В начало
Андрей Иванов. Актуальность мифологизации социального времени

Мифологизация социального времени происходит при соотнесении имевших в это время место событий, действий к сакральному времени, когда определенное событие возникло, было впервые совершено определенное действие. Например, время становится сакральным, когда некая выдающаяся личность в результате некого знаменательного события меняет существующий уклад жизни общества.
Следует согласиться с К.Хюбнером и обозначить это определенное действие/событие понятием архе (начала), что есть “история происхождения” [2,С.122]. В таком случае любое мифологизируемое время будет начинаться с архе, особенностью которого является то, что, хотя архе и возникло в доисторические времена, оно существует вне времени и способно объяснять любой момент времени (как прошлое, так и настоящее и будущее). Причем само по себе архе есть целостная, законченная история подвергаемого мифологизации действия/события.
Итак, время разделяется на сакральное, когда произошли ставшие мифами события, и профанное (эмпирическое, линейное), события которого могут проецироваться на сакральное время.
Феномен мифологизации социального времени в том, что оно мифологизируется не один раз, а с периодичностью. Эти периоды, в свою очередь, входят в цикл, где существует множество периодов, когда актуализируется время начала, таким образом, что жизнь человека и общества воспринимается как циклический процесс. Мифологическое время является циклическим в своей основе в отличие от профанного времени.
Последующий цикл начинается в результате таких действий и событий, которые в дальнейшем всегда будут относиться к сакральному времени и являться моделью разрешения той или иной жизненной ситуации.
Пример можно привести следующий: Великая французская революция в сознании людей есть не только историческое событие, произошедшее в определенный момент времени, а есть “схема, сохраняющая свою жизненность и позволяющая объяснить общественное устройство современной Франции, его противоречия и предугадать пути его развития” [1,С.217]. То есть Великая французская революция относится к событиям другого порядка, к событиям сакрального времени, она есть архе социального события. Провозглашенные тогда идеалы и ценности определяют общественное поведение людей и проецируются на дальнейшую жизнь общества и составляют неотъемлемую ее часть. Вышеуказанный пример показывает, какое важное, и во многом определяющее значение имеет мифологизация социального времени для развития общества.
Циклы сменяют друг друга, и новый цикл символизирует обновление, вселяет в человека уверенность в том, что жизнь никогда не закончится. Более того, конец любого цикла характеризуется уверенностью в новом начале. В этом важная психотерапевтическая функция мифологизации социального времени, особенно актуальная в настоящее время.
Основанное на цикличности возвращение к сакральному времени может, к примеру, устанавливаться в ходе коллективных праздников посредством календаря. Календарь оформляет в мифологическом сознании представление о временном начале, которое соответствует вышеуказанному понятию архе. Здесь следует отметить то, что архе обладает архетипической природой и несет в себе важнейшую функцию сохранения социального опыта в коллективной памяти. Отсюда можно вывести еще одно обоснование актуальности мифологизации социального времени – сохранение и передача знаний и опыта последующему поколению, помощь в социализации.
Важно отметить, что обращение к циклическому характеру сакрального времени занимает значительное место в религиозных концепциях человечества. Причем зачастую сакральное время в таких случаях актуализируется в результате обрядов, ритуальных церемоний. Ритуал уничтожает профанное время и восстанавливает сакральное. Таким образом, при помощи ритуала любое профанное время можно сделать сакральным. В ритуале люди стараются актуализировать, воскресить в памяти, возвратить события, истории сакрального времени. М.Элиаде выделил две основные техники такого возвращения:
1. быстрая и прямая реинтеграция первоначальной ситуации;
2. постепенный возврат к “истокам”, подъем до “абсолютного начала”. [3,С.87].
Если первый случай представляет собой немедленное уничтожение окружающего мира с последующим его воссозданием, то во втором случае существенную роль играет память. При этом в таком случае память может являться знанием. То есть, при постепенном возврате к “истокам” (по-другому – возвращение к архе), человек мифологизирует время, привлекая сохранившиеся в памяти знания предшествующих поколений. Здесь видна такая существенная черта мифологизации социального времени, как обогащение человека знанием своего народа, общества.
В целом можно заключить, что мифологизация социального времени имеет значение и для человека современного общества, и существует несколько причин, почему она актуальна:
- в сакральном времени есть модель для поведения человека, есть объяснение, как ту или иную жизненную ситуации решил мифический герой;
- прибегая к мифологизации социального времени, человек обращается к знаниям, опыту своего народа, которые помогают ему лучше интегрироваться в общество, где он существует;
- цикличность мифологического времени позволяет человеку чувствовать бесконечность своего бытия.

Литература.

1. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001.
2. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
3. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000.


Андрей Иванов. Актуальность мифологизации социального вре-мени // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz