В начало
Надежда Шорохова. Мифология в экономической теории и повседневности

Всегда и везде, в любую экономическую эпоху человек решает проблемы материального обеспечения. Экономический принцип гласит, что для достижения заданной цели должен быть использован минимум средств. Это означает, что в основе экономики лежит рациональное поведение и продуманное использование средств. При этом необходимым условием для осуществления целерациональной экономической деятельности является ожидание определенного поведения от предметов внешнего мира и людей.
Каждое общество, взаимодействуя с внешней средой и накапливая определенный опыт, вырабатывает программы поведения для его членов. Мир слишком сложен, и недопустимо расходовать ограниченные человеческие силы напрасно. Мудрость, представленная в пословицах, поговорках сказках, мифах, использует только самые испытанные и проверенные образцы и позволяет не продумывать вторично то, что сомнения не вызывает. Миф это то, что не требует доказательств и не подлежит сомнению. Мифология принадлежит к числу самых больших загадок духовного творчества. Она оказала огромное влияние на формирование и функционирование непреходящих нравственных ценностей, практически на все стороны культурной жизни, на повседневный быт, идеологические теории.
Определяя миф и его задачи, Р.Барт обращает особое внимание на то, что, представляя собой систему некоторых сообщений, миф не пытается что- либо объяснить и оказывается чем-то само собой разумеющимся, естественным. Поэтому, превращая историю в природу, миф осуществляет экономию. Он отменяет сложность человеческих поступков, упраздняет всякую диалектику, любые попытки пойти дальше непосредственной видимости. Миф создает новую реальность, в которой нет противоречий.
Мифологическое мышление, существовавшее на протяжении десятков и сотен тысяч лет, непосредственно касается и нашей жизни. Основное направление современной экономической теории, исходя только из одного человеческого побуждения - собственного интереса, становится ограниченным и лишь частично соответствующим предмету. Теоретическая экономия создала миф о поиске максимального производительного эффекта при ограниченных экономических ресурсах и неуклонно возрастающих потребностях общества, то есть поверхностный образ экономической жизни, отражающий рационализацию экономических решений, технологию экономического процесса. В своей современной форме экономическая теория аполитична. Представляясь нейтральной наукой, исследующей рыночный механизм, она, тем не менее, несет идеологическую нагрузку, необходимую капиталистическому обществу. Например, такой термин как эффективность выдается за инженерный критерий, хотя на самом деле его назначение заключается в максимизации выпуска продукции с целью получения прибыли. Подобным же образом в качестве фундаментального элемента экономической системы рассматривается рациональный индивид, максимизирующий свою выгоду. В результате рационально-буржуазный образ мышления воспринимается как самоочевидный закон природного порядка вещей.
Координация хозяйственной деятельности через систему цен, действующих на рынке, может осуществляться, только если выполнены определенные институциональные условия, например: политические условия прав собственности, договорного права, а также соответствующие этико-социальные установки. Индивидуальная и социальная деятельность имеют не только экономические, но политические и этические предпосылки. Вещи становятся для отдельного индивида благами благодаря своим ценностным качествам и восприятию их потребителем. Материальные средства удовлетворения наших потребностей делает экономическими благами их оценка людьми. Абстракция homo oeconomicus оказывается мифологической без объяснения хозяйственной деятельности в контексте буржуазной культуры.
В повседневном быту все обусловлено теми представлениями об отношениях человека и мира, которые создают рекламные образцы, называющие вещи, но не истолковывающие их. Реклама часть той культуры, которая вращается вокруг купли-продажи, в которой эти действия являются весьма существенными, даже сущностными, прославляются и расцвечиваются, но скрадывается сам процесс покупки и потребления. Реклама обходит молчанием процессы производства и рынка, оставляет в стороне реальное общество с его противоречиями. Реклама, устраняя принцип реальности, оказывает мощное воздействие, стимулируя жажду жить определенным образом. Так рекламный миф преодолевает конкретное, воспевая наслаждения наподобие райских на земле. Провозглашая принцип гедонизма, в отличие от пуританской этики, реклама берет на себя ответственность за создание новой природности. Демонстрируя готовность окружающего мира быть проданным и купленным, реклама не только несет ценности этого общества, но протаскивает общественный строй. Она не полагается на произвольность индивидуальных потребностей, а предпочитает их контролировать. Создавая миф о свободе наслаждаться жизнью, реклама предлагает проецировать свои желания лишь на промышленные изделия. Свобода быть собой может осуществиться только в одной возможности быть потребителем. Целью рекламы остается стимулирование спроса и получение прибыли, необходимые для капиталистического хозяйства, а не общее удовлетворение потребностей.
Многообразие и разноликость мифологии приводит к тому, что в условиях современных коммуникаций масштабы мифологизации личности и общества могут быть глобальными. Мифология, как деполитизированное слово, может стать инструментом захвата и удержания власти.


Надежда Шорохова. Мифология в экономической теории и повседневности // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz