В начало
Люсов И. Три искушения Христа, проекция вечной истории на современные темы

В жизни современного человека ровно такое количество мистики и увлечений традиционными религиями, какое, было, есть и будет при попытке преодоления «трех искушений, преодоленных Христом».
Развитие человечества, все новые и новые культурные и технологические восхождения подобны закату солнца на жизненном небосклоне. Практически каждое «заявление» той или иной культуры о ее вступлении на новый, более высокий этап развития говорит лишь о том, что в очередной раз необходимо преодоление людьми данной культуры «трех искушений». Подобно тому, как происходит преодоление горных преград (преграды либо обходят стороной, либо преодолевают путем подъемов и спусков), так и в ходе своего развития культура совсем не обязательно преодолела, а не обошла стороной череду препятствий перед очередным восхождением на новый этап развития. То есть в каждую эпоху своего развития культура, в лице своих людей, либо преодолевает «три искушения», либо сторонним образом пытается пройти мимо них, все равно натыкаясь на препятствия.
Обращаясь к многочисленным исследованиям в области развития культур, отмечаем, что у практически всякой культуры есть свои пики развития и есть «провалы» или периоды распада культур. Так было и с культурой Шумер и с культурой Египетской, и Римская культура также испытала на себе и пик развития и распад… Что именно происходит в периоды пикового развития и в периоды распада культур, по этому вопросу существует много различных точек зрения, однако рассмотрим данные периоды культур по вере православной. Еще Ф.М. Достоевский четко подметил в работе «Великий Инквизитор» о том, что «в трех вопросах (Великого Инквизитора) как бы совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая и явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия природы на всей земле», очевидно, речь идет о «трех искушениях Христа». Будет достигнут пик развития культуры или настало время распада, об этом свидетельствует преодоление «трех искушений» или попытки обойти их стороной. Жестоко, но само человечество не в силах преодолеть искушения, преодолел их лишь Христос и святые угодники.
Рассматривая «первое искушение Христа», искушение материальными благами, возможно четко отследить в истории множество примеров как преодолений искушения, так и падений в нем. Римская Империя, обладая громадными материальными благами, была сломлена, ударившись во все большие и большие материальные потребности, попросту в них «захлебнулась». «Культура варваров» изначально складывалась на весьма бедном, в материальном отношении, основании, однако сильной стороной ее дальнейшего развития именно это и послужило, поскольку большие богатства Римской Империи изначально не останавливали откупами, однако в дальнейшем все-таки и эта попытка преодоления «первого искушения» по большей оказалась неудавшейся. Русь, как государство, сильна и велика в то время, когда русских людей происходило не в целях корыстных, но в по вере. Однако и в истории Руси всякий раз преодолев единожды, вновь вставали пред стеной «первого искушения»… В эпоху советской власти, человек русский вновь и вновь представал перед стеной «первого искушения» (причем и «два других искушения» также все время вставали стенами пред человеками…), изначально, во время свержения монархии, затем, по раз за разом, распространявшимся описаниям того, что «за морем есть то, чего ожидают в «светлом будущем»»… Затем вновь смена власти, захлест волнами океана со стороны Западной культуры, практически безграничный океан материальных благ. Новая попытка преодоления «первого искушения Христа» вновь оказалась по большей части безрезультатной, сколько людских смертей в ходе плавания по океану материальных благ среди настоящих акул, раздирающих в целях добычи этих благ…
«Второе искушение Христа», искушение верой. Немыслимо количество людей, государств и культур, которые стояли перед этим искушением, которые сейчас находятся пред ним и которым еще предстоит вновь попытка преодоления этого искушения. По мнению ведущих исследователей-религиоведов, практически каждая религия, изначально обладает весьма немногими материальными благами, лишь за тем, по мере ее распространения среди людей, словно снежный ком, окутывается миром материальных ценностей, все больше и больше утрачивая духовных своих оснований. Так было и религией египтян, и с религией Римлян и еще многими другими религиями. Однако следует различать понятия веры и религии, поскольку вера имеет в себе гораздо более глубинные основания, об этом замечали многие, как то и славянофилы. «Первое искушение» ударяет по внешней стороне жизнедеятельности человека, также начинает крушение религии, следующий же удар, наносится «вторым искушением» по внутренней части, по самой вере. Ужасно по своим последствием измена в вере… Религии одни сменялись другими, но если вера в Бога оставалась жить в народе, значит и религия была жива, однако, зачастую смена религии приводила к распаду веры, поскольку именно в такие периоды человек сталкивался с прочными и мощными стенами, подобными скалам, преодолеть которые было равносильно преодолению «второго искушения» вслед за «первым». На Руси в 14-15 веках, пока сильна была вера, пока вера была не сломленной, но прочной, культура достигала своего фактического пика развития. Искусство, архитектура, просвещение стержнем своим видело веру в Бога и укрепление Православия на Руси. Именно в период укрепления веры, русские люди творили величественные произведения культуры, более того, в период единения по вере на Руси и материально-экономические показатели были на высочайшем уровне.
Столь сильное увлечение современным человеком традиционными религиями обусловлено новым периодом в развитии культур. Для России это период после официального запрета веры, после периода официальной замененности православной веры верой коммунистической, по сути, не оправдавшейся уверенностью человека только лишь в свои силы без веры в Бога. Примечательно, что для своего дальнейшего духовного развития человек всякий раз вновь и вновь должен преодолеть искушения, наибольший охват, искушения имеют во время становления человеком на путь нового духовного роста. Так, после периода советской власти, вся система ценностных ориентиров русского человека была разрушена, а освободившиеся ключевые позиции в этой открытой системе стали заполняться различными формами того громадного разнообразия религиозных течений, которые к этому времени наполнились весьма солидными материальными составляющими. Веками развивающиеся вера православная и культура русская в человеческой системе четко и планомерно стали размываться новыми религиозными течениями, сектами и иными формами «второго искушения» по отношению к русскому народу. Именно в ходе таких воплощений искушения человек обращается к фундаментальным основам, для современного человека это традиционные религии. Поскольку русскому человеку с его внутренней верой наиболее точно сопоставима православная вера (даже не религия), то именно в этом направление и происходит в настоящее время попытка преодоления «второго искушения». Очевидна аналогия с ситуацией, которая сложилась в 16-17 веках на Руси, когда пик развития культуры уже «был пройден», а искушение верой жесточайшим образом разъедало внутренний мир русского человека – итог, раскол церкви, раскол государства, раскол общества, раскол внутренних оснований сущности русского человека. Аналогично и в одна тысяча девятьсот девяностых годах, когда секты большую часть русских людей раскололи… А вслед за распадом, расколом, новый период развития и новая необходимость преодоления искушений, вновь обращенность к традиционным религиям, прошедшим сквозь века, и несущим в себе великие духовные пути преодоления искушений. Современный русский человек вновь открывает эти пути в вере православной, открывая несомненную актуальность решений возникающих проблем только по вере православной. В целом, в мире современный человек вновь и вновь обращается к традиционным религиям, поскольку духовным основанием каждой культуры является традиционная ей религия, обращение к которой видится как отыскание путей преодоления искушения, но это возможно лишь по вере истинной.
«Третье искушение Христа» - искушение властью, разворачивающееся как в минимизированных, так и в максимизированных ее проявлениях. По мнению исследователей, человеку от самого его появления свойственны два типа дальнейшего поведения: либо уход от власти, либо ярое желание таковой. В поисках максимизации власти человек способен дойти до самых высоких вершин на максимально удаленном от Бога дне безумия и тьмы. Какова бы ни была рассматриваемая эпоха, всякий раз человек готов вновь и вновь пойти на все ради неповторимого, горько-сладкого вкуса власти над всем и вся, при этом, внутренний мир и ограничение внутренних его потребностей ему же становятся неподвластными, поскольку он уже разгромлен и «первым» и «вторым» искушениями. Пронзающий насквозь стрелами неверия ужас охватывает исследователя при рассмотрении современных методов и путей к захвату места на дне тьмы, к захвату власти. Невозможным видится это в предыдущие эпохи, однако искушение за номером три всякий раз все более всеобъемлюще схватывает в мощные тиски всю суть человека. И здесь современный человек хватается за всякую соломинку, если взгляд его в момент падения на дно был устремлен хотя бы на миг в сторону света. Именно светом являются для него традиционные религии, увлечение которыми, по последним исследованиям статистических институтов, прогрессирует.
Существует также и вторая стороны искушения властью, ведь по воли Господа, человеку дарована свобода, которую человек в большинстве случаев всеми силами пытается откинуть от себя, передать кому-либо, только оставить за собой, ведь свобода – это ответственность… Стремление отдать свою власть другому, только бы самому при этом получать и материальные блага («первое искушение») и верой бы правили верно, его («второе искушение») и вроде бы власть у этого человека осталась, вроде бы это он сам дозволяет править другим собою, но нет, власть отдана другому, а за самим человеком ее уже нет. Современный человек в различных сферах своего бытия отдает власть то государству, то выборным органам власти, то руководителям, и эта последовательность обширна и всеобъемлюща, вплоть до сферы семьи, где муж все отдает жене… Отказ от свободы, дарованной Господом, есть добавление «горючего в пекло искушения за номером три», отказ от личной свободы есть толчок для развития все новых притязаний на власть других, есть толчок по раскручиванию кома искушений. Неслучайны столь ожесточенные и безнравственные пути достижения власти в современном мире, и именно сейчас вновь человек обращается к традиционным религиям, видя в них раскрытие сути этих баталий…
Однако в самих традиционных религиях, как в настоящее время, так и в иные периоды развития разнообразных культур, вновь и вновь вырастают глобальные стены «трех искушений», религия обрастает материальными составляющими, формируются и развиваются церковные институты, коренная вера подменяется, казалось бы, более простой и очевидной, но уничтожающей для духовных основ самой культуры. Луч света истинной веры многократно преломляется сквозь стены искушений мира человека, в итоге, вера подменяется неверием, суеверием, фарисейством и непризнанием Бога. Изначально свойственные и дарованные Богом обряды и таинства упрощаются, видоизменяются до такой степени, что попросту отменяются. Пример тому, полный отказ от таинства Евхаристии в сектах, возникших на самой поздней составляющей христианства. Да и в католичестве, и в протестантстве таинство Евхаристии сильно видоизменено, более того, в православии таинство претерпевает изменения, то с чего начинали, то, что дарует путь преодоления искушений, то, чем спасен будет человек, именно оно и уничтожается, однако внутренне стремление человека к таинствам остается живым и в новые периоды развития культур только лишь усиляется (другое дело, что затем оно затухает от «стен непонимания», «стен искушения»). По данные статистических исследований по всему, современный человек проявляет четкий интерес, устремляется к традиционным религиям, а точнее к первоначальным основам таковых, ведь именно ранние формы традиционных религий несли в себе первоначальные и наиболее точные ответы на пути сложнейших преодолений «трех искушений».
Жизнь современного человека до верху наполнена многочисленными проблемами, начиная от самых, казалось бы, незначительных, и, завершая, глобальными проблемами мирового масштаба, причем все они выросли на почве «трех искушений», преодоление которых ежеминутно терзает современного человека. Проблемы начинаются в семье, а глобально перерастают в общегосударственные и мировые проблемы всего «современного» человечества. В основании проблем находятся подступы к стенам искушений, отдаленность друг от друга, не единение, но раскол. Единение же достигается людьми в сфере религиозной, даже по большей степени в сфере веры, веры в Бога. Так св. Авва Дорофей очень четко раскрывает сущность единения в противовес расколу: «Представьте себе круг, начертанный на земле, середина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра окружности, называются радиусами. Круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог, радиусы же, то есть прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться друг к другу, столько приближаются к Богу. А также, когда люди удаляются от Бога, они удаляются друг от друга, также удаляются от Бога». В современном мире радиусы все реже и реже встречаются, но вот изломанные сегменты круга все больше и больше разделяют внутренний мир человека, раскалывают семьи, общества и государства, глобальное объединение ядром своим имеет множество касательных данного круга, но не одной интенциональной линии, которая бы хоть частично касалась центра круга или его радиусов. Глобальные объединения разделяют современного человека на части, развивая ту его часть, которая очевидно несостоятельна к преодолению искушений, а поэтому наиболее пластична при лепке глобального кома, который сможет идеально скользить на дно тьмы, традиционные религии – отблески света, обращаясь к которым, современный человек ищет выхода из кома, в который его вминают «три искушения Христа».

Люсов И. Три искушения Христа: проекция вечной истории на современные темы // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с. 173-179.

Hosted by uCoz