В начало
Бушмакина О. Эффект -запаздывающей» реальности-

Открывая проблематику философского постмодернизма, Ж.-Ф. Лиотар отмечает специфику нового состояния, которая состоит в том, что человечество «запаздывает» в своих изменениях по отношению к трансформациям производства реальности. Он указывает: «Можно сказать, что человечество оказалось сегодня в таком положении, когда ему приходится догонять опережающий его процесс накопления все новых и новых объектов практики и мышления» . Отставание человечества от темпов прогресса, с одной стороны, как мы полагаем, приводит к обессмысливанию процесса производства, предназначенного для удовлетворения человеческих потребностей, с другой стороны, происходит «поворот» стрелы времени, т.к. человечество всегда оказывается в «прошлом», или в модальностях времени «прошлое-в-настоящем» и «настоящее-в-прошлом». В любом случае возникает переход от онтического измерения реальности к онтологическому. Появляется семиотическое пространство производства знаков. Они больше не могут отсылать к некой объективной реальности, которая безнадежно отстает от семиотической реальности знаков. Их производство определяется отныне исключительно собственными потребностями. Ж.-Ф. Лиотар констатирует: «Современность, какой бы эпохой она ни датировалась, всегда идет рука об руку с потрясением основ веры и открытием присущего реальности недостатка реальности (peu de realite), открытием, связанным с изобретением других реальностей» .
Ж. Бодрийяр, анализируя процессы развития производства в постсовременном обществе, вслед за Ж.-Ф. Лиотаром, утверждает, что «производство только накапливает и никогда не отклоняется от своей цели. Все искушающие иллюзии оно подменяет одной-единственной: иллюзией себя самого, обратившейся в принцип реальности» . Принцип производства ради производства приводит к появлению множества знаков, не имеющих референтов. Иначе говоря, производятся знаки без отсылки к объектам, наполняющим их значениями. В этом отношении, каждый произведенный знак оказывается пустым, т.е. симуляцией реальности, «обманкой». Реальность пустых знаков является «эффектом» пустого производства, «гиперреальностью». Автономия пустого производства гиперреальности, как пространства сверхобозначения, опережающего человеческое бытие, завершается тем, что «реальное разрастается, реальное расширяется, в один прекрасный день вся вселенная станет реальной, но когда реальное станет вселенским, это будет означать смерть» .
Человеческая история как история либерализации, завершается полным освобождением всего, что было несвободно. Вместе с ним человечество теряет последнюю цель и последнюю иллюзию цели. Его история завершается. Состояние кризиса современный американский социолог Ф. Фукуяма выразил в представлении о «конце истории» как завершении программы западной демократической идеологии. «То, чему мы, вероятно, свидетели, - пишет Ф. Фукуяма, - не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной демократии как окончательной формы правления» .
Больше нет того, что сопротивляется всеобщему порыву освобождения, а значит, нет и реального, которое характеризуется именно этой способностью. Все процессы протекают свободно, получая бесконечное ускорение. «Можно предположить, - пишет Ж. Бодрийяр, - что ускорение современности, технологий, событий и СМИ, всех обменов - экономического, политического и полового - привело нас к космической скорости с тем результатом, что мы стали свободны от значимой сферы конкретной реальности и истории. Мы «свободны» во всех смыслах этой категории, так свободны, что покинули определенное космическое время, проходящее над определенным уровнем, в котором реальность возможна, потому, что гравитация там еще достаточно сильна для того, чтобы вещи рефлексировались, и, таким образом, продолжались и имели некоторые значения» .
Исчезновение объективной реальности маркируется в существенном изменении познания, которое потеряло свой объект. На смену энциклопедическому знанию приходит иное, информационное, отрицающее какую бы то ни было объективность. П. Вирилио, исследует феномены, связанные с трансформацией научного знания и приходит к констатации: «Трагедия познания, сделавшегося вдруг информационным, состоит в том, что технонаука, становясь массовой технокультурой, уже не ускоряет Историю, а порождает лишенное всякого правдоподобия, головокружительное ускорение реальности» . Прогресс не просто настигает человека, но проходит «сквозь» него, оставляя человечество позади себя. Скорость передачи электромагнитных сигналов намного опережает скорость человеческого говорения в обращении к «другому». Коммуникация становится виртуальной. «Время конечного мира подошло к концу», - указывает П. Вирилио. Вместо коммуникации, протяженной во времени, возникает теле-коммуникация, мгновенная передача сообщения. Это «свидетельствует о возникновении так называемого «виртуального сообщества» и нового призрачного социального соседства: «теле-соседства», полностью изменяющего понятие «соседства», означавшего единство времени и места совместного проживания» . Пространство Земли как географическая территория проживания человечества становится незначимым для сверх-скоростей передачи сигналов электронных сетей сообщения. Время сменяется экстра-темпоральностью, а пространство - экстра-территориальностью. Человеческое сообщество становится прозрачным. В нем ничто не может быть скрытым, но существует в пространстве абсолютной открытости взгляду. Общество тюрьмы трансформируется в общество тотального контроля. Поскольку все события происходят в режиме реального времени, постольку будущее исчезает, становится невидимым. «Предпочесть обманчивую виртуальную реальность, положиться на абсолютную скорость электронных импульсов, якобы, мгновенно представляющих то, что время дает лишь понемногу, означает не только свести к нулю географические расстояния реального мира (что уже сделано за одно столетие увеличением скоростных способностей транспортных средств), но и скрыть приближающиеся события за ультракороткими передачами прямого эфира - в общем, сделать так, что ближайшее будущее будет казаться несуществующим» .
Вместе с процессами ускорения и сокращения расстояний существенно изменяются представления о времени. Экс-территориальность сообщения осуществляется в виртуальной реальности в режиме реального времени. По мнению П. Вирилио, «быть в реальном времени - значит присутствовать при событии, которое имеет место за пределами горизонта, а иногда в противоположной стороне света, причем присутствовать в то же самое время, когда оно имеет место. Таково определение реального времени» . Радикальная трансформация представлений о темпоральности порождает возникновение всего лишь двух типов времени: реального и отсроченного (le temps diftere). «Когда-то существовало три времени: прошлое, настоящее и будущее, - отмечает П. Вирилио. - В современных обществах есть прошлое (то есть отсроченное) время, и настоящее (реальное) время, а что касается будущего, то оно программируется машинами, ЭВМ» .
Исчезновение временной модальности будущего, как мы полагаем, обусловлено еще и тем, что рефлексия становится невозможной. Действительно, возможность рефлексии обусловлена временной «остановкой» непрерывного настоящего как непосредственного проживания. Вместе с тем, будущее открывается нам как проекция, существующая в пространстве мышления, или пространстве прошлого. Соответственно, пространство мышления как пространство представлений замещается виртуальным пространством оптического. Знание становится информационным, т.е. набором сигналов электронного кода. Оно больше не имеет смысла как содержания сообщения. Время становится симультантным (одновременностью), пространство оказывается бездистантным (сводится к точке), реальность трансформируется в виртуальность.
Как мы полагаем, приведение пространственно-временных конструктов объективной реальности к «нулю» как к пределу производства дискурса о реальности, позволяет строить рассуждения «набрасывая-заново». Действительно, можно сказать, что предельной реальностью обладает пространственно-временная сингулярность, которая одновременно как конечна, так и бесконечна, т.е. ее можно понимать как конечную бесконечность или бесконечную конечность. По нашему мнению, здесь появляется «вход» в пространство мышления, где исходным конструктом оказывается «точка». Ее существование есть со-бытие бытия реальности конструирования, а значит, данный конструкт может быть представлен в различных состояниях. Поскольку «точка» целостна, т.к. не имеет частей, а значит и бесконечна, постольку она не может изменять свои состояния в постепенных изменениях. Иначе говоря, если выделено существование «точки» как ее состояние, то другим состоянием оказывается ее не-существование. Исходя из того, что «точка» есть, существует в настоящем как «здесь-и-сейчас», ее не-существование является всего лишь проекцией в прошлое или будущее. Открывается пространство конструирования между существованием и несуществованием, которое разворачивается во временных модальностях. Конструированность реальности позволяет представить ее не только как объект конструирования, но и как субъект самоконструирующей деятельности мышления, способного к самопредставлению в «точке».
«Нуль» - это знак, который не означает ничего, кроме самого себя. Соответственно, можно говорить о том, что на пределе мышления реальность самопредставляется в знаках, обнаруживая себя как знаковая реальность в точке субъекта, где пространство состояний «точки» оказывается место-положением смысла текста реальности. Здесь «точка» как исходная позиция конструирования становится «точкой зрения» субъекта конструирования, позволяя маркировать поле «точек зрения», в предъявлении множества позиций, или место-положений. Пространство и время поля «точек зрения» актуализируются в процессе конструирования как семиотическое пространство и семиотическое время, направленность которых манифестируют смысл семиотической реальности. Таким образом, гипостазирование человеческой сущности и реификация человеческих отношений, выражающихся в принципе производства как принципе социального прогресса, завершается открытием семиотической реальности бытия человеческого мышления. Это значит, что принцип производства человека как вещи приходит к пределу, с которого начинается новый способ самопредъявления человеческой сущности в поле смысла.


Бушмакина О. Эффект «запаздывающей» реальности // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, С. 6-10.

Hosted by uCoz