В начало
Алескандра Семенова. Миф о бессмертии в творчестве

Влияние идей А.Богданова на творчество А.Платонова неоднократно рассматривалось исследователями. Безусловно, что идеолог Пролеткульта, известный философ, писатель, не мог не быть значимой для А.Платонова фигурой. Однако определенный интерес представляет собою идейные переклички в творчестве Богданова и Платонова в мифологическом аспекте. Один из таких аспектов – миф о бессмертии.
Тема бессмертия, бесспорно, онтологическая, так как она отражает некую константу бытия [6,C.42]. Как писал в конце XIX века В.В.Розанов: «Жажда бессмертия, земного бессмертия, есть самое удивительное и совершенно несомненное чувство в человеке» [5,C.11]. Обращение к этой теме в начале ХХ века было обусловлено стремительным развитием науки и техники, которые воспринимались как безусловные средства решения «вечных» вопросов. Этому способствовал и социальный прогресс, дававший новый опыт общественной жизни, новые формы социального устройства. Все это выражалось в том, что миф о бессмертии обретал особое значение – казалось, что с помощью науки и техники люди могут стать богоравными: не только творцами нового мира, но и бессмертными жителями его.
А.Богданов создает свой рассказ «Праздник бессмертия» в десятые годы двадцатого века, и это произведение результат полемики с М.Горьким. По мысли философа, «вопрос о смерти является важным и интересным как для научного миропонимания, так и для эстетического мирочувствования. И здесь и там он должен найти свое место, – в связи стихийного и сознательного развития жизни, в картине стихийно создавшейся и активно создаваемой мировой красоты». Задача Богданова выразить тот взгляд на проблему смерти и бессмертия, который должен быть присущ коллективисту, поэтому он пишет: «Ответ современного миропонимания на действительный вопрос таков: смена поколений в природе, как средство развития жизни, сотрудничество поколений в обществе, как средство завоевания природы, ее организации для человечества». Очевидно, что для Богданова смерть – путь обновления жизни, возможность ее развития. Это «элемент … трагической красоты жизни» [3,C.171]. Или, как эта мысль выражена в рассказе «Праздник бессмертия»: «умирание и обновление духа в вечно существующей материи». Таково, по мнению Богданова, предназ-начение «мудрой природы» [1,C.70].
Рассказ Богданова был опубликован в 1914 году в «Летучих альманахах». Был ли знаком с этим рассказом А.Платонов судить затруднительно. Однако для Богданова характерна определенная идейная цельность: все его художественные произведения: «Красная звезда», «Инженер Мэнни», «Праздник бессмертия» – это своеобразные «иллюстрации» к его теоретическим установкам.
Рассказ А.Платонова «Приключения Баклажанова» написан в 1922 году. Автор осмысливает события революции и ее будущего в жанре «бесконечной повести». Очевидно, что тема бессмертия – бесконечности волнует молодого писателя.
Сопоставительный анализ рассказов Богданова и Платонова позволяет увидеть сходство на уровне сюжета: изобретя бессмертие, главные герои рассказов умирают, хотя и различной смертью, но мотивированной одинаково: «вечная жизнь на земле есть круг повторяемостей, особенно невыносимых для гения, самое существо которого ищет новизны» (Богданов), «умер от собственного спокойствия: все доконал, до всего дознался» (Платонов).
Заметим, что способы бессмертия, открытые главными героями рассказов, во многом отражают собственные авторские увлечения: для Богданова – врача, пропагандировавшего переливание крови как путь к продлению жизни, это физиологический иммунитет, впрыскиваемый в кровь, для Платонова – инженера, электрика – стальной канат – провод, по которому стала поступать на Землю сила бессмертия.
При этом просматривается определенная близость в изображении главных героев рассказов, хотя они различны по своему социальному статусу. Оба героя – культурные герои: добывают или впервые создают для людей различные предметы культуры, принимают участие в мироустройстве [2,C.25]. Однако если «мифы о культурных героях представляют собой своеобразную летопись первых успехов людей в трудовой и общественной практике, проецированных в доисторическое мифическое время» [2,C.25], то Богданов переносит действие в отдаленное будущее, а Платонов – из реального прошлого в будущее.
Герой богдановского рассказа гениальный ученый Фриде, человек разносторонне одаренный: поэт, писатель, художник, скульптор, композитор. Его открытие закономерный результат его одаренности. Именно он изобретает «физиологический иммунитет, – впрыскивание которого обновляло ткани организма и поддерживало в людях вечную цветущую молодость» [1,С. 53].
Епишка, Елпидифор Баклажанов, как пишет Платонов, «на деревенских дорогах … изобрел… бессмертие». Это недалекий деревенский парень, которому понятнее назвать пресвятую деву Марию Огородницей, чем Богородицей [4,C.137]. Способ осуществления бессмертия у этого героя иной: «Стальной канат свис с далекой безымянной звезды, где побывал Епишка, и не давал живым телам разлагаться и перепревать в душных могилах» [4,С. 140].
Подчеркнем, что и в том, и другом рассказе герои стремятся не к личному бессмертию, а открывают эту способность для всех людей. Но мотивировка этого стремления у обоих героев личностна. Фриде изобретает бессмертие, и это дает ему возможность реализовать весь свой творческий потенциал. Последнее, чего добивается герой – решает «вопрос о самопроизвольном зарождении организмов и одухотворении мертвой материи». После чего «более никаких проблем не оставалось» [4,С. 56].
Также и герой Платонова «подумал: не умру». «На далекой безымянной звезде, куда он занесся, он увидел конец Вселенной; Епишка стоял точкой на конце последнего оборота спирали Млечного Пути. Дальше ничего не было видно, и Епишка пожалел, что он человек, и захотел быть бессмертным, чтобы иметь время накопить силу стать завоевателем и жителем того, чего не видно за последней маленькой звездой, за змеевиком Млечного Пути» [4,С. 139].
При этом обретенное бессмертие приводит к разочарованию и Фриде, и Баклажанова. Фриде объявляет, что «всеведение и бессмертие заслуживают не благословения, а проклятия…», потому что «вечная жизнь есть невыносимая пытка… Все повторяется в мире, – таков жестокий закон природы… Целые миры создаются из хаотической материи, загораются, потухают, сталкиваются с другими, обращаются в рассеянное состояние и снова создаются. И так без конца…» [4,С.67] (Курсив мой – А.С.)
Епишка же через сто лет понимает: «за последней звездой оказалась свобода – ничего нет – чудо; возникает, мерцает, пропадает, вихрится и снова плывет без числа, веса, пространства. И вселенных там было сколько хочешь – и все разные. Там была река их» [4,С.140]. (Курсив мой – А.С.)
Сопоставление выделенных курсивом фрагментов текста позволяет увидеть их близость на уровне и образном: миры – вселенные; так без конца – река их; и стилевом: ряды глаголов, раскрывающих последовательность происходящего и являющихся контекстуальными синонимами, (создаются – возникает; загораются – мерцает; потухают – пропадает; сталкиваются, обращаются – вихрится; снова создаются – снова плывет).
Бессмертие оборачивается смертью: «Вечно живое тело и вечно мертвый дух, – холодный и равнодушный, как потухшее солнце!..» [4,С.67], словами богдановского героя. И он же задает риторический вопрос: «И стоило ли человечеству тратить гений на то, чтобы, достигши бессмертия, вернуться в конце концов к старой проблеме смерти?» [4,С.68].
К этой «старой проблеме» авторы и возвращают своих героев. Фриде кончает жизнь самосожжением, что, по его мнению, «будет красиво…» [4,С.69]. Автор пишет: «Без сожалений Фриде покидал землю» [4,С.70]. Епишка – платоновский герой – умер во сне. Его смерть, по контрасту с рассказом Богданова, не отличается трагической красотой: в чулане на полушубке в соседстве с клопами он засыпает и умирает «под храп и вонь Апалитыча». Фантастическая жизнь героя оборачивается заурядным финалом. Однако и в рассказе Платонова нет сожаления о смерти героя: «Апалитыч снес под плетень в полдень тело этого последнего мошенника и стервеца» [4,С.140]. И в этом, безусловно, просматривается некая «мудрость природы»: Апалитыч – хозяин чулана «от старых времен», где «были целы и невредимы… теплые и полные клопы» [4,С.139].
Главное, что сближает героев рассказов – неумение любить. Богданов пишет: «Потомство было слишком многочисленно для того, чтобы сердце Фриде вместило в себя любовь к каждому из членов его семьи. И он любил всех той отвлеченной благородной любовью, которая напоминала любовь к человечеству вообще» [1,С.58]. Своей последней жене герой замечает: «Надо наперед свыкнуться с мыслью, что любовь на земле не вечна…» [1,С.63]. Платонов же о своем герое говорит: «Но в Епишке не любовь была, а мрак и шорох великой, но безрукой силы» [4,С.140]. При этом сам автор верит в то, что «может быть, завтра очнется сердце в человеке и земля растает в голубой глубине любви» [4,С.138].
И Богданов, и Платонов верили в то, что человек способен достичь бессмертия. В рассказах писателей немало сцен, изображающих могущество человеческого разума, воплощенного в чудесах техники. Но оба автора ставят под сомнение саму ценность бессмертия, которое нарушает предначертания «мудрой природы». Неслучайно у обоих авторов бессмертие оборачивается смертью, так как исчезает перспектива развития. Рассказ Богданова заканчивается словами: «Все повторяется!..» [1,С.70]. Платонов дал подзаголовок своему рассказу «бесконечная повесть», что, несомненно, подчеркивает ту же мысль о «вечном возвращении», что звучит и в богдановском тексте. Авторы убеждают читателя, что человечество всегда будет стремиться к бессмертию, но реализация этой мечты обречена. За этим будет возникать парадоксальное стремление к утраченному, то есть к смерти, как условию обновления жизни.
В заключение заметим, что основное различие между рассказами А.Богданова «Праздник бессмертия» и А.Платонова «Приключения Баклажанова» – жанрово-стилевое. Богдановский рассказ – это утопия, а текст Платонова – это ироническая повесть, в которой синтезируется мифологическое и реалистическое, своеобразный синтез бытовой и волшебной сказки.
Литература.

1. Богданов А. Праздник бессмертия // Летучие альманахи. 1914. №14. С. 53-70.
2. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 тт. М., 1992. Т. 2.
3. Неизвестный Богданов / Под ред. Г.А. Бордюгова. В 3-х книгах. Кн. 1. М., 1995.
4. Платонов А. Собрание сочинений. В 5 тт. Т. 1. М., 1998.
5. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского // Литературные очерки. О писательстве и писателях. Собр. соч. М., 1996.
6. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.



Алескандра Семенова. Миф о бессмертии в творчестве
А. Богданова и А. Платонова // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz