В начало
Наталья Коростылева. Расщепленность человеческого бытия, мифосимволизм пологенеза

В своих первых попытках осмысления действительности - мифах - первобытный человек уже пытался отразить и осмыслить принадлежность к тому или иному полу. Половая мифосимволика - одна из самых архаичных. Пол человеку изначально задан природой, а все биологическое, в первую очередь, становилось объектом интереса, так как сам человек был её неотделимой частью.
В космогонических мифах древние в символической форме раскрывали глубинный смысл рождения пола и его сущности.
Все древние мифологические системы объясняют сущность происхождения пола разделением на части единого целого.
В большинстве сказаний о сотворении мира говорится, что во Вселенной существовал один единый бог (в Египте - Атум, в Индии - Атман-Брахма, в Китае - Хуньдунь и т.д.), который сотворил мир, разделив его на две равные по значимости силы, на мужскую и женскую. В мифах эти силы представлены в виде образов Бога и Богини, как правило, ещё тесно соприкасающихся друг с другом (например, в египетской мифологии - это Геб-Нут, в вавилонской - Апсу-Тиамат, в китайской - Ху(Инь)-Шу(Ян) и проч.). Эти разные существа, тесно соединенные вместе, впоследствии разъединяются окончательно. Так мужское и женское начала обособляются и существуют раздельно в едином пространстве. Символически это выражается в хорошо всем знакомой Монаде Дай Дзи, в звезде Соломона, где два равносторонних треугольника входят друг в друга, создавая одну геометрическую фигуру. Другими словами, с разделением надвое появляется Бинар, по принципу которому сотворяется всё сущее.
В мифах о сотворении Земли четко прослеживается идея андрогинизма. Первочеловек рождается с наличием в себе самом двух качеств (видимо при сотворении Земли повторяется то, что было при рождении всей Вселенной. Появляется Человек, вбирающий в себя две силы Космоса - силу мужскую и женскую для последующего разделения для рождения всего живого на Земле). Таким Первочеловеком в индийской мифологии был Пуруша (Ману), в китайской - Паньгу, в иранской (заострийской) - Гайомарт, в иудейской - Адам и т.д. С «распадом» Первочеловека происходит и земное разъединение мужского и женского.
Само рождение и существование мужчин и женщин на Земле не является фактом их разобщенности и недоверия друг к другу. Эти качества появляются позже и связаны в мифологии с наказанием людей за их гордость и нежелание поклоняться Богам. В мифах многих народов прослеживается эта тема.
Рассмотрим её на примере библейского мифа об Адаме и Еве в изложении французского философа О.М.Айванхова.
Господь создал Адама по своему образу, и стал идеалом для последнего. Господь взял ребро, чтобы создать Еву, и мужчина стал для женщины идеалом. Мужчина был ближе к Богу по своей квинтэссенции и мог передавать женщине силы, которые она не могла уловить напрямую. Но произошло так, что Адам притянулся к Еве больше чем к Богу и забыл о нем. Пока Адам ставил Бога в центр своего существования, он был свободен и счастлив. Но когда Адам отвернулся от Бога и обратился к Еве, это стало «катастрофой», так как они потеряли друг друга. Они были увлечены в «падение», а вместе с ними и все существа, которые обучались этой парой и были зависимы от неё.
Этот миф нельзя понимать буквально, в нем сокрыт глубокий смысл. О.М.Айванхов считает, что Адам - это не мужчина в прямом смысле этого слова, а Ева - не женщина. Это два принципа, символа, которые показывают, что произошло с человечеством. Адам - это Дух, Ева - материя. Они не могут ни существовать друг без друга, ни развиваться по отдельности, поэтому Адам и Ева по своей значимости равноценны для бытия. Но с обращением Духа только к Материи происходит нарушение равновесия жизни, основанной на поляризации. Мужской и женский принципы искажаются, а это ведет к всякого рода проблемам и конфликтам.
Вспомним также и египетскую мифологию. Богу Гебу было поручено от верховного бога Ра следить за развитием человека. Геб наполняет своей энергией Землю, а божественный разум проникает в человека, давая возможность гармонично развиваться. Люди были наделены уникальной возможностью с помощью земных энергий тренировать своё тело, волю, дух. Развивая духовные силы, люди должны были становиться богами. Но они возгордились и свои способности направляли на удовлетворение своих эгоистических потребностей. Они возомнили себя богами и стали роптать на самого Ра. За это человечество было наказано и утратило многие свои божественные качества, и люди стали «приземлёнными». Аналогичный сюжет можно найти и в греческой мифологии, и в индейской, и индийской и в др.
Итак, расщепленность человеческого бытия аллегорически выражается в его «падении», то есть в нисхождении в материю и отказе от божественного. Когда человек отходит от своего прародителя Бога, он становится слаб и притягивается к низшим сферам или низшему миру, о котором существуют также много мифов у разных народов и которые ассоциируют его всегда с тьмой, страхом и смертью.
Женщины и мужчины вступают в борьбу с самими собой, со всем миром. Они не целостны, они «расщеплены» и всё время проводят в поиске «соединенности», а соединившись, пытаются разбежаться, то есть у них отсутствует понятие о балансе, божественной гармонии.
Но вместе с потерей мужчиной и женщиной смысла своего существования, с раздорами и конфликтами между ними, Бог оставил им возможность перерождения, преображения себя и всего земного мира.
Возвеличить человечество и вывести его из состояния «падения» можно, согласно многочисленным мифам, следуя такому светлому чувству, как любовь в своем божественном измерении. Идеалом взаимоотношений полов является стремление к космическому браку, где силы созидания начал проявляются в полной мере, и тогда в мире наступает гармония и равновесие.
Примером такой пары, вступившей в космический союз, может служить Осирис и Исида в египетской мифологии. Взаимоотношения двух божеств покоряют нас своей любовью, преданностью, верностью друг другу. Сакральное значение мифов, посвящённых богу и богине, пытались раскрыть многие философы. Среди них был греческий мыслитель Плутарх, написавший теолого-философское произведение «Об Исиде и Осирисе».
Мужское и женское начала - это единый вечный союз, который строится на великом притяжении друг к другу - любви. Осирис и Исида - это две половины, два магнита, которые призваны создавать и развивать любовь. Их любовь - огромная созидательная сила, большой творческий потенциал. Согласно мифу Исида находит и собирает воедино останки своего мужа Осириса, обманутого Сетом (Тифоном), и оживляет их силой своей любви. Воскресший любящий бог и богиня создают третье начало – их сына Гора. В аллегоричной форме Плутарх видел в нём организованный мир, порождённый его родителями, священной парой Исидой и Осирисом. Их любовь становится путём и вратами создания мира. Она облагораживает супругов, воссоединяя мужскую и женскую субстанции.
Таким образом, в древних мифах мы можем увидеть глубокий символизм сути пола человека, его рождения и преображения во имя спасения себя и всего человечества. Если анализировать древние мифы, можно многое узнать о жизни современных женщин и мужчин, понять что их соединяет и что разъединяет, что им не достает для счастья.
По сути, в мифах, касающихся пологенеза, утверждается, что мужчина и женщина, некогда «погубившие» мир, его «воскресят», следуя путем красоты и духотворчества. При этом изменятся не только они сами, но и их семья (родители, дети, родственники), а также общество, в котором они живут. Схема изменения мира такова: индивид (мужчина, женщина) - семья - общество. Главное, чтобы эволюция взаимоотношений полов шла по пути «утончения» их форм, а гармоничные сочетания и браки превалировали над бездуховными и крайне чувственными. В этом - залог будущего.


Наталья Коростылева. Расщепленность человеческого бытия: мифосимволизм пологенеза // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz