В начало
Елена Кулешова. Семья как тотем в религиозной общине мормонов (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней)- история и современность

Девальвация системы семейных ценностей в современном мире, падение роли семьи, рост количества одиноких людей, однополых браков, появление нетрадиционных форм брака, таких как свинг, шведская семья и брак на время, падение рождаемости – все это дает богатую почву для интереснейших исследований. На фоне указанных перемен в мировоззрении современного человека архаично выглядит церковь, которая не только традиционно поддерживает институт семьи, но сделала из него своего рода культ – это Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, иначе называемая ЦСПД или мормонской. Церковь эта относительно новая, но уже успевшая зарекомендовать себя как одна из самых скандальных и самых богатых. Она была создана Пророком Джозефом Смитом в 1820 году, когда он получил откровение о необходимости и возможности восстановления Церкви Христа, которая, якобы, перестала существовать в момент смерти Спасителя. В качестве подтверждения Дж.Смиту были даны золотые листы с неизвестными писаниями, которые впоследствии получили название «Книги Мормона», и изумрудные волшебные очки для прочтения этих писаний. Учение Джозефа Смита имело успех – тысячи людей последовали за ним, обустроили пустынный штат Юта и сейчас число последователей мормонизма приближается к 8 миллионам человек (по данным ЦСПД на 2002 год).
Как известно, причина гонений на мормонов в основном состояла на том, что система ценностей новой церкви в отношении семейного устройства резко различалась от общепринятой: говоря конкретно, мормонов обвиняли (и это подтвердилось) в многоженстве и развращении женщин. Второе выражалось в том, что, во-первых, замужнюю женщину, имеющую своим супругом не мормона, «освящали» к принятию божьего царства половым актом мужчины церкви, имеющие чин священства, т.е. как бы заключали с этими женщинами «запечатленный» брак. Исследователи отмечают случаи «передачи» и «обмена» женщинами, а также другие виды отношений, не одобренных обществом. Только принятие властями США закона, суть которого заключается во фразе «пять лет тюрьмы за лишнюю жену», побудило Пророка получить откровение Святого Духа о том, что пора остановиться на одной жене. Но до сих пор возбуждаются семейные процессы по фактам многоженства у мормонов, хотя руководство церкви официально декларирует моногамию, и от многоженцев, как членов церкви, отказывается.
Прежде чем определить роль семьи в системе ценностей мормонов, необходимо остановиться на одном из основных понятий их вероучения, а именно – на небесном воздаянии. По вере мормонов, всякий человек после смерти попадает во вполне реальное место (планету, мир) соответственно своим воззрениям и образу жизни. Всего существует пять уровней таких миров (или совокупностей миров): «чистилище», где содержатся души, которые не слышали об учении мормонов – для них путешествие не окончено, потому как и чистилище посещают мормонские миссионеры, а крещение за умерших осуществляют их потомки; «ад», который заполнен нераскаявшимися злобными душами; и три уровня небес. Первый уровень называется «телестиальным», иначе – «миром звезд» или «миром звездного света». Второй – «террестиальным», «миром лунного света». Третий, высший – «целестиальным», «миром солнечного света». Количество света, как видим, увеличивается и символически обозначает все большее приближение к Богу, к его славе. В третьем, «солнечном» царстве, на планете Колап проживают сам Иисус Христос и его Отец. Вероучение мормонов предполагает, что только мормонская семья в полном составе, к тому же соблюдавшая все предписания и обряды, «запечатленная» в храме, может быть принята в этот вожделенный солнечный мир. Просто правоверный мормон или мормонка, не связанные узами брака, могут рассчитывать, в лучшем случае, только на «лунный мир».
Рассмотрим теперь, как создается мормонская семья, как она существует до и после смерти супругов, и почему, в буквальном смысле, она является тотемом для исповедующих веру Джозефа Смита.
Мормонские семьи делятся на две основные категории: семьи потомственных и новообращенных мормонов и семьи новообращенных, созданные до крещения.
Создание первого типа семей происходит после соблюдения целого ряда условий. Например, многие родители женят своих детей «по сговору», т.е. избирая им в супруги людей, равных по имущественному и социальному положению, происходящих из семей потомственных мормонов и, по возможности, старых знакомых семей. Также многие семьи новообращенных мормонов создаются «по расчету», поскольку брак с иноверцем не приветствуется по единственной причины – он имеет статус прелюбодеяния до тех пор, пока супруг-иноверец не примет крещения в мормонской церкви, и брак не будет запечатлен. Естественно, до этого времени супруги будут обязаны жить либо по отдельности, либо будут виновны в сознательном прелюбодеянии, что уже грозит отлучением от церкви супруга-мормона.
Семьи новообращенных, созданные до крещения, семьями не признаются до тех пор, пока они не пройдут обряд «запечатывания» в мормонском храме. Почему это происходит? Во-первых, гражданская регистрация брака у мормонов не признается, равно как и венчание (или иной обряд) в любой другой церкви, поскольку, согласно словам Дж. Смита, церковь была утрачена на Земле со времен смерти Христа, и восстановлена только по данному Первому мормонскому Пророку откровению. То есть, все церкви, существующие на Земле сейчас, имеют только крупицу Истины, а полнота Истины наличествует только в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, а потому не могут претендовать на действенность совершаемых обрядов. Следовательно, истинный брак заключается только в мормонском храме. Утверждение об истинности только «запечатленного» брака является неофициальным, внутрицерковным мнением, а вовне ЦСПД декларирует, что: «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней признает действительность светских браков и считает их юридически и нравственно обязательными договорами, заключаемыми супругами на всю жизнь» [2, C.12].
То, что семья – это некий тотем в идеологии мормонов, доказывается многочисленными примерами, взятыми непосредственно из речей видных деятелей ЦСПД, книг, анализом общецерковным программ : «...для нас важно сделать свои семьи центром нашей жизни и вершиной всех приоритетов: Семьям отведено главенствующее место в плане нашего Небесного Отца, - говорит Л. Том Пэрри, один из Двенадцати Апостолов. – (Семья - это) созданная особым волеизъявлением Господа ячейка, ... убежище от бурь, которые все яростнее бушуют вокруг нас» [1,C.40]. Семья – это нечто, что не принадлежит полностью тем, кто ее составляет: «Господь дал их (семьи) нам, чтобы посмотреть, как мы будем обращаться с ними. Они станут нашими навечно, только если мы останемся верными» [1,C.42]. Под верностью понимаются: соблюдение «дня субботнего», т.е. посещение воскресных собраний; ведение личных и семейных дневников; проведение семейных советов; установление и поддержание связей с близкими и дальними родственниками; личные собеседования между родителями и детьми; написание писем родственникам и миссионерам; генеалогические исследования; посещение родственников или тех, кто болен и одинок; миссионерская работа; пение церковных гимнов [1,C.42]. Пожалуй, именно мормоны славятся тем, что они собрали гигантские семейные архивы в специальной Семейной библиотеке в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, в основном, благодаря тому, что каждый человек перед крещением в их церкви (за себя ли, за умершего ли родственника) обязан заполнить подробную анкету, в которую, в частности, включаются данные на супруга, родителей и даже родителей супруга.
Интересным моментом в семейной идеологии мормонов является вопрос о том, что происходит в случае смерти одного из супругов, либо развода. Внутри церкви существует следующее правило: и мужчина, и женщина вправе избрать себе второго (третьего и т.д.) спутника, но мужчина может запечатлеть новый брак, а женщина – нет. После смерти мужчина, у которого, скажем, было пять жен, умерших одна за другой, на небе обретает счастливую семью из всех пятерых женщин. В то же время женщина, будучи замужем однажды, разведясь и выйдя замуж во второй раз, после смерти оказывается супругой, возможно, одной из многих, первого мужа. Таким образом, избегнув на земле обвинения в многоженстве принятием моногамного брака, мормоны, тем не менее, не отступили от ранее принятой ими, еще во времена Первого Пророка, практики многоженства, перенеся ее из кратковременной реальности в вечность.
В чем же причина этого стремления к многоженству? Дело в том, что, по верованиям мормонов, все мы имели «Преджизнь», т.е. реально существовали на какой-то другой планете. Для нашего совершенствования нас перенесли на Землю, причем при переносе произошла потеря памяти. После успешного прохождения испытания нас ждет «рай» - одно из небес. Но как много осталось еще наших собратьев там, в Преджизни! Поэтому первоочередная и, пожалуй, единственная, кроме создания уюта в семье, задача женщины – рождение как можно большего числа тел для воплощения душ. Как ни странно, но и после смерти, в царстве Бога, женщины будут продолжать рожать - видимо, потому, что Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь». То есть, с точки зрения мормонов, люди как дети Бога, приятны своему Творцу, и увеличение их количества есть свидетельство их благополучия, как следствия удачного творения. Собственно, плодовитость женщин является своеобразным свидетельством успеха акта творения Бога.
Таким образом, создание, умножение и процветание семьи – это один из способов, пожалуй, главнейший после соблюдения «субботы», а в чем-то и смыкающийся с ним, получить благословение Бога и твердую уверенность в достойной загробной жизни. Фактически, создание семьи и деторождение в ее рамках – самая важная миссия для мормона, длящаяся, к тому же, всю жизнь. Создание крепких внутри и внесемейных связей превращает ЦСПД в единую большую семью, в которой семейные ценности ставятся превыше всех прочих, и сами становятся разновидностью ценностей религиозных. В этом смысле можно сказать, что, доведя примитивную первоначальную идею Дж. Смита о плодовитости и многоженстве до совершенства, применив ее к современным условиям, мормоны действительно сделали семью – тотемом: «... каждому из нас заповедано вступать в брак и иметь детей, чтобы в будущем мы могли стать Небесными Родителями ... Семья – важнейшая единица в Церкви...Церковь существует, чтобы помочь семьям достигнуть вечных благословения и возвышения» [3].

Литература.

1. Лиахона, № 5, 2003 г.
2. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Издание для СМИ с сайта www.media.lds.org.
3. Основы Евангелия. Издано Церковью Иисуса Христа Святых последних дней. (б/г)


Елена Кулешова. Семья как тотем в религиозной общине мормонов (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней): история и современность // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz