В начало
Маркова Т. Книга как миф и миф о книге

Мифы нужны обществу, так как они, во-первых, помогают нам осознать свою значимость; во-вторых, отражают стремление общества показать свои лучшие качества и уважение к истинным ценностям и национальным героям; в-третьих, способствуют прогрессу или регрессу в различных сферах деятельности человека и показывают уровень достижений; в четвертых, дают информацию о том, что думают о нас другие страны и нации. Реальное представление может дополнить миф, а может его опровергнуть. Мифологическое и реальное представления о книге как вечном спутнике человека и о России, как самой читающей стране в мире, расходятся и в то же время дополняют друг друга. В нашем случае миф о России как самой читающей стране в мире вполне справедлив, поскольку в России читают, а что именно читают и сколько времени тратят на чтение миф не указывает. Миф о книге как постоянном атрибуте жизни и творчества человека не теряет свою силу, поскольку книга не исчезает с поля зрения общества, изменяется отношение к ней как источнику знаний, появляются новые возможности и способы совершенствования процесса получения данных, а акт чтения становится все более техническим и поверхностным.
В последние десятилетия в книжной культуре России наметились две тенденции: 1) Рост печатной продукции (тиражи только книг с 1997 по 1998 годы увеличились с 421 до 436 млн. экз. и в связи с этим увеличение объемов продаж книг, потока читателей и нагрузок на массовые библиотеки. 2) Изменение структуры чтения, резкое уменьшение количества «начитанных людей» во всех социальных слоях общества. Возникает вопрос: что люди читают, каков удельный вес чтения, и кого можно назвать читателями и, соответственно, являемся ли мы по-прежнему самой читающей страной или это миф? Большинство опрошенных по данным исследований, проводимых в нашей стране, ответили что больше всего им не хватает времени именно на чтение. Однако, читают везде: в транспорте, в приемных, в скверах и немногих сохранившихся очередях.
На протяжении многих лет значение книги, как вечного спутника человека, претерпело множество трансформаций - от книги как вещи-роскоши - через книгу как источник знаний - к книге как ненужной вещи. В прошлом потребность в книге была постоянной. Скудный ассортимент, отсутствие хороших книг, цензурные ограничения и идеологические предпочтения тех или иных авторов способствовали увеличению тяги людей к книге. Тем более, что до 80-х годов 20 века сфера досуга включала просмотр кинофильмов в кинотеатрах и по телевизору, посещение кинотеатров, музеев, библиотек и театров, считалось престижным покупать книги и иметь системы руководство чтением рассматривалось как средство воспитания граждан, в связи с чем были устойчивы и высоки тиражи классической русской и советской литературы, но существовал и книжный дефицит и постоянно функционировал черный книжный рынок. Постепенно структура чтения меняется. В 1995 г. среди выпущенных книг лидером оказался сентиментальный роман (17% по названиям среди художественных изданий, средний тираж 53 тыс. экз.) На втором месте - остросюжетные произведения (12%, 44 тыс. экз.); на третьем - фантастика (6,3%) и русская классическая и современная художественная литература (6,1%, 34 тыс. экз.). Замыкает список зарубежная современная и классическая литература (2 %, 27 тыс. экз.) . В первой половине 1990-х годов самым популярным был жанр детектива. Интерес к серьезной литературе проявляет незначительная часть населения, и он все уменьшается.
Современная жизнь литературы и книги в России характеризуется обилием печатной продукции на книжных прилавках, возникновением различных издательств и издательских фирм, созданием и тиражированием-копированием произведений классической и современной литературы.. Книг действительно стало больше, а читают меньше. Утверждения "самая читающая страна - Россия" и "молодежь не читает" одинаково мифологичны, и в то же время отражают нашу противоречивую книжную культуру. В круг чтения современных россиян широко вошли разные справочники, руководства, энциклопедии, пособия типа "помоги себе сам" и тому подобные издания. В последние годы наблюдается тенденция к доминированию развлекательности в содержании массовых периодических изданий: журналов и газет. Наряду с такими журналами большим спросом пользуются бесплатные рекламно-информационные газеты, Таким образом, периодические издания начинают специализироваться на удовлетворении все более прагматических потребностей читателей. В работе И.А.Бутенко "Чтение на рубеже веков" приведена характеристика читательского интереса разных возрастных категорий: люди старшего возраста; среднего возраста (30-49 лет) и молодежь (до 30 лет). Представители первой группы либо читают редко, либо вообще не читают. У тех, кто читает, на первом месте стоят исторические произведения (20%); далее боевики и детективы (17%), книги по домашнему хозяйству, саду и огороду (14%); биографии великих людей (10%). Рецепиенты из второй группы на первое место поставили детективы (39%) и романы о любви (33%). На чтение исторических произведений указали 27% опрошенных и книги по домашнему хозяйству читают 22%. Молодежь отдает предпочтение детективам (42%), любовным романам (34%) и кратким жанрам (28%) .
Анализу чтения современной молодежи посвящена интересная статья "Новое поколение выбирает князя Мышкина" А.Иконникова-Галицкого в газете «Невское время.» Следует отметь в чтении молодежи устойчивый интерес к латиноамериканцам - Борхесу, Маркесу, Кортасару. Особой популярностью среди школьников пользуются книги Кундеру и Павича. (по данным опроса 2002 г около трети десятиклассников среди прочитанного за последние месяцы назвали книги Павича) . Произведения этих авторов увлекают анализом параллельной реальности, схожестью с компьютерной игрой. Отсутствие стабильности в современном мире, шаткость культурных ценностей, черствость человеческих отношений и одиночество способствуют тому, что наши дети ищут в параллельных мирах наличие отсутствующих у них атрибутов детства: друзей, игрушек, наставников, верят, что виртуальная реальность - добрый волшебный мир, в котором живут хорошие люди и нет недостатка в дружбе и общении.
Отношение учащихся школ и вузов к русской классической литературе двойственное. С одной стороны, чтение русской классики является обязательным атрибутом школьных программ и программ вступительных экзаменов, с другой стороны, при анализе личностных пристрастий молодого поколения выявляется, что абсолютное большинство произведений русских классиков читателями данной социальной группы не воспринимается. (Исключение составляет Ф.М. Достоевский.) .
Таким образом, читают у нас по - прежнему много. Следует отметить не столько количественное, сколько качественное изменение статуса читателя в современном обществе. Не книга заменяется другими источниками (радио, телевидение, Интернет), а изменяется сам читатель. Современного читателя как бы подменили - он все менее умеет читать, все меньше вслушивается в слова автора, вчитывается в содержание книг. При этом. Миф о книге как о главной культурной ценности, продолжает жить, способствуя консервации в духовной жизни общества форм проведения досуга и источников информации, обеспечивающих трансляцию вечных ценностей и межкультурную коммуникацию поколений в социально пространстве - времени.

Маркова Т. Книга как миф и миф о книге // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с. 193-196

Hosted by uCoz