не только культура, но и вся гуманитарная наука многие десятилетия развивалась в СССР не просто на рационалистической основе, а в атмосфере воинствующего атеизма, и последствия этого пагубного явления еще долго будут негативно сказываться на общественном сознании. Сегодня особенно очевидно, сколь отрицательны для развития отечественной мысли оказались последствия партийной политизации научного мировоззрения и как важно вновь вернуться к многообразию гуманитарного научного знания.
Смена культурно-исторических традиционных моральных ценностей и нравственного народного идеала привела сегодня многих людей к мировоззренческой растерянности, и как результат - кризис массового сознания, ставший причиной системного кризиса российской государственности, который грозит России утратой своей независимости и статуса мировой державы. Мировая история учит, что успех выхода из кризиса сопутствовал тем странам, которые обращались, прежде всего, к своему собственному историческому опыту, опирались на национальные традиции, пользовались духовно-нравственным и организационно-политическим опытом своих предков.
В какой мере сегодня проанализирован так называемый Петербургский период развития русской цивилизации? Ответ на этот вопрос дает нам сегодняшняя действительность. 2003-ий год богатый юбилейными датами: понятно, что основное внимание СМИ приковано к Северной столице, это событие «Президентского» уровня; ежедневно, как сводки с фронтов или всесоюзных ударных строек мы впитываем информацию о ходе подготовки и масштабам празднования предстоящего 300-летии Санкт-Петербурга. Основное внимание Русская Православная Церковь уделяет предстоящему 100-летию прославления Преподобного Серафима Саровского. Слов нет, Эти события достойны наивысшего внимания. Тем более, что юбилеи, как бы к ним не относиться оказывают заметное влияние на нашу жизнь, они словно вехи на историческом пути. Действительно, 1000-летие Крещения Руси не только всколыхнуло Россию, но и стало главным духовным событием ушедшего столетия.
Вызывает озабоченность лишь то, что на фоне блеска этих юбилейных торжеств оказался почти незамеченным еще один славный юбилей, который не удостоен ни Президентского указа, ни Постановления Правительства РФ: в те же летние дни 2003 года один из древнейших городов России - Псков отметит свой 1100-летний юбилей. Тем более, что Псковская земля занимает особое место в становлении русской государственности. Это родина святого Равноапостольного Великого князя Владимира-крестителя Руси. История основания города Пскова тесно переплетена с жизнью и Великокняжеским служением святой Равноапостольной Ольги, которую по праву можно назвать духовной матерью русского народа, однако центральную власть это событие очевидно мало интересуют: оно не подчеркивает наше подчиненное по отношению к «просвещенной» Европе положение.
Сложность современной задачи состоит в преодолении не только тоталитарного наследия эпохи идеологического диктата и западнической беспочвенности, принесенной ураганом «перестройки», но и в очищении здоровых начал русской соборности и политической традиции, искаженных императорским периодом российской государственности, закономерным итогом которого стал февраль и октябрь 1917 года. Современная гуманитарная наука должна преодолеть дух неприкрытого атеизма и вульгарного материализма и предложить нравственный и научно-обоснованный путь преодоления нынешнего системного кризиса.
Грядущей России нужен человек, одухотворенный идеалами добра, тонко чувствующий пагубное влияние зла, независимо от того, направлено ли оно против человека, современной государственности, ее исторических традиций или сокровищницы народной души; сознательно и активно не принимающий голого нигилизма разрушительных идей и способный им противостоять. Сегодня особенно очевидной становится необходимость возрождения добрых семейных, национальных, религиозно-этических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от почтения к родителям и кончая сознанием глубокой ответственности перед Родиной и ее героической тысячелетней историей.


Большаков В. Мировоззренческие основы образования и гражданственность культуры // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с. 76-81.

Hosted by uCoz