В начало
Дмитрий Будюкин. Миф о Старшей Крови и сакральность монар-хии и аристократии в европейской традиции

Мифология является важной и необходимой частью культуры, составляя фундамент культурной традиции и обеспечивая трансляцию основных ее элементов. Многие мифологические архетипы универсальны и, таким образом, принадлежат всему человечеству; другие специфичны для конкретной цивилизации, определяя многие ее особенности и отличительные черты, иногда принципиально важные. В современном общественном сознании мифологические элементы обычно не осознаются, однако при умелом обращении к ним вполне способны проявиться и сыграть значительную роль, оказавшись движущей силой важных социальных явлений и процессов. Таким образом, изучение мифологии необходимо для понимания культурной традиции и адекватного представления о социальной жизни.
Современная цивилизация, в особенности ее социально-политическая составляющая, сформировалась на базе западноевропейской культурной традиции. Эта традиция не в последнюю очередь обязана своим своеобразием силе и влиятельности европейской аристократии, вынудившей государственную власть считаться с правами и выступавшей в качестве оппозиции монархической тирании, предотвращая ее закрепление в качестве устойчивого деспотического режима. Главным источником, из которого аристократия Европы черпала свою силу, был присущий европейскому общественному сознанию архетип сакральности знатного происхождения, наивысшим выражением которого стала идея о родах, потомки которых в силу своего происхождения наделены особыми сакральными качествами — Старшей Крови.
Мифология Старшей Крови остается в определенной мере актуальной и для современного массового сознания. Свидетельством этого служит значительное количество псевдонаучных сенсаций, связанных с данной тематикой. Например, «журналистское расследование» М.Бейджента, Р.Ли и Г.Линкольна [1] привело авторов к выводам, что франкские короли из рода Меровингов являются потомками Иисуса Христа, что их род продолжается по сей день, а также что существует влиятельное тайное общество, имеющее целью приведение их к власти в объединенной Европе. Л.Гарднер [3; 4] излагает теорию о том, что некоторые знатные роды Европы (Меровинги, Стюарты, де Веры, валашские Басарабы) происходят от Ануннаков — божественных властителей древней Месопотамии. Кроме того, идея о Старшей Крови занимает важное место в сюжетах некоторых произведений художественной литературы, таких, как, например, цикл романов о Ведьмаке Анджея Сапковского и «Хроники Арции» Веры Камши. Сам термин «Старшая Кровь» в первую очередь ассоциируется с исключительно популярным в России циклом Сапковского, и при запросе о нем в Интернете выдается огромное количество ссылок, связанных с романами о Ведьмаке.
Наиболее ярким, характерным и известным примером сакральности королевской крови являются Меровинги — первая королевская династия франков. Обилие сенсационных публикаций принесло этому роду неожиданно широкую известность, так что даже один из персонажей фильма «Матрица» носит имя Меровинг, и около половины Интернет-ссылок по запросу о Меровингах связаны с «Матрицей». Важнейшим источником о правлении Меровингов до конца VI в. является книга Григория Турского «История франков» [5]; общий обзор истории дома Меровингов дан в статье В.Н.Малова [6]. Согласно данным современной исторической науки, начало этого рода уходит глубоко в прошлое и, возможно, совпадает с началом самого народа франков. Меровинги были древнейшей династией родовой франкской знати; их род воплощал единство всего франкского народа, его представители обладали в глазах франков сакральным и магическим могуществом, благодетельным для всего народа «королевским счастьем». Эта сверхъестественная сила была связана с длинными волосами, которые носили все короли из рода Меровингов. Как отмечает Григорий Турский, уже первые короли франков, задолго до Хлодвига, были длинноволосыми [5,С.39]. Острижение волос было для них не только позором, но полностью лишало их дееспособности, возможности исполнять королевские функции [6,С.151]. В королевском доме франков не было понятий внебрачного рождения или морганатического брака. Старшинство также не имело значения, и удел короля делился поровну между всеми его сыновьями, каждый из которых становился королем [6,С.153]. Священная сила королевской крови была столь высока, что все длинноволосые короли франков были равны по положению.
Постоянные разделы государства, междоусобные войны и усиление роли майордомов, которые из управителей королевского двора стали реальными правителями страны, привели уже в середине VII в. к полной утрате Меровингами реальной власти. Поздних Меровингов принято называть «ленивыми королями»: от королевской власти у них остались только церемониальные обязанности. С начала VIII в. меровингские принцы воспитываются в монастырях, а затем и содержатся там под надежным присмотром в ожидании, пока на них падет выбор майордома. Новый король отращивал волосы и приступал к исполнению своих несложных обязанностей. У него было скромное владение, откуда его доставляли во дворец для приема иностранных послов или на ежегодные мартовские общенародные собрания [6, С. 156-157]. Практически все «ленивые короли» умерли молодыми, что необычно даже для того времени, причем для абсолютного большинства случаев оснований подозревать насильственную смерть нет.
Другим важнейшим примером веры в сакральность королевской крови являются уходящие корнями в довикингскую эпоху династии скандинавских конунгов. Наиболее выраженным был ореол сакральности вокруг норвежского рода Инглингов. При наследовании престола королями из этой династии также не принимались во внимание старшинство и законность рождения, не требовалась коронация, и власть делилась поровну между братьями. Более того, большинство средневековых норвежских королей родились как раз вне брака, поскольку ни у одного из королей Норвегии X — начала XIII веков не было сыновей, рожденных в законном браке; однако дочери были. Внебрачные сыновья могли быть признаны отцом, и тогда их происхождение считалось бесспорным. Однако нередко бывало, что после смерти короля являлся некто, претендовавший на то, что является его сыном. В таком случае судьбу претендента решал Суд Божий, ордалия — испытание раскаленным железом. В конце XII в. Сверриру, называвшему себя внебрачным сыном короля и не проходившему через ордалию, удалось захватить престол, свергнув впервые в Норвегии коронованного церковью короля Магнуса V Эрлингсона, который был законным сыном королевской дочери. Если допустить, что Сверрир действительно был сыном короля, то династия Инглингов закончилась в 1319 году со смертью короля Хакона V. Датских Скьёльдунгов не стало еще в 1042 году, последняя из двух одновременно правивших династий Швеции пресеклась в 1250. Так что с последним из Инглингов история Старшей Крови в Скандинавии была окончена.
В Древней Руси династия Рюриковичей, происходившая, по-видимому, из Скандинавии, в течение семи столетий пользовалась монополией на княжескую власть. Существенно, что, по одной из версий, Рюрик является потомком рода Скьёльдунгов [8, С. 34]. Если это так (данная генеалогия оспаривается [10]), то современные князья-Рюриковичи являются единственными на сегодняшний день представителями Старшей Крови Северной Европы.
Титул князя на Руси был связан не с обладанием княжеством, а с происхождением от Рюрика, и княжество, по крайней мере в теории, считалось необходимым дополнением к этому происхождению. Даже потерявший владения и обедневший князь по своему статусу был значительно выше самого богатого и влиятельного боярина, ибо князь имел прирожденное право на княжескую власть, боярин же такого права не имел и никаким способом, даже женившись на княжне, не мог его приобрести.
Представление о сакральной силе королевской крови, не допускавшее на трон лиц некоролевского происхождения, имело место также у славянских и, возможно, у кельтских народов. Впоследствии пережитки такого рода представлений использовались на всем протяжении европейской истории в целях традиционной легитимации монархической власти. Так, например, легенда о способности королей Франции и Англии исцелять золотушных, как убедительно показывает Марк Блок [2], была не реликтом идеи Старшей Крови, а позднейшим обращением к ней, и обосновывала уже не столько родовую, сколько статусную, производную от обряда коронации, сакральность персоны и власти монарха. С другой стороны, реликты древней традиции сыграли важную роль в сакрализации дворянского происхождения, что выразилось, в частности, в сохранившихся кое-где в Европе до XX века идеях о родовой связи представителей древних родов с силами природы и животным миром [7, С. 263-266; 11]. В целом можно сделать вывод о важной роли древнего архетипа Старшей Крови в формировании европейской культурной традиции, особенно в легитимации власти и иерархической социальной структуры.

Литература.

1. Бейджент М. Святая кровь и Святой Грааль / М. Бейджент, Р. Ли и Г. Линкольн; Пер. с англ. М., 1997. 448 с.
2. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / М. Блок; Пер. с фр.; Предисл. Ж. Ле Гоффа; Науч. ред. и послесл. А.Я. Гуревича. М., 1998. 712 с., 6 ил.
3. Гарднер Л. Цари Грааля и потомки Адама и Евы / Л. Гарднер; Пер. с англ. М., 2001. 360 с.
4. Гарднер Л. Царства Властителей Колец: По ту сторону сумеречного мира / Л. Гарднер; Пер. с англ. М., 2003. 352 с.
5. Григорий Турский. История франков / Пер. с лат. В.Д. Савуковой. М., 1987. 464 с.
6. Малов В.Н. Меровинги / В.Н. Малов // Вопр. истории, 2000, № 6. С. 150-158.
7. Мичелл Дж. Феномены книги чудес / Дж. Мичелл, Р. Рикард; Пер. с англ., 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 288 с.
8. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии / Е.В. Пчелов. М., 2001. 479 с.
9. Снорри Стурлусон. Круг Земной / Пер. с др.-исл. М., 2002. 688 с.
10. Яманов В.Е. Рорик Ютландский и летописный Рюрик / В.Е. Яманов. // Вопр. истории, 2002, № 4. С. 127-137.
11. Line of Descent for the Preston family, Viscounts Gormanston. // mctiernan.com/drumahir.htm.

Дмитрий Будюкин. Миф о Старшей Крови и сакральность монар-хии и аристократии в европейской традиции // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz