В начало
Продолжение...

Чтобы ответить на эти вопросы мы хотим обратиться к молодежной субкультуре 60-х годов XX столетия, и ее последующем влиянии на динамику базовой культуры., При этом сразу заметим, что нам представляется, что схема, нарисованная ЩепанскойТ.Б., неверна. Да, безусловно, идеи, ритмы, различные элементы молодежной субкультуры 60-х гг. впоследствии проросли и вышли на поверхность, но вовсе не такими, какими были, да и не там, где их «сажали». И вряд ли можно утверждать, что сегодня (или вчера) все индустриально-развитые общества, переходящие к постиндустриализму, живут в «молодежной субкультуре». К тому же, кроме молодежной субкультуры в структуре индустриально-развитых обществ существует много других экстернальных субкультур. Так почему надо полагать, что «инверсия» распространяется лишь на молодежную субкультуру?
Но вернемся к молодежной субкультуре 60-х гг. Действительно, многое из того, что в 60-х гг. было создано молодыми людьми, сегодня вошло в жизнь индустриально-развитых обществ. Однако никакой инверсии не произошло. Даже более того, в США в первой половине 70-х гг. появилась работа под названием «После поражения: Что нужно этой стране, так это хорошая контр-контркультура» .
Но на самом деле идеи, образы, метафоры 60-х гг. ушли в глубь общества, растворились в нем, чтобы исподволь изменить ткань сегодняшней реальности, отразиться на ее традициях.
Наша сегодняшняя культура представляет не инверсию базовой культуры и молодежной субкультуры 60-х гг., а некую цельность, включившую в себя и элементы молодежной субкультуры 60-х гг., и молодежной субкультуры 70-х и т.д. гг., и элементы криминальной субкультуры, и элементы богемной и других субкультур с их традициями. Только в ней, сегодняшней базовой культуре, как в супе, из десятков ингредиентов возникла цельность, которую обратно, в первоэлементы (мяса и овощей, или тех субкультур) уже не вернуть. Вот так и молодежная субкультура 60-х гг. почти незаметно и часто анонимно растворилась в «бульоне» времени. Они придали навару эпохи свой аромат и крепость, похоронив в нем свое лицо и имя. Тридцать-сорок лет назад круг идей 60-х воспринимался экстравагантной крайностью, духовным капризом, инфантильной прихотью, а часто и социальным вывихом, граничащим с духовной болезнью или криминальной практикой. Шестидесятники были несовместимы с обществом до тех пор, пока они сами им не стали. Но тогда они уже перестали быть шестидесятниками. Теперь, когда выдохся их эпатирующий и деструктивный дух, они влились в общий идеологический поток, текущий по коридорам власти, и, вдохнув в традицию частичку себя, придали ей новое звучание. Тем самым еще раз подтвердив, что традиция не является окаменевшим скелетом древности, ее законсервированным музейным экспонатом, а живет и развивается в людях, людьми.
На деле каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости. На молодость шестидесятников США пришлась «Студенческая революция» и расцвет симбиоза молодежной субкультуры и контр культуры, на молодость шестидесятников СССР пришлись КСП. К концу XX столетия шестидесятники уже не были молодыми, но они занимали ключевые места и посты в своих обществах.
Это приводит нас к утверждению, что для того, чтобы одна реальность сменила другую, новые метафоры должны объединиться с властью, которая возьмет их на вооружение, ими вдохновится, попытается их овеществить, претворить в социальную ткань. Именно это и произошло в странах, в которых в 60-х гг., так или иначе, проявила себя молодежная субкультура.
Кроме того, как справедливо отмечает В.Кемеров, «как в истории рода, так и в истории индивида схемы поведения, прежде чем стать для человека естественными нормами, должны пройти длительную проработку в общении и деятельности людей» . Те или иные схемы поведения, нормы общения, традиции должны вызреть, а, следовательно, навязанными извне они быть не могут. Новые структуры, в число которых входит и молодежная субкультура для базовой культуры, даже спустя определенный временной промежуток, начинают работать лишь тогда, когда у людей перед глазами возникает соответствующая картина бытия, а в их деятельности начинает функционировать соответствующая обобщенная схема жизненного процесса, или онтология. Но все дело в том, что молодежная субкультура является одной из субкультур индустриально-развитых обществ на стадии перехода к постиндустриализму. В силу этого инверсия молодежной субкультуры и базовой культуры невозможна, а возможно лишь вхождение элементов молодежной субкультуры в базовую культуру, а также частичное обновление последней наработками молодежной субкультуры, что отражает динамику взаимодействия этих двух культур, проявляющуюся, в том числе, и в нарабатывании новых, а также в сохранении старых традиций.


Левикова С. Взаимодействие культур: разрушение или обновление традиции? (на примере взаимодействия базовой культуры и молодежной субкультуры) // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с.102-108

Hosted by uCoz