В начало
Диана Мамычева. Миф сегодня

Наша эпоха оказалась временем рождения новой мифологии, возвратом к мифологическому мышлению. Как писал в «Диалектике мифа» отечественный философ А.Ф.Лосев, миф, укорененный в самой человеческой жизни, есть диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще [1, C. 457], поэтому потребность и способность к мифотворческому отражению жизни неотъемлемая составляющая любой эпохи.
Исторически миф возникает как попытка построения на интуитивно-образном уровне восприятия целостной картины мира. Изучение мифа предмет многочисленных научных (З.Фрейд, А.Потебня, А.Веселовский и др.), философских (Ф.Ницше, К.Юнг, Э.Кассирер, В.Топоров, М.Бахтин, А.Ф.Лосев и др.), художественных (Т.Манн, Д.Джойс, Ф.Кафки и др.) штудий. И спектр его интерпретаций поистине безграничен.
Универсальными характеристиками мифа являются:
1. глобальность масштаба;
2. синкретичность;
3. универсальность;
4. сакральность;
5. отсутствие рациональности;
6. консервативность;
7. целостность;
8. нерефлексивность.
Но всегда миф – «форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельным явлением реальности» [2, C. 634].
Поскольку миф «представляет собой своеобразное опредмечивание коллективных фобий, оформление в ярких и доступных образах массовых ожиданий, страхов и надежд» [2, C. 634], его культурное существование неотделимо от социально-исторического контекста. В этом смысле особенно актуальным и интересным представляется анализ его особенностей в современной культуре. Несомненно, весь спектр значений и характеристик мифа в современном мире трудно охватить по причине емкости и глубины мифического, мы постараемся дать основные, наиболее явные его характеристики.
Одной из причин, повлиявших и, в конце концов, определивших особенности, значение и роль мифа в современной культуре является характер современного культурного сознания, отмеченного стремлением обрести целостность, объяснить и объединить мир, который снова утратил определенность и понятность. Ослабление традиционных рационалистических структур мышления приводит к усилению иррациональных мотивов и настроений. В этом смысле, возвращение мифа связано c необходимостью противодействовать позитивистскому истолкованию мира, с кризисом рационалистического миропонимания, сменой идеалов рациональности, поиском новых мировоззренческих оснований, трансформацией ценностей. В этой ситуации миф оказывается важным эвристическим моментом в поиске новых ориентиров и смыслов. Так, в рамках постмодернизма происходит актуализация в новом концептуальном контексте традиционных мифологических метафор (например, мифологемы «Хроноса» в постмодернистской концепции исторического времени или «тантрического яйца» в концепции тела без органов), кроме того, в постмодернизме имеет место деконструкция оппозиции между философией и мифом, между мифом и логосом (Ж.Деррида) [2, C.638].
Другой тенденций современности является становление информационного общества и как следствие массовой культуры и массового сознания, породивших «человека массы». Именно новый статус «человека массы», что стало не столько количественной, сколько качественной его характеристикой, во многом определяет характер современного мифа, поскольку массовое сознание всегда мифологично. Поверхностный характер массового сознания и его доминирование в культуре низводит мифическую глубину до простейших форм, опустошая полноту первичного мира смысла, именно эту характеристику подчеркивает Р.Барт, анализируя современную мифологию. «Функция мифа – удалять реальность, вещи в нем буквально обескровливаются, постоянно истекая бесследно улетучивающейся реальностью, он ощущается как ее отсутствие» [3, C.270]. Затрагивая глубинные архетипические смыслы, современный миф не объясняет реальность, он ее замещает, деформируя. Сознание массового человека не успевает за потоком происходящих изменений, и миф в этом случае выполняет терапевтическую, защитную функцию, редуцирующую сложные интеллектуальные проблемы к примитивным дуальным оппозициям «хорошо-плохо», «наши-чужие», дающую возможность отдохнуть от ответственного выбора. Как пишет Р.Барт, миф «отменяет сложность человеческих поступков, дарует им эссенциальную простоту, упраздняет всякую диалектику, всякие попытки пойти дальше непосредственной видимости, в организуемом им мире нет противоречий, потому что нет глубины, этот мир простирается в своей очевидности, создавая чувство блаженной ясности, вещи, будто сами собой что-то значат» [3, C.270].
Наиболее наглядно характер современного мифа воплощают средства массовой коммуникации, их ведущая роль в интерпретации событий, по сути, воплощает главнейшую функцию мифа – превращение хаоса в космос. Однако современность с помощью СМИ создает мифы особого рода, в основном, имеющих политический характер. Мифология в средствах массовой коммуникации начинает выступать не средством познания, а идеологией социального управления и манипулирования массами. Сознательное конструирование, а не стихийность, является определяющей чертой современного мифа. Структурирование, организация сознания становятся специальным видом властных технологий: меняя одну матрицу на другую. В этом смысле можно сказать, что «миф как таковой исчезает, за то остается еще более коварное мифическое» [3, C.284]. Современный миф в подавляющем преимуществе не несет больше целостности восприятия мира, поскольку сама возможность существования целостности сегодня поставлена под вопрос (постмодернизм), он оказывается социальным конструктом, приобретая характер симулякра (симулякр – образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на собственной реальности [4, C.423]).
Современный миф отразил кризис современной культуры и сознания, будучи опредмеченной человеческой природой, он несет в себе ее раскол. Р.Барт пишет: «Современный миф дискретен: он высказывается не в больших повествовательных формах, а лишь в виде «дискурсов»; это не более, чем фразеология, набор фраз, стереотипов» [3,C. 15]. Сознание человека пытается спрятаться в мнимой целостности мифического восприятия, но сама симуляционная природа современного мифа не позволяет это сделать.
Таким образом, характер современного мифа определяется, с одной стороны, характером современного массового сознания, поскольку миф всегда представляет собой своеобразное опредмечивание массовых ожиданий, а, с другой, – стремлением с помощью образно-символического представления обобщить новый социальный опыт, позволяющий дать целостный образ мира. Несомненно, это лишь некоторые из детерминант современного мифа, которыми весь потенциал мифического не исчерпывается, поскольку мифическое глубоко сопричастно человеческой природе, а она никогда не даст развенчать себя до конца.

Литература.

1. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
2. Новейший философский словарь. Мн., 2001.
3. Барт Р. Мифологии М. 2000.
4. Культурология XX век. Словарь. Спб.,1997.


Диана Мамычева. Миф сегодня // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира:
Б87 Материалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004. 339 с.

Hosted by uCoz