В начало
Алла Измайлова. Мифологические персонажи в русской народной педагогике

В русской народной педагогике присутствует такое оригинальное средство воспитательного воздействия, как запука [2]. Запука представляет собой сумму запрета и его объяснения, что усиливает ее возможности по сравнению с простым запретом. Широко известна, например, такая запука: «Не садись на углу – семь лет не женишься».
Использование запук с мифологическими персонажами существенно повышает эффект педагогического воздействия на воспитанника, поскольку их авторитет значительно превосходит авторитет воспитателя.
Запуки часто используют при укачивании младенца. Плачущего ребенка пугают тем, что придет страшное существо, заберет его с собой, или сразу съест. Обычно при этом упоминают Буку – «мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей» [1,C.55]: «Робёнку, буде не слухатце, говоришь: «Спи, спи, Бука идет» [1,C.55].
Родственными Буке считаются Бадяй, Бирюк, Буван, Букан, Буканай, Букарица, Кока, Крыкса, Хохла-мохря и др., которые выполняют те же функции: «Не реви, Бабай заберет (свердл.)» [1,C.26]; «Не реви, Бадяй заберет» [1,C.28]; «Не плачь, Бирюк услышит, ты плачешь – унесет тебя (казан.)» [1,C.48]; «Спи, спи! А то вот Буван придет к окошку… и сволокет тебя к цыганам (арх.)» [1,C.55]; «Не плачь: Букан съест (влад.)», «Нишни, деушка, не то Букан придет и тебя возьмет (твер.)», «Не шуми, не то Буканушко придет (свердл.)» [1,C.57]; «Не дури, Коке отдам!», «На-ко, Коканко, возьми ее! (вятск.)», «Не пойдем на улицу, там Коки еще ходят (киров.)» [1,C.242]; «Крычеть да реветь будешь, так тея Крыкса-то и заберет (костр.)» [1,C.269]; «Хохла-мохря идет, скажешь, спи батюшко, а то унесет (волог.)», «Смотри не шали, Хохла придет (волог.)» [1,C.522] и др.
Внешность упоминаемых мифологических персонажей должна внушить ужас ребенку: Бабай – «страшный старик (волог.)» [1,C.26], Бадяй – «некто ужасный, часто немой, безрукий, иногда хромой» [1,C.28], Бирюк – «страшилище» [1,C.48].
Однако чаще внешность этих страшилищ неясна («Облик Коки неясен» [1,C.242], «Облик Криксы (как и других досаждающих младенцу существ) в поверьях очерчен неясно: это нечто назойливое и «крикливое», неопределенное, но опасное» [1,C.269]).
Наиболее подробны описания Буки: «это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов; хватает, уносит и пожирает детей» [1,C.55].
Другие запуки запрещают укладываться спать на «переломе времени», на закате Солнца. Так, ребенка предупреждают: «Доченька, не ложись спать, когда заря; может Ночница пристать! (лен.)» [1,C.358].
С наступлением темного времени суток надо обязательно быть дома, иначе можно подвергнуться нападению Шуликунов. «В современных поверьях Архангельской области облик Шуликуна (Чуликуна), которым пугают детей и припозднившуюся на посиделках молодежь, объединяет черты святочного ряженого, нечистого, «железнозубого еретика» (опасного мертвеца) и существа, напоминающего Бабу–Ягу <… >. У Чуликунов «во рту как огонь», или «изо рта огонь, в руках каленый крюк, им загребают детей, кто в это время на улице» [1,C.562].
Некоторые локусы требовали особенно правильного поведения, иначе дух-хозяин такого места мог жестоко наказать нарушителя. Таким локусом была баня: «Вот Банный съест тебя, не балуй (свердл.)» [1,C.30].
Наружность Банного страшна: «это черный мохнатый человек, иногда огромного роста с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. Иногда он сед и мохнат, иногда – наг и покрыт грязью или листьями от веников» [1,C.30].
В бане же обитает и Обдериха – дух бани, похожий «на обычную женщину, но «вся в волосах» [1,C.361], которая обдирает с людей кожу, а также подменивает оставленных в бане без присмотра некрещеных детей. «Обдерихой раньше малых пугали, мы край боялись (арх.)» [1,C.361].
Традиционно опасным считается и подпол избы: «Не ходи ночью в подпол: там Корноухий (влад.)» [1,C.260] (нечистый дух). Здесь само наименование подчеркивает изъян ушей – отличие нечистых духов от обычных людей.
В подполье дома или за печкой обитает Лизун – мохнатый домовой дух, которым «крестьяне стращали детей: «Лизун под печкой живет, там на кухне, в чулане. Не плачь, Лизун тебя там съест. Лизун-то в подполье и живет (волог.)»; «Ребятишек раньше пугали, чтоб молчали: «Ой, Лизун выйдет из подполья! (волог.)»; «Уж тя Лизун съест! (яросл.)» [1,C.306].
Еще одно мифологическое страшилище, обитающее в подполье дома, – Рохля, которым также пугают детей: «Рохля, поди знай кака Рохля, у-у! маленьких стращали, Рохля в подполе (новг.)» [1,C.448].
В овине обитал женский дух – Овинница, о которой воспитатели говорили детям: «Не ходи, Овинница схватит! (арх.)» [1,C.372].
Особенно опасный локус – болото, так как там живет Кукан, поэтому воспитатели предупреждают детей: «Смотри, Кукан в болото утащит (влад.)» [1,C.273]. Образ Кукана, так же, как и Буки, таинственен и расплывчат, но подразумевается, что он очень страшен.
Детям запрещают купаться после заката солнца: «После заката солнушка купаться нельзя: Водяной либо помнет тебя, либо к себе за ногу утащит (новг.)» [1,C.104]. Другое наименование Водяного – Волосатик (что в некоторой степени описывает этот персонаж): «Смотри, у речки тебя Волосатик поймает (тульск)» [1,C.112].
Однако особое внимание воспитатели обращали на уважительное отношение детей к природе, глубоко почитавшейся в русской народной педагогике. Нанесение ущерба природе считалось тяжким грехом, и многие мифологические существа были охранителями природы от злых людей, которые могут истоптать спеющие колосья ржи, сорвать еще неспелые стручки гороха, вырвать с корнем грибы и т.п.
Так, запретным для детей было поле, где живет дух поля Кудельница. «Кудельница появляется в зреющем ржаном поле, оберегает его (в основном от детей). Она опасна для ребятишек, преследует их» [1,C.272], поэтому «Все говорили, что во ржи есть Кудельница, ребят сполохали: не ходите, ребята, в рожь» [1,C.271].
С образом Кудельницы сближаются живущие в гороховом поле или огороде Жареник с Жареницей. «Жареником и Жареницей пугали ребятишек, чтобы они не рвали в поле горох (волог.)» [1,C.175] до положенного срока (Спаса–Преображения).
Схожим мифологическим существом является и «Полудница – дух полдня в облике женщины» [1,C.414], которая подкарауливает озорников и в ржаном поле, и в гороховом, охраняя растения в пору их созревания. «Полудница там в горохе сидит, маленькие боялись ей»; «Побегу на покос, мама меня Полудницей пугала, вот выскочит она изо ржи и утащит (волог.)» [1,C.414]; <…> «Детей пугают: «Не ходи в рожь, Полудница обозжет!» или «Ужо тя Полудница-то съест!» [1,C.415].
Полудница заманивает в рожь детей, уводит их за собой. Тождественным существом является и «Полудёнка – старуха в лохмотьях, с клюкой, живущая в огородах (в. казах.)» [1,C.414], которой также пугают детей.
В ржаном поле или коноплях обитает Росомаха – зверь–женщина, которая хватает и уносит забравшихся в рожь детей: «Росомахи во ржи… такая с длинными волосами схватит и утащит (онеж.)» [1,C.448].
Сходные функции наказания детей, вредящих посевам, выполняют и Русалки, живущие в полях. «Раньше говорили детям: «Не бегайте, Русалки в жите! Не ходите по житу, Русалка вас заловит» (защекотает – не ловили, а щекотали)! А как жито сожнут, не пугают уже (смол.)»; «Русалок не видала! Слышала – в старину бегали по полям: каво попадется – изомнут; <…> а ребенка шалокчит – вроде играет, – мнет под собою, как ей жалаится. Они ходют; идет малинький без вниманья: она поймает, и в лес; она ходит по ржи, по коноплям шляется, она догонит, сцапает и прямо как зря и кусает (орл.)» [1,C.456].
Русалки обитают и в лесу, где «сидят под деревом с корзинками в руках, в которых носят ягоды, орехи, бублики, калачи, и этим заманивают к себе маленьких ребят и защекочивают, а потом и радуются» [1,C.462].
В лесу же живет дух мха, оберегающий грибы. Детей, отправляющихся за грибами, предупреждают, чтобы они аккуратно собирали грибы, не сердили Моховика. Иначе «такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес» [1,C.342].
Однако самой страшной хозяйкой леса была Баба–Яга, которая похищает детей и пытается их изжарить, о чем повествуют многие русские народные сказки. Воспитатели часто пугают ею детей: «Баба-то Яга схватит… подико, поди, вот она, тут и есть за дверями!» [1,C.573].
Мифологические существа русской народной педагогики забирают детей, которые нарушают нравственные правила поведения. Нарушитель приближается к «тому» миру, подавая сигнал, что он принадлежит им – тем, кто связан с миром нечистоты и зла. Основные признаки, приближающие человека к «тому» миру, известны: крик и рыдания, непричесанность и неопрятность, безнравственное поведение, особенно в темное время суток и в особых местах.
Мифологические персонажи стоят на страже на границе между нашим и «тем» миром, отслеживая заблудших (в прямом и переносном смысле слова) и забирая их. Всякое нарушение нравственности активизирует силы зла и отдает в их власть нарушителя.
С другой стороны, благонравными детишками нечисть не интересуется, поскольку они ей не доступны.
Таким образом, мифологические персонажи в русской народной педагогике выполняют воспитательные функции в рамках метода запуки и помогают необходимому педагогическому воздействию на воспитанников.

Литература.

1. Власова М.Н. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 1998.
2. Измайлова А.Б. Феномен «запуки» в традиционной русской педагогике // Педагогика. 1997. № 6.


Алла Измайлова. Мифологические персонажи в русской народной педагогике // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz