В начало
Осипова О. Архетипический дискурс формирования и традиций русской философии

В истории мировой и русской религиозной, общественной и философской мысли присутствует удивительная жизнеспособность множества идей и представлений. Инвариантные особенности культуры предполагают осмысление проблемы основы духовной жизни социума как коллективного образования, архетипического проявления или общественного сознания и понимаются ныне очень широко в философии, культурологии, психологии и др.
Проформы философского творчества возникли в глубокой древности как архетипически обусловленные. Архетипические структуры сознания, проецируясь на процессы развития человеческой мысли, вызывали формальное и содержательное восприятие изначальных идей, правил и, соответственно, образа жизни людьми. В архетипическом контексте среди архаичных идей значимы понятия о присутствующей везде божественности, о взаимосвязанности Мироздания и всех явлений. Эти идеи преломляются во множестве частных представлений одухотворение Природы, восприятие людей как сынов и дочерей Богов, патриотизм, приоритет коллективного начала над личным, верность долгу, чести и справедливости. Данные архетипические идеи в силу изначальности для человеческого сознания свойственны в разной степени и особенностях всем народам, сохраняющим элементы мифологического мировоззрения.
В менталитете и характере русского народа проявились изначальные общечеловеческие архетипы сознания и выработанные в веках народные мироописывающие идеалы, комплекс традиционных славянских идей, нашедший свое отражение практически во всех областях русской культуры -музыке, песне и танце, живописи, литературе, философии и общественной деятельности. Славянские архаические идеи особенно ярко отобразились в народной музыкальной и танцевальной культуре, откуда их влияние распространилось и на русскую классику. Здесь можно отметить полифоническую и ладогармоническую фактуру музыки, хоровую песенную и хороводную танцевальную традиции. В литературе воздействие славянских идей хорошо заметно в выборе тем и сюжетов, в описании русского народа, его характера и "души", в рассказах о языческой древности славян и, наконец, в самобытной русской фантастике. В этой связи могут быть названы имена таких превосходных русских поэтов и писателей, как Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, О.М.Сомов, В.Ф.Одоевский, Ф.И.Тютчев.
Особого внимания заслуживает архетипическое проявление традиционных славянских идей в русской философии, оно может быть по-разному интерпретировано, в качестве архетипов могут рассматриваться достаточно многие идеи, но сама эта тема очень значима.
Возникновение русской философии представляет собой сложный и длительный процесс, восходящий к эпохе Древней Руси и постепенно приведший к появлению в России ярких философов, формированию и развитию классических школ и течений. Древнерусская философия стала своеобразным переходным этапом от органичного бытия мирообъясняющей мысли традиционных народов, какими были славяне в первом тысячелетии н.э. к специфической форме научно-философского знания, поэтому можно видеть достаточно много общих моментов в типе выражения философски окрашенных идей в славянской традиции и древнерусской философии. Источников, сформировавших духовную культуру Древней Руси, согласно Н.И.Толстому, выделяется несколько. Помимо славянских архаических представлений на развитие духовной культуры оказали влияние принятые вместе с христианством элементы поздней античности эллинства, мотивы ближневосточных апокрифов, восточного мистицизма и западной средневековой книжности. Эти элементы не воспринимались как определенная система, но придавали всей славянской культуре разносторонность ее внешних, формальных и внутренних, идеологических и смысловых, проявлений и сущностей. Сюда вероятно можно отнести также юродство, впоследствии ставшее одним из церковных институтов, и скоморошество, городскую карнавальную, ярмарочную и лубочную культуру .
Современные исследователи В.В.Мильков, Г.В.Аксенова, Г.С.Баранкова и др. предлагают еще более детально рассматривать взаимодействие различных культурных традиций в развитии древнерусской духовности. Действующая традиция понимается учеными как фактор развития культуры традиционализм. Традиционализм является существенной чертой древнерусской культуры и определяет ее неповторимый колорит и национальные особенности. Выделяется три типа традиционализма: эпохальный, родовой и компромисса. Эпохальный или просветительский традиционализм причащает культуру Древней Руси к мировому наследию, его восприятие происходило через византийскую культуру-посредницу . Родовой традиционализм исходит из языческой народной культуры и чаще всего проявляется в пережиточных культах народной обрядности и открытых явлениях двоеверия, ересях. Традиционализм компромисса представляет собой органичный симбиоз христианства и ассимилированных им, неявно выраженных языческих идей . Согласно этим исследователям, внутри христианской духовности также пересекались различные традиции, которые привносили оттенки богатства и разнообразия в идейную жизнь Древней Руси. Начальный этап христианизации Руси связан с кирилло-мефодиевской традицией. Это была одна из интеллектуализированных и открытых внешним влияниям, преимущественно исходящим из античности, традиций. Античное наследие проникало на Русь и с наиболее философичной традицией каппадокийской школы. Однако эти традиции, начиная с XII века, были вытеснены мистико-аскетическими установками александрийской традиции христианского богословия, чуждой интеллектуальным исканиям. Важное значение имеет и апокрифическая традиция, которая не представляет собой единого целого и, по сути, есть отражение и античной, и двоеверной, и мистико-аскетической традиций. Ученые пришли к выводу, что идейный облик Древней Руси формировался на пересечении заимствованных, сознательно и целенаправленно отбираемых, и местных, питаемых язычеством, культурных традиций. Качественные изменения древнерусской культуры определялись, в первую очередь, христианством, но существовала и проявляла себя во всех сферах жизни мощная дохристианская традиция, которая, одновременно, и противостояла новой вере, и давала жизнь многочисленным синкретическим образованьям. Фактор традиционализма повлиял на создание летописаний и сказаний, на жизнерадостность, образность, психологизм и связь с действительностью в творчестве древнерусских мыслителей .
Описанный традиционализм вполне можно понимать и как способ проявления элементов архетипических структур. Архетипический характер традиционных идей обуславливает их историческую устойчивость и значительную инвариантность. В структуре архетипов любая возникшая традиция вызывает одновременное формирование локального комплекса идей, который, постоянно ретранслируясь, поддерживает жизненность этой традиции. Архетипичность славянских архаических идей порождает через "родовой традиционализм" их активное воспроизводство в сознании русского народа. Сложное взаимодействие архетипических идей сказывается в "традиционализме компромисса", а "эпохальный традиционализм" отражает преемственность и используемость в историческом развитии человеческой мысли ранних архетипических комплексов. Традиция по своей сути есть устойчивое проявление архетипа, что обосновывается их обратимой взаимосвязью.
Процесс возникновения и бытования философии в Древней Руси рассмотрен М.Н.Громовым и Н.С.Козловым. Исследователи выделяют в развитии древнерусской философии несколько периодов: к дописьменной поре, предыстории древнерусской философии, завершившейся в конце X века, относится славянская языческая культура, а этап с конца X по XVII век включает становление, расцвет и завершение собственно древнерусской философии. Древнейший дописьменный период истории славянской культуры важен как изначальный, материнский по отношению к последовавшим эпохам, в нем складывается самобытная мифология, в которой проступают элементы философского отношения к миру. Понимание языческого мировоззрения помогает объяснить многие феномены не только древней и средневековой, но и современной культуры. Развитие древнерусской философии происходило в условиях христианизации Руси, принесшей с собой как новые культурные взаимосвязи с цивилизованными странами того времени, так и предпосылки возникновения внутренних процессов, связанных с противоборством местных традиций и вводимых извне образцов государственности и культуры. Древнерусское мировоззрение представляло собой сложное соединение христианства и языческих традиций, но на развивающееся философское мышление преобладающее влияние оказывало христианство как более оформленная в теоретическом отношении концепция, в тоже время и элементы языческого мировоззрения должны быть учтены. Христианство воспитывало объективно-идеалистический взгляд на мир, а язычество накладывало на древнерусское мышление черты пантеистического миропонимания и элементы материалистического отношения к действительности . Вопрос о традициях русской философии поднят в анализе А.Д.Сухова, показывающем как линии преемственности неоднократно резко трансформировались, но каждый раз воссоздавались вновь, и связь времен сохранялась. Первая ломка традиций произошла на раннем этапе становления русской философии, когда теоретизированный дискурс только оформлялся в общественном сознании. Первоначальные зачатки философской мысли на Руси имели языческий характер, но приход христианства сменил идейные ориентиры, однако архаичные традиции полностью не исчезли, несмотря на сильное давление христианской религии. А.Д.Сухов предполагает, что русское православие стало результатом слияния христианства с элементами местных верований, и приходит к выводу, что на различные стороны общественного сознания воздействовало не христианство как таковое, а сложное синкретическое религиозное образование, содержащее немало архаичных понятий. В разных пластах сознания преобладают либо христианские, либо христианско-языческие, либо языческие воззрения. Двоеверие не обошло стороной и философскую мысль, став в средние века существенным фактором ее развития, оно было связующим звеном философской мысли с ее предысторией .
В русской философии многократно дискутировались темы зарождения, развития и особенностей русской философии . Все философские черты изначально архетипичны, но их проявление в русской философской мысли отражает своеобразие национального русского менталитета, характера и "души", то есть влияние традиционного славянского мировоззрения. Онтологические идеи в русской философии взаимосвязаны с трансформированным древнеславянским мифологическим пониманием мира. Русская религиозность архетипически всеобъемлюща и многозначна, природна и задушевна. Взгляды русских философов на историю часто имеют яркую традиционную окраску, при этом идеализируются быт и общественное устройство славян народовластие, общинность, нравственность, религиозность, а также акцентируется центральная и ведущая роль русского народа в будущем развитии всего человечества. Это особенно заметно в философии славянофилов И.С.Аксакова, А.С.Хомякова, И.В.Киреевского и у сторонников наличия в истории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского и, в какой-то мере, К.Н.Леонтьева. Проблемы человека в русской философии рассматриваются в непосредственной связи с архетипическими идеалами свободы, совести, морали, чести и достоинства, долга и ответственности, выбора человеком своего жизненного пути, в этом смысле наглядно творчество Н.О.Лосского. Архетипические идеалы общинности и взаимосвязанности, пришедшие из традиционной древности, легли в основу свойственной русской философии идеи целостности, здесь показательны как славянофилы, так и почвенники - Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский. Наиболее отчетливо первообразы большинства архетипических идей видны в философии русского космизма, в работах В.Ф.Одоевского, Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского. Это идеи духо-материальности вселенной, многоплановости миров Мироздания, взаимосвязь земной и космической жизни, почитание Родины и предковости, единство всего человеческого рода, утверждение многовариантности формы существования людей, вера в богочеловечество, коллективные начала общественной жизни, стремление к свободе, творчеству, но и, одновременно, ответственность за свои поступки.
Русская философия, охватывая широкий круг вечных вопросов бытия, остается вне времени актуальной и значимой. В ней в удивительно органичном соединении религиозных и традиционных идей, транслируемых архетипической системой, подняты и осмыслены темы природы и божественности, человека и свободы, истории и этики. И в XXI веке эти извечные параллели по-прежнему присутствуют в творчестве русских и мировых философов, будучи во многом обусловлены проявлением в религиозно-философской мысли первоначальных архетипов, несущих в себе ярко выраженные традиционные архаические и натурфилософские идеи.


Осипова О. Архетипический дискурс формирования и традиций русской философии // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с.108-113

Hosted by uCoz