В начало
Ирина Соломина. К вопросу о существовании архетипической памяти

Социальная реальность являет собой удивительный мир, с одной стороны она не может существовать без индивидов, которые, вступая в разнообразные отношения, друг с другом образуют её, но с другой стороны различные формы социальной реальности возникнув в результате взаимодействия индивидов, начинают жить по своим собственным законам. Социальная реальность включает в себя сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления социальных групп, классов, наций и общества в целом. Другими словами, она обладает различными формами общественного сознания, которое включает в себя средства сохранения, трансляции и воспроизводства социального опыта, т. е память. Социальная память, на наш взгляд обладает определённой структурой, в которой неотъемлемой частью является бессознательное.
Целью работы является раскрытие понятия архетипическая память, которая является элементом в структуре социальной памяти. Обозначение роли и значения архетипической памяти в духовной сфере общества.
По мнению В.Шкуратова, “архетипическая память существовала и развивалась в древних первобытных обществах, до возникновения письменности, как живая организация дописьменной технологии” [3,С.243], но её проявления можно было наблюдать и в другое время.
Само обозначение архетипическая память, относит нас к ученью Юнга о коллективном бессознательном. Коллективное бессознательное К.Юнг обозначает понятием архетип, пользуясь термином, Августина Блаженного, который впервые обозначил его. В переводе с греческого архетип обозначает (arhe – начало и typos – образ) – прообраз, первичная форма. Юнг постоянно уточняет и расширяет смысл и значение архетипа. В одном случае он определяет архетип “как общечеловеческие, изначальные образы” и приравнивает здесь архетип к понятию “доминанта”. Понятие доминанта имеет другое значение, но возможно найти общие точки соприкосновения в определении архетипа и доминанты. Доминанта (от латинского - господствующий) – понятие, введённое в научный оборот А.А.Ухтомским, объясняет принципы работы нервных центров и обозначает господствующую в конкретный момент рефлекторную систему, которая определяет направленность и системность поведения индивида. В высшей психической жизни доминанта является инертностью господствующего возбуждения “может служить источником «предубеждения», «навязчивых образов», «галлюцинаций»; но она же даёт учёному то маховое колесо, «руководящую идею», «основную гипотезу», которые избавляют мысль от толчков и пестроты и содействуют сцеплению фактов в единый опыт”[3,С.49]. Ухтомский определяет доминанту, как некую господствующую определяющую энергию или силу, что, несомненно, роднит доминанту с архетипом. Архетипы (доминанты) – общечеловеческие, изначальные образы, которые отличаются от личностного бессознательного тем фактом, что “оно не обязано своим существованием личному опыту и, следовательно, не является персональным приобретением, но обязано своим существованием исключительно наследственности» [1,С.71]. Коллективное бессознательное в концепции Юнга, являются составляющей частью человеческой души, располагаясь в самой её глубине, существует наряду с личным бессознательным.
Юнговские архетипы представляют собой преимущественно образы, персонажи, роли, сюжеты, из которых складываются мифологические мотивы и, потому мифы всех народов являют собой его подлинные образцы. Это подтверждается схожестью мифологических сюжетов всех народов и указывает на единый источник их образований (архетипы). Понимание смысла различных культур связано с пониманием архетипа, “независимо от того, распознаётся его мифологический характер или нет” [7,С.68].
Возникновение архетипов нельзя объяснить никак иначе, как, только предположив, что они представляют собой отражение постоянно повторяющегося опыта человечества. Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. Архетипы – это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов. Коллективное бессознательное как оставляемый коллективным опытом осадок и вместе с тем как некоторое его, опыта, apriori есть образ мира, который сформировался уже в незапамятные времена. В этом образе с течением времени выкристаллизовывались определённые черты, архетипы, или доминанты. Можно согласится с Е.М.Мелетинским, определяющим архетипы Юнга как “структурные схемы, структурные предпосылки образов, существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно биологически наследуемых, как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом» [2,С.160]. Это подтверждает метафорический, или символический характер архетипов. В качестве важнейших архетипов Юнг выделяет архетипы “Матери”, “Дитяти”, “Тени”, “Анимуса”, “Анимы”, “Мудрого старика”, и “Мудрой старухи”. Архетип “Мать” выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. Архетип “Дитя” символизирует и начало пробуждения индивидуального сознания из стихий коллективно-бессознательного, и связь с изначальной бессознательной недифференцированностью, и “антиципацию” смерти и нового рождения. Архетип “Тень” - оставшеюся за порогом сознания бессознательную часть личности, которая может выглядеть как демонический двойник; архетип “Анима” для мужчины и архетип “Анимус” для женщины воплощают бессознательное начало личности, выраженное в области противоположного пола, а архетип “Мудрый старик” и архетип “Мудрая старуха” – высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души.
Можно предположить, что архетипы, как социальная память, включают в себя процессы отбора, сохранения, трансляции и воспроизводства социального опыта. Это подтверждается тем, что в некоторых случаях “архетипы представляют собой отражение постоянно повторяющегося опыта человечества”, или “готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления” [7,С.75].
Таким образом, архетип несёт в себе смысл не только изначальных образов, определяющую энергию, но и одновременно его воспроизведение, что составляет суть архетипической памяти.
Возникает вопрос, каким образом архетипы актуализируются и проявляются в жизни человека и общества? Актуализация архетипов или их трансляция происходит в период жизненного поворота, которые характерны как для человека, для социальной группы, нации, так и для общества в целом. Поворот представляет собой некий процесс, который должен обязательно прийти к какому –либо устойчивому состоянию. По силе проявления поворот можно сравнить с потрясением, связанным с глубокими психическими переживаниями. В это время архетипы являются источником, из которого можно черпать указания к разрешению проблемы противоположности. Из сознательной обработки этих данных получается трансцендентная функция как формирование восприятия, опосредованного архетипами и объединяющего противоположности. Под “восприятием” имеется в виду не интеллектуальное переживание, а понимание через переживание. Юнг указывает на формы проявления архетипов – это сновидения человека, которые могут иметь определяющий характер не только для отдельного индивида, но и для группы людей или общества в целом. Всё зависит от того, кто является носителем информации полученной во сне. Юнг указывает на два вида сновидений: “Обычное сновидение маленького человека и “великое видение”, - обладатели которого великие люди, как-то колдун или вождь. Маленькие сновидения ничего собой не представляют. Но если у кого-то было “великое сновидение”, то он созывает племя, чтобы рассказать сон всем» [7,С.179]. “Великое сновидение” таким образом, приобретает всеобщий (коллективный) характер, оно должно быть сообщено всем, объяснено и, соответствующим образом, вызвать коллективную реакцию. Формами проявления архетипа в обществе является “активное воображение”, под которым Юнг подразумевает последовательность фантазий, порождаемых преднамеренной концентрацией, так же подавленные инстинкты, обладающие естественной тенденцией влиять на сознательный ум, и фантазии, возникающих в состоянии транса.
Решающим значением обладает не сами формы проявления архетипов, а наличие символов, которое наполняет его содержание. Таким образом, архетипическая память – это способность припоминать вещи рассудку и практическому знанию неведомые. Она смыкается с дописьменными мнемотехниками и доставляет не конкретные факты, а смыслы культурного существования. Память здесь действует в паре с воображением, опираясь на сакральные символы, гипноз, магические формулы и возбуждённое тело. Вся дописьменная культура существовала благодаря архетипической памяти. Подтверждение этому можно найти в исследованиях Л.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса, Дж. Фрезера. Проявление архетипической памяти, связано с процессом “ремифологизации”, которое возникло в конце XIX века. Её пионерами были в теории Ф.Ницше, а в плане практики – Р.Вагнер. В ХХ веке процесс “ремифологизации” охватывает поэзию (Йетс, Паунд,), драму (Ануй, Клодель, Кокто), роман (Т.Манн, Дж.Джойс, Г.Брох, Дж. Апдайк, А. Карпентьер, А.Астуриас, Х. М.Аргедас, Г.Г.Маркес, К.Ясин, М.Булгаков). В обществах “архаического типа мышления” используются отчасти сохранившиеся местные фольклорно-мифологические традиции, а в современной литературе и искусстве имеет место использование традиционных мифов и древних сюжетов в искусстве.

Литература.

1. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К.Г.Юнг, Э.Сэмюэлс, В.Одайник, Дж.Хаббэк; сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. М.,1995.
2. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Бессознательное. Т. 1. Многообразие видения: Сб статей. Новочеркасск, 1994. 223 с.
3. Ухтомский А.А. Доминанта. Спб., 2002. 448 с.
4. Шкуратов В. Историческая психология. Ростов-н/Д, 1994. 289 с.
5. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. Спб.,1994. 415 с.
6. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 2003. 400 с.
7. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник. СПб., 1997. 544 с.


Ирина Соломина. К вопросу о существовании архетипической памяти // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz