В начало
Денис Давыдов. Национальная идея во взглядах Владимира Соловьева

Одним из первых русских мыслителей стремящихся концептуально решить проблему национальной идеи был В.С.Соловьев – мыслитель, поэт, создатель «философии Всеединства», пытавшейся ответить на наиболее волнующие вопросы не только теории, но и жизни.
Во взглядах Владимира Соловьева вопрос о национальной идее, о ее поиске, о ее развитии раскрывает и заключает в себе центральную идею (принцип) – идею Всеединства, но заключенную в рамках истории человечества и отдельных его частей – наций.
Суть мирового процесса мыслитель трактует как борьбу Божественного Слова и адского начала за власть над Мировой Душой. Эта борьба должна завершиться восстановлением отпавшей Мировой Души с Богом и восстановлением Божественного Всеединства. Этой конечной целью определяется эволюция сначала в природе, а затем в истории - «космический процесс, подготавливающий рождение человека духовного» [1,C.59].
Впитывая идею Конта, Соловьев представляет человечество, как единый социальный организм, как целое.
Мировую же историю, мыслитель, представляет как «длинный ряд свободных актов на пути к восстановлению богочеловеческого единства». Формой существования человечества во времени он видит, как воплощение и становление идеи всемирной теократии, которую он отождествляет с «цельным обществом», противоположностью современного ему атомистически разрозненного общества. В «свободной теократии», по Соловьеву, духовное общество, то есть церковь, в свободном внутреннем союзе с политической и экономической сферами жизни образует «один целый организм» [6,C.262].
История человечества и теократии начинается, по Соловьеву с момента созданием Богом человека. Его грехопадение – есть грех против теократии. Цель человечества – божественное совершенство или быть как Бог. Грех же в том, что на основе свободной духовной воли, человек отверг путь совершенства через послушание заповедям Божьим, а стремиться достичь его своим путем. Таким образом, он отвергает не Бога, а Боговластие, то есть Теократию. Если цель сохраняется, то она будет достигнута другим путем – «окольным и трудным, образующим с тех пор историю человечества» [5,T.4,C.347].
Содержательную сторону теократического устройства он заключает в три «теократические служения» - священническое, царское и пророческое, являющихся проводниками Божественного управления человечеством и обеспечивающие взаимопроникновение Божественного и человеческого начал. Эти служения распространяются на все основные области общественной жизни - религиозную, политическую и социальную [4,T.1,C.231-232].
Владимир Сергеевич неоднократно подчеркивал не принудительную, а направляющую роль христианских ценностей в жизни человеческого общества [2,C.405-410; 4,T.2,C.342]. Таким образом, рассматривая историю, мыслитель видит в ней ряд этапов воплощения теократии в мире.
Первым периодом он рассматривает национальную теократию евреев, основанную, по Соловьеву, на свободном договоре с Богом. Но реализация теократических служений проявляется здесь в гипертрофированно сильной пророческой власти и слабых царских и священнических [4,T1,C.239].
С появлением Христа на земле начался новый период истории. Христианство явилось воплощением и расширением иудейской теократии приобщив к ней национальные элементы, что еще больше ее возвысило и усилило образующие начала. Выражаемое теократией безусловное единство божественного и человеческого, должно реализоваться в истории человечества.
Теперь судьба теократии была связана с развитием Византии. Но здесь христианство принимает только формальный характер. Признавая себя христианскими, общество и государство руководствуются полуязыческими идеями, основанными на римском праве. С другой стороны, Византия дала важный фактор – царскую власть. Но в своей обособленности она не может полноценно развивать идею теократии. Это не приближает общество к богочеловечеству [4,T.1,C.93-98].
Следующий этап – западная церковь. Но в силу политических особенностей здесь царская власть слаба, она раздробленна на много государственных образований. Доминирующей здесь является первосвященническая власть в лице Римского Папы. Но, преобладая в ущерб другим, она тоже ограничена [4,T.1,C.239].
Воплощение нового этапа философ видит в России. Она обладает «религиозным и монархическим народом», унаследованной от Византии сильной царской властью, историческим прошлым, подтверждающим возможность больших поступков для теократии (трех последовательных отречениях от своих традиций: призвание варягов, крещение, реформы Петра). Теперь Россия должна совершить свое главное предназначение в мире – новое отречение, приняв католичество [4,T.2,C.427].
Так Запад дал теократии первосвященническую власть, Россия призвана дать царскую. И когда « могущественный царь протянет руку помощи гонимому первосвященнику», тогда теократические начала дополнятся третьим недостающим элементом – « тогда встанут и истинные пророки из среды всех народов» [4,T.1,C.253]. Всемирная теократия станет, как полагает Соловьев, преддверьем царства Божья.
Исходя из этой доминанты в историческом процессе, он рассматривает идею нации «не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [3,C.117-210], как нация послужила идее теократии, Богочеловечества. Признавая единство человеческого рода, очевидно, что ни один народ не может жить для себя, но лишь участвуя в общей жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни – вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога» [3,C.187]. Этот моральный долг изменить нельзя, но отношение отдельных наций к нему может отразиться на их судьбах как «благословение», (если он принимается), или как «проклятие», (если он отвергается).
История подсказывает, что «отречения» России - (призвание варягов, крещение, реформы Петра) - способствовали ее развитию. Эти преобразователи, проникнутые просвещенным патриотизмом, отбросив «национальные интересы», видя истинные потребности народа «не останавливаются ни перед чем, чтобы внести, хотя бы насильственно в Россию ту цивилизацию, которую она презирала …. Участие в жизни Вселенской Церкви [Теократия] в развитии великой христианской цивилизации, участвовать в этом по мере сил и особых дарований своих – вот единственная истинная цель, единственная истинная миссия всякого народа» [3,C.192].
Абсурдность идеи любви ко всему человечеству, а не своей родной нации он отвергает, сравнивая человечество с организмом, а нацию с отдельным органом - в этом случае абсурдно утверждать, что организм – абстракция, а отдельный орган - реально существует. «Идея отдельного органа не может обособлять его и ставить в положение противоборства к остальным органам, но она есть основание единства и солидарности со всеми частями живого тела. … Христианская истина утверждает низменное существование наций и прав национальностей, осуждая, в то же время, национализм, представляющий для народа то же, что эгоизм для индивида: дурной принцип, стремящийся изолировать отдельное существо…» [3,C.192].
В связи с этим, новых славянофилов и борцов за национальную идею он называет лжепатриотами, которые вместо конкретной цели видят только ограниченную часть и е возводят в цель, тем самым, преклоняясь перед идолом, отвергая истину если отношения не изменить, то такая «политика эгоизма и национального отупения приведет к крушению нашу историческую миссию».
Но дух эгоизма не так легко отдать в жертву. Церковь – проводница Всеединства в России, становится покровителем «узкого национального партикуляризма, а зачастую и пассивным орудием эгоистической и ненавистнической. Если церковь страж - насильно загоняющий «овец в стадо», то это уже не христова церковь, а полезное для государства учреждение и к делу богочеловечества непригодная».
Таким образом, по мнению Вл. Соловьева, очень часто национальная идея является политическим мифом, так как уклоняет национальный орган от нормального развития человеческого организма, поэтому необходимо очень тщательно и взвешенно подходить к идеям и лозунгам, побуждающим нацию к деятельности. Служение человечеству не отвергает национальной идеи, но требует ее правильно понимания и последовательного осуществления.

Литература.

1. Гайденко П. П. Вл. Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.
2. Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь, М., 1991,С.405-410.
3. Соловьев В. С. Русская идея // Русская идея. М., 1992.
4. Соловьев В. С. Собр. соч. в 2-х тт. М.,1989.
5. Соловьев В. С. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1912.
6. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания. Минск, 1999.

Hosted by uCoz