В начало
Арушан Вартумян, Леонид Лазебный. Национальная идея в полиэтнических регионах России – миф или идеология-

На Юге России (геополитическое пространство которого включает, по нашему мнению, Северный Кавказ, Астраханскую, Волгоградскую области, Калмыцкую Республику) пестрота национальных, политических, религиозных, экономических отношений была представлена ещё с 20-х годов ХХ века. Именно в этом регионе России велика значимость социально политических процессов, связанных с функционированием различных социальных групп, в том числе новых сословий (казачество) и слоев (мигранты), взаимодействие их при достижении определенных целей, с одной стороны, а также отношения с ними государства, партийных и общественных структур - с другой. В этой связи необходимо осмыслить и проанализировать сам процесс регионального партийного строительства с учетом разрешения различных моделей этнополитических проблем южнороссийского региона.
На юге России представлен практически весь политический спектр партий и движений. Несомненный интерес для нас представляют партии, придерживающиеся в решении национального вопроса политического традиционализма и национально-патриотические движения. На территории ростовской, Волгоградской, Астраханской областях, Ставропольского и краснодарского краев сильнее представлены партии традиционалистского и консервативно-умеренного крыла, а в республиках Северного Кавказа (Кабардино-Балкарская, Адыгея, Дагестан Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Чечня и Ингушетия) - различные национал-патриотические движения, процесс структуриализации которых в политические партии только начинается. На Юге России, таким образом, вырисовывается «русский пояс» и «национальные государства».
В «русском поясе» национал-патриотизм представляет собой идейно-политическое течение, основанное на абсолютизации исторических (в большинстве своем православных) традиций - монархизма, соборности, общинности, стихийного коллективизма и т.д. Большинство партий этого типа отличается стремлением к патриархальному общественно-политическому устройству и откровенно апеллирует к антидемократическим ценностям - установлению в России сильного авторитарного режима. Присутствие в спектре национально-патриотических лидеров многих недавних функционеров коммунистического движения диктует им необходимость размежевания с прежними взглядами. Отсюда их подчеркнутый антикоммунизм, который в сочетании с антидемократизмом приводит идеологов данного течения к оправданию национализма.
В отличие от остальных направлений традиционалистские партии и блоки крайне разобщены и придерживаются различных, зачастую противоположных подходов к решению главной из декларируемых ими задач - всемерного укрепления и возвышения русской нации и российской государственности.
Возникновение этнополитических объединений, традици-оналистских блоков и партий сопровождается разработкой, иногда стихийной, соотвествующих идеологических концепций, в центре которых обычно находится спонтанно или целенаправленно генерируемая национальная идея, часто противопоставляемая так называемой «русской идее». Лояльные, ориентированные на федерализм информационные и идеологические институты (научно-исследовательские центры и средства массовой информации) склонны называть такие национальные идеи мифами. Это представляет собой заблуждение, чреватое значительными негативными последствиями. Во-первых то, что в денном случае называют мифом, таковым не является, так как имеет реальное политическое пространство и время и продуцирует деятельность по теоретической разработке и внедрению в массовое сознание конкретной национальной концепции и программы действия. С подобной деятельностью можно вести борьбу с применением всех политических, идеологических, социально-психологических средств. Во-вторых, признать указанные «национальные» идеи мифами означает отказаться от всякой идейной борьбы с ними. С мифом бороться нельзя, так как миф – это не выдумка, а образ жизни. Миф как таковой может быть вытеснен только другим мифом. Если принять такую позицию, то и сам федерализм (с «русской идеей» в центре) предстает аналогичным мифом. Поэтому идейная оценка ситуации на Юге России и соответствующие ей концептуальные системы должны исключить отношение к ней как к мифу и должны использовать для стабилизации этнополитической ситуации исключительно взвешенные и научно обоснованные методы.
Государственное непротивление этнонационализму в республиках в составе России ведет к политической нестабильности, социальной и межэтнической напряженности, экономическому кризису, массовой миграции. Понятно, что в социальных науках не разработан и не апробирован надежный алгоритм описания этнополитических процессов. Данная статья сосредоточена на поисках методологических оснований для анализа конкретных ситуаций в отдельных административных или территориальных единицах южнороссийского региона.

Арушан Вартумян, Леонид Лазебный. Национальная идея в полиэтнических регионах России – миф или идеология?// Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Материалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz