В начало
Игнатова Н. Взрослость как темпоральный феномен

Обращаясь к культурному миру современного взрослого, философия неизбежно исследует феномен времени. Проблемы темпорального бытия взрослости как бы утрачивают сегодня свою однозначность, незыблемую эссенциальность и предстает либо как полимодальный феномен, либо как источник диверсификации в онтологии современного взрослого и взрослости.
Возможность решить проблему взрослости как темпоральный феномен задана самой семантикой слова. Префикс "вз" связан с осознанием движения во времени. Как отмечали Гуссерль, Хайдеггер, Бергсон, Дильтей, быть человеческим индивидуумом - значит проявлять особый тип отношений со временем, подлежать течению времени. Если в Новое время взрослость была осмыслена как определенный возраст жизни человека, завершенный временной этап, то в XX веке культурные манифестации Модерна о связи взрослости и линейно развертывающегося времени были подвергнуты пересмотру.
Блаженный Августин впервые заметил, что трехмодальная структура времени не поддается исчислению. В феноменологии деление на le temps и lа duree означает регулирование пропорций непосредственного и продолженного в индивидуальности с точки зрения культуры. Длительность или дление (перевод В.И.Вернадского) отражает качественный недискретный и динамический характер временного развертывания или становления. Она сопровождает душевную жизнь человека наподобие непрерывной мелодии. Такое время непереводимо в какие - либо мензуры (меры), в нем "исчезает будущее, которого еще нет... растет прошлое, которого уже нет" (Августин). Оно непосредственно переживается и постигается внутренним опытом.
У Бергсона августиновские апории неуловимого настоящего преобразуются в признаки индивидуальности, свободной от хронометрированного времени общества. По Бергсону, время и пространство неразрывно связаны, "время, понятое как среда... есть не что иное, как пространство". С другой стороны, в арсенал европейской мысли вошли такие понятия, как "временящийся мир", "временение", темпоральность. Здесь выработано представление о времени как о синониме становления процесса.
Было поставлено под сомнение общепринятое представление о взрослости как однажды достигнутом вневременном состоянии.
Отрефлексированность устойчивых модальностей пребывания человека во времени постоянно рождает вопрос о целостности человека. Одним из первых обратился к этой проблеме М. Хайдеггер. Темпоральность, по Хайдеггеру, это "смысловая определенность бытия... из времени" . Dasein -временное осуществление бытия - в - мире. Хайдеггер показывает, что в мире существования сущего и явленности различного разные темпоральности.
Прошлое, настоящее и будущее рождаются не как цепочка причин и следствий в классическом дискурсе. Само Dasein имеет особую оптическую структуру, изначальную открытость, участность, скрытое стремление, небезразличие. Экзистенциалы Dasein многократно уточняются Хайдеггером. Речь идет не только об открытости Dasein человеку, но и самопроектировании Dasein в открытом пространстве еще не совершенного, но могущего совершиться. Сущее в отличие от Бытия незаметно и выступает как среда "множествования" смысла, как место отсылов. Растворенная в мире забота через структуру отсылов делает Dasein открытым для человека. Забота коренится в некотором никогда не завершенном и никогда до конца не определенном тревожном радении, приходящем из будущего. Заботящееся Dasein удерживает совершенное, а настоящее приурочивает к исполнению наступающего через самопроецирование себя "ради - чего", радея о будущем. Темпоральность растянута по горизонтали. Особая темпоральная структура события - это не последовательное наслаивание временных модификаций. Темпоральность связана с топосом близости, с просветом в темпоральном горизонте "бытия - ради - чего". Присутствие присутствующего мыслится как растянутость топоса, а не как отдельность когитального субъекта от объекта в классическом или экзистенциальном дискурсе, даже обладающего полнотой интенциональности.
Если в классическом дискурсе смысл выводится в результате определения, то есть в логосе связи, то в дискурсе Хайдеггера, смысл Dasein открывается в логосе преднамерения в определенном предугадывании "в направлении чего". Простертость интенции вертикальная, простертость близости горизонтальная. Для Хайдеггера единственное присутствие будущего в качестве предстоящего перед настоящим вообще не мыслимо само по себе. Участность Dasein, его смысл вытекают из экстазисов времени. Экстазис прошлого, настоящего и будущего объясняется радением и самопроектированием Dasein.
Итак, Темпоральность Dasein определяется изначальным самонабрасыванием здесь - бытия "в направлении чего". Усилие Dasein Хайдеггер называет "экстазис временности". Каждый из темпоральных экстазисов обладает своим собственным проективным смыслом. Темпоральность как таковая возможна только как единство всех экстазисов.
По Хайдеггеру в момент истолкования вещь становится предметом, сущее изымается из целостного мира, происходит разрушение целостности. Разрушение целостности мира рождает тот центр, вокруг которого возникает система отсылов "для - того - чтобы". Возникновение системы отсылов и есть полагание настоящего, "здесь бытия". Возникает экстазис настоящего в едином горизонте темпоральности. Экстазис настоящего служит фундаментом предметного полагания сущего. Одновременно экстазис настоящего является основой интенциональности. Настоящее мыслится как единая Темпоральность. Различение темпоральности возникает в опыте. Предметный мир (утварь у Хайдеггера) конституирован в единстве трех экстазисов. Заботящееся Dasein различает внутренне экстазисы темпоральности. Прошлое - это способность удерживать около себя свершившееся. Будущее - способность проецировать себя в "направлении - чего". Обе эти способности, вызревают во времени, они проявляются не сразу. Они откладывают полноту своего присутствия .
Взрослый может быть понят как принятое на себя и проводимое человеком соответствие озабоченному состоянию, которое отвечает на зов Бытия. Как заботящееся и озабоченное взрослый различает прошлое, настоящее и будущее, но сам по себе он существует в единой темпоральности и одновременно, взрослый способен удерживать у себя свершившееся. Взрослый способен проецировать себя в "направлении чего", т.е. иметь будущее. Кроме того, настоящее взрослого - это система отсылов о смыслах. Чем больше опыта заботы "ради чего", тем больше способность к темпоральной дифференции. Чем больше опыта понимания "ради - чего" и "посредством чего", тем более взрослым является человек. Следовательно, феномен взрослости можно связать со способностью человека заботиться о ком - то или о чем - то и способностью человека обладать темпоральной дифференцией.
Следует отметить, что второе качество взрослого означает его умение не просто дифференцировать экстазисы временности, но и обладать ими всеми одновременно. Присущая классическому дискурсу граница между модальностями времени в феноменологическом дискурсе стерта. Причем стерта именно у взрослого. Взрослый и обладает прошлым, настоящим и будущим. Взрослый и пребывает в прошлом, настоящем и будущем.
Различия реального и внутреннего времени человека приводят к тому, что взрослый может быть понят в аспекте его переживаемого и проживаемого внутреннего времени. Он сам есть становление, где ставшее есть результат его самого. Внутреннее время взрослого не абстрактная длительность, а живое, самостоятельное поле, с которым взрослый может работать, то «скручивая», то «раскручивая» его.
Эта характеристика взрослого в феноменологическом плане. Внутреннее время взрослого не может быть редуцировано к отдельным темпоральностям, но в момент осознания самим взрослым редукция неизбежна (И.Стенгерс). Синхроническое время взрослого дополнено диахроническим временем.
Классические научные представления о времени и пространстве исходят из их гомогенности и из предпосылки о возможности редукции всех временных и пространственных структур к физическим основаниям. Последние трактуются как самый фундаментальный уровень существования, а все иные формы и уровни организации пространственных структур и временных процессов лишь как его модификации, не обладающие особой онтологической значимостью.
В классической философии предпочтение отдается пространственному уровню бытия, так как именно этот уровень обеспечивает миру столь необходимую константность основных законов. Время для классического понимания взрослого не играет существенной роли, ибо в реальности развертываются те состояния, которые задаются некими начальными физическими контекстами. И коль скоро эти константы известны, то в принципе одного - единственного состояния оказывается достаточно для полного описания системы. Рациональная эквивалентность событий предполагает себетождественность взрослости в пространстве и времени.
Связь времени и пространства обнаруживается в хронотопе М. Бахтина -"слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом" . Пространство и время взаимно выявляют и полагают друг друга. Сам человек существенно хронотопичен. Его смыслы связывают его с вечностью, с большой историей.
В этой связи малого и большого, микро - и макрокосма - соединение феноменологии и онтологии человека. Хронотоп не просто существует, он активен. Активность хронотопа определена энергией, укорененной в бытии. Источниками энергии выступают смыслы культуры, выраженные в знаках, словах, символах и мифах.
В событии происходит встреча с Другим, которая переустраивает мир, не лишая его единства. Вместо отрицания настоящего на передний план выдвигается позитивное противопоставление участников события, достигнутое за счет трансцензирования за пределы Я способности к самостоятельной идентификации.
Если взрослый как тело занимает определенное место, то в онтологии взрослый как бы разбросан во временности своего существования.
Взрослый всегда определяет время своего пребывания в данном месте, которое тесно сопряжено с многомерным временем мира. Важна ситуация пребывания в данном конкретном "здесь", тот смысл, который вкладывается взрослым в свое времяпребывание. Взрослый в культурной онтологии вовлечен в многомерные временные культурные связи, смысл которых определяется тем, в какой мере они соответствуют времени взрослого. Таким образом, взрослый демонстрирует умение двигаться и пребывать в различных временах. Везде, где его время осмыслено, он у себя дома. Время взрослый тоже может разворачивать в разных модальностях, путешествуя во времени, «стягивая» и «растягивая» время.
Утрата смысла времени по - разному описывается у разных философов -забвение подлинного, внутреннего времени (М. Пруст, Сартр), разрывы экстазисов (Хайдеггер), когда один экстазис становится самодовлеющим, утрата избыточности, серьезность (М. Бахтин).
Говоря о темпоральности и топосе взрослого, следует упомянуть нефилософские подходы: синергетику и виртуалистику.
Для синергетической парадигмы нет преимущественной линии развития мира. Реальность предстает как взаимодействие развивающихся открытых и далеких от равновесия систем. Сложная нелинейная, нестабильная среда - особый мир, который потенциально содержит значительное число возможных структур времени. Если рассматривать взрослого как сложную диссипативную систему, то элементы системы - психические процессы и состояния - не могут быть ни предсказаны, ни прослежены в прошлом. Устойчивость человека, его идентичность закономерно объясняется принципом подчинения Хакена: исключаются степени свободы элементов (психических процессов и состояний), которые являются устойчивыми. Возникает парадокс: чем более неустойчивыми являются элементы, тем более устойчивой является система.
Уже в философских моделях Хайдеггера и Бахтина взрослый рассматривается как полимодальный феномен, обладающий сложной темпоральностью.
Обращение к исследованию не константных, а временных свойств психики взрослого, таких как творческий подъем, депрессия, тоска, влюбленность, сон и т.п., вызвало появление виртуальной психологии. В виртуальной психологии темпоральность взрослого понимается как сложное образование, состоящее из константных и виртуальных феноменов. Множество несводимых друг к другу онтологически самостоятельных ипостасей взрослого получили название виртуальных реальностей. Эти ипостаси, модальности, реальности обладают следующими свойствами: актуальностью - они существуют "только здесь и теперь" и автономностью - у каждой из них свое течение времени, свой хронотоп. Для человека, пребывающего в какой - либо ипостаси, нет внеположенного прошлого и будущего.
Остается открытым вопрос об истоках множественности, многомерности времени взрослого. Представляется, что здесь существует имманентная связь с прегнантными структурами (Гуссерль) и математическими генерическими объектами (постбурбакистская математика). Видимо, в этом направлении могут быть сделаны открытия в описании темпоральности взрослости.
Темпоральность взрослости в современном полимодальном мире может быть осознана как:
1. нелинейность;
2. обладание темпоральной дифференцией, проявляющейся в "участности" взрослого, то есть в его способности влиять на время и пространство, владеть ими, непрерывно перемещаясь из модальности в модальность;
3. пространственная и временная целостность взрослого - хронотоп, т. е. осмысление места и времени бытия («окрестности» - Хайдеггер, «структурированное пространство» - Бинсвангер), нередуцируемая к отдельным модальностям;
4. переменность топоса и времени взрослого (генерическое понятие).


Игнатова Н. Взрослость как темпоральный феномен // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с. 151-156.

Hosted by uCoz