В начало
Айгуль Салахова. Проблема национальной идеи как политичес-кого мифа в эссе Патрика Зюскинда -Германия, климакс- (взгляд художника)

На пути к общей цели – постижению действительности взгляды философов и писателей могут взаимообуславливаться и дополнять друг друга: в данной работе проблема философского осознания действительности писателем (читай: художником) была рассмотрена на материале эссе «Германия, климакс» Патрика Зюскинда.
Патрик Зюскинд — живой классик современной немецкой литературы, автор канонического постмодернистского «Парфюмера» и лирической истории «Повести о господине Зоммере», одноактного монолога «Контрабас», а также небольших по объему, но при этом глубоких историй и рассказа. Главные герои произведений Зюскинда — alter ego писателя — одиночки, чудаки и неудачники, однако всегда мужчины. Проблема героев-аутсайдеров, загнанных временем, особенно актуальна в настоящее время, когда система оценочных критериев писателя налагается на преображенную творческим сознанием окружающую действительность (и, важно заметить, сознанием, помещенным в постмодернистский контекст).
Объектом нашего исследования является эссе Патрика Зюскинда «Германия, климакс» как одна из наиболее поздних работ (внелитературного плана), написанная на сегодняшний день этим современным классиком немецкой литературы. Центральной проблемой, которую рассматривает здесь Зюскинд является проблема, объединения Германии. Вошедшее в учебники по истории ХХ века как «одно из самых серьезных изменений политической жизни Европы» это событие маркировано у Зюскинда совершенно иначе: символика разрушения Берлинской стены — символа «холодной войны» и раскола Германии — противопоставлена у Зюскинда мироощущению «экзистанса», одного из «немецкого народа — самого счастливого народа в мире!» [1].
Мы рассматриваем особенности эссе П. Зюскинда на разных уровнях: философском, идейно-тематическом, символическом, а также прослеживаем связи этой работы, написанной после «9 ноября 1989 года» с предыдущим творчеством немецкого автора.
 Несмотря на жанрово-тематическую специфику, эссе «Германия, климакс» оказывается связанным с центральной темой творчества Патрика Зюскинда — темой одиночества человека и темой смерти. Ситуация осознания гибели (в одночасье!) целого государства — Родины автора. Таким образом, в контексте эссе Зюскинда деструктурирующим началом, которое приводит к отчуждению, к осознанному или нет аутсайдерству, оказывается «странно и глупо звучащее «Гер-ма-ни-я-е-ди-но-е-о-те-чест-во!» [1]. А Я-Наблюдатель — помещенный в контекст всеобщего ликования, с одной стороны, и собственного Страха за Германию (эссе взято из одноименного сборника) — оказывается в типичной экзистенциалистской ситуации, когда внутренние побуждения субъекта сталкиваются с ситуацией Тревоги, невозможности самореализации и выполнения своего предназначения. Центростремительной силой в структуре эссе оказывается Тревога, Страх, нарастающий в сознании повествователя по мере развития ситуации «Гер-ма-ни-я-е-ди-но-е-о-те-чест-во!». Принципиальным является максимально серьезный, вне-иронический тон повествования, не характерный для большинства произведений Зюскинда.
 Важно особо отметить символику женского начала в эссе «Германия, климакс». Вне зависимости от жанровой специфики произведения женские образы (и шире — женское начало) оказываются связанными с темой смерти (в немецком языке слово «смерть» мужского рода (der Tod), но о связи ее с женским началом Зюскинд рассуждает в первом же своем произведении — пьесе «Контрабас» [3]). В любом случае именно женщина — путь к смерти, деструктурирующее начало, аллегория зла. В эссе «Германия, климакс» воплощением женского начала оказывается ФРГ, эдакое «ныне покойное» государство, смерть которого оттого страшна и тревожна, что лишена смысла как в масштабах одного человека, который в ней вырос, так и в масштабах вновь нарождающегося государства — «Гер-ма-ни-я-е-ди-но-е-о-те-чест-во!».
 На уровне образов-символов следует особо отметить — образ ФРГ; образ комода, вокруг которого «валяются в беспорядке камни преткновения»; мотив пути (ключевой для Зюскинда) и связанный с ним образ поезда и пассажира в нем («Меня подташнивает, как пассажира, который сидит в мчащемся поезде, не знает маршрута, не знает места назначения и не уверен, что выдержат рельсы» [1]).

Литература.

1. Зюскинд П. Германия, климакс //
http:// magazines.russ.ru/inostran/1999/6/zuskind.html
2. Зюскинд П. Голубка. Три истории и одно наблюдение: Повесть, рассказы. СПб., 2002.
3. Зюскинд П. Контрабас: Пьеса. СПб., 2002.
4. Зюскинд П. Повесть о господине Зоммере. СПб., 2001.
5. Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы: Роман. СПб., 2002.



Айгуль Салахова. Проблема национальной идеи как политичес-кого мифа в эссе Патрика Зюскинда «Германия, климакс» (взгляд художника) // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz