В начало
Светлана Ан. Образы дракона в духовном пространстве древнего и современного Китая

Издревле и на Западе, и на Востоке дракона считали и считают до сих пор одной из главных причин природных и социальных явлений. Но оценивался он прямо противоположно. В древнем Египте, Иране, в средневековой Европе и на Руси дракон воспринимался как чудовище, носитель злых сил (Змей-Горыныч). Изображение Георгия Победоносца, пронзающего копьем дракона, наглядно осуществляет торжество добра и света над злом и мраком. Иное восприятие дракона у народов Восточной Азии, для которых он - не отвратительный монстр, а дух силы и доброты, духовное начало перемен, поэтому - и самой жизни.
Дракон (лун), согласно китайским словарям, обладает даром метаморфозы: он может по своему желанию быть видимым и невидимым. Это мифическое животное, связанное с культом водной и воздушной стихий; позже - в основном, символ императорской власти. Некоторые синологи полагают, что дракон - тотемное животное протокитайцев - хуася. Иконографически дракон часто изображается с головой коня, оленьими рогами, телом змеи, в рыбьей чешуе и с птичьими когтями, символизируя обобщенный образ фауны. Ему приписывается свойство неожиданно проявляться и исчезать, он считается хранителем водоемов и скрытых в них сокровищ, главным образом, жемчуга; его также часто изображают летящим среди облаков. Нраву дракона уподобляли нрав китайских рек, особенно Хуанхэ, в период катастрофических разливов и наводнений. С этим связано отмечаемое современными китайскими культурологами амбивальное отношение к дракону, как к одновременно притягательному и опасному «хозяину» Реки. Дракон мог выступать и в мифологических нарративах в качестве ездового животного божеств - предков и культурных героев, таких, как Чжу-юн, Чжуань-сюй и Хуан-ди. В старинных преданиях сохранились сообщения о приручении драконов, и даже намек на существование такой профессии, передаваемой в отдельных родах по наследству. Образ дракона был также всегда особо почитаемым носителями власти как ее символическое воплощение, его изображения стали важным элементом декора дворцов и павильонов, а императоры только за собой оставляли право носить одежды с драконовым узором (лунпао). Дракон, несомненно, остается национальным символом Китая и в наше время, а его изображение можно сегодня обнаружить и на халатах, и на оконных шторах, которые продаются в универмагах.
Особенности оригинальных источников заставляют ученых усомниться в факте существования мифологии в Китае как таковой. Во многих исследованиях доказывается тезис о неразвитости в Древнем Китае мифологических представлений о принципиальной невозможности реконструкции подлинных мифологических сюжетов, даже если они и имели место в китайской культуре в период до формирования философской мысли. Однако как бы не оценивалось в науке состояние древнекитайских мифологических представлений и степень достоверности сюжетов, воспроизведенных в ханьских и постханьских источниках, не вызывает сомнений, что эти сюжеты являются полноценным фактом китайской культуры, определив собой тематику и образность национальной художественной словесности и изобразительного искусства, которые можно классифицировать.
В Китае сложилось представление о четырех видах драконов. У каждого из них специфические обязанности. Небесный дракон охраняет чертоги богов; божественный дракон побуждает ветры дуть и творить дождь для блага людей; земной дракон размечает русла рек и ручьев; дракон спрятанных сокровищ охраняет богатства, укрытые от людей.
Мифологические представления людей о драконах, которым подвластны водные стихии, были восприняты даосской и буддийской религиозными системами, получили соответствующую аранжировку и развитие, что в свою очередь укрепило куль Дракона в обыденном сознании. Разноцветный дракон стал непременным украшением древних и современных буддийских храмов.
Мифы, связанные с драконами, неясны и противоречивы, хотя даосизм, весьма эклектичное учение, нашел для них место в своем духовном пространстве. Есть драконы четырех частей вселенной и пятый в центре, есть четыре дракона морей; дракон дождя и облаков, земной дракон (тесно связан с «фэн шуй», то есть геомантией), есть и другие драконы, появляющиеся или отходящие на второстепенный план за длительную историю китайской духовной культуры. Кстати, в даосском пантеоне есть и «старая Дракон-чти родителей своих». Культ Дракона-матери получил широкое распространение в Китае. Судя по изображениям, это благожелательная старая госпожа.
Дракон распоряжается судьбой человека в земной жизни, но не оставляет его, когда жизни приходит конец. Он выступает как перевозчик в иной мир, как поводырь в ином бытии. Благочестивые, настоятели даосы-учителя свою паству, достигнут звездного рая, плывя по Священной реке в «драконах-лодках» или сидя на спине дракона.
Китайские ученые поделили животный мир на пять крупных видов, один из них включал в себя чешуйчатых, во главе которого поставлен дракон. Стрекозу нередко называют драконовой или штормовой мухой. Основанием для этого послужило то обстоятельство, что особенно много стрекоз появляются перед тайфуном, которого, как были убеждены китайцы, вызывает дракон. О существовании какого-то стандартного представления о драконах никогда не было. Фантазия китайцев внесла определенную иерархию в семейство драконов, разделив их на три основные ранга. Первый по значимости это лун, он самый могучий и обитает на небе, а мы знаем, что значение Неба в китайской культуре и общественной жизни огромно. Второй - ли, он безрогий и живет в океане. Третий - цзяо, покрыт чешуей и живет в пещерах. При всем преклонении перед персоной Лун-вана (Царя-Дракона), который испытывали жители Поднебесной, их тяготила зависимость от его прихожей и капризов. Сокровенные чаяния дать ему отпор, когда он того заслуживает, нашли свое выражение в китайской мифологии. Один из его героических персонажей - красивый молодец На Чи, обладавший чудодейственным браслетом, с которым он нападал на Лун-вана.
Сколь живучи верования в существование драконов, дает представление письмо Хуан Вэньчжи, бывшего президента Генеральной торговой палаты Ханькоу. В мае 1931 года он сообщал о появлении покрытого чешуей рогатого дракона, который стал причиной наводнения. С древности правители Поднебесной империи использовали дракона для обожествления своей власти. И в XVII веке, когда император Китая занимал свое место на троне, перед ним ставили зонт из желтого шелка с тремя рядами бахромы, на котором золотыми нитками был выткан дракон. И на государственном стяге империи Цин с 1889-го по 1912 годы тоже красовался дракон.
По распространенному мифологическому представлению дракон пожаловал китайскую иероглифическую письменность. Желтый дракон (хуа лун) всплыл из глубин реки Ло, чтобы презентовать ее легендарному императору Фу Си.
На деньгах, выпускавшихся в Китае, также изображался дракон. Весной 1887 года вице-губернатор провинции Гуандун Чжан Чжидун направил петицию императору с просьбой санкционировать чеканку китайских долларов с эмблемой в виде дракона и получил согласие. В результате на медных монетах, выпускавшихся в ряде провинций XIX-XX веков, на лицевой стороне чеканился дракон, окруженный облаками или волнами. Традиция изображать дракона на деньгах бытует и по сей день, совсем недавно на Тайване выпущен набор монет с драконами.
Дракон - неизменный персонаж полотен китайских живописцев, дракон стал неотъемлемым атрибутом монументальной скульптуры, особенно их много в пекинском парке Бэйхай (беседка «Пять драконов» и другие). Это мифологическое существо традиционно изображается на одеяниях персонажей древних опер. Установился обычай дарить младенцу шапочку новорожденного, которая по фасону напоминает головной убор вельможи ли ученого из старых опер. Этот подарок воплощает наилучшие пожелания новорожденному - расти умным, просвещенным человеком, способным прославить отчий дом. А шапочку новорожденного мальчика украшает дракон.
В эпоху индустриализации дракон стал олицетворением технических новшеств. Так, в 1885 году Таншанский паровозо-вагоностроительный завод выпустил первый отечественный паровоз «Дракон», на котором проехалась императрица Цыси, символизируя вступление Цинской династии в век научно-технического прогресса.
В современном Китае дракон присутствует в быту китайцев в самых разных проявлениях. В 1976 году - году Дракона - на Тайване родилось на четыре тысячи детей больше, чем в предшествующем году. Демографы приписывают это явление желанию родителей иметь детей, получивших благословение Дракона. Ежегодно в пятый день пятой луны по лунному календарю отмечается праздник Дракона-лодки; в этот день устраивает состязание «драконов-лодок», нас которых украшают орнамент или резьба в виде головы дракона, а корму - драконов хвост. Праздник посвящен памяти государственного деятеля Цюй Юаня, который в знак протеста против продажности правительства утопился в реке Мило в 295 г. до н. э. Впоследствии на лодках с флагами и гонгами стали устраивать состязания, кто первым доплывет до места трагедии, чтобы принести жертвы духу Цюй Юаня. В жертву приносили комочки клейкого риса, завернутые в листья. С 1984 года в КНР проводятся состязания в масштабах всей страны, создано общенациональное Общество Дракона-лодки.
Нужно иметь в виду, что для китайца феномен дракона выходит далеко за пределы чисто утилитарного значения. Даже на уровне бытового сознания дракон выступает как прародитель китайской нации. Безотносительно от того, где китайцы живут, они называют себя «потомками дракона». Чувство гордости за свою страну, традиционно присущее китайцам, выражается и в том, что они нередко называют свое отечество «гигантским драконом Востока» и сравнивают быстрое экономическое развитие Китая со стремительным взлетом огромного дракона, называя «четырьмя малыми драконами» новоиндустриальные экономики Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга. Таким образом, лун-ван и сегодня остается символом державы и единения Китая и китайской диаспоры. И по-прежнему главная река Хуанхэ проходит через глубокое ущелье, так называемые Драконьи Ворота. И передается из поколения в поколение легенда, что рыба, прошедшая Драконьи Ворота вверх по течению, превратится в дракона, и такой рыбе с древних времен уподобляют счастливцев, успешно сдавших экзамен на чин и обеспечивающих себе служебную карьеру, а государству - «благородного мужа».

Светлана Ан. Образы дракона в духовном пространстве древнего и современного Китая // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz