В начало
Ольга Максименко. Взаимовлияние утопии и мифа

Взаимовлияние мифа и утопии в социально-политических и культурологических исследованиях характеризуется в литературе как крайне сложная и малоизученная тема. Порядок рассмотрения этого взаимодействия как одной из стадий информационного процесса эволюции социокультурной системы можно пояснить суждением А.Ф. Лосева: «Миф никогда не исчезает из психологии человека, принимая участие в придании любой идеологии ее конечной формы» [7,C.33]. Согласно выводам многих исследователей [4; 5; 8], именно ранние описания «золотого века» явились тем исходным пунктом, от которого начинает свое развитие европейская социальная утопия, передавшая, в свою очередь, влияние этих описаний на произведения нового и новейшего времени. «Рационалистическое переосмысление мифа привело к созданию социальной утопии – утопии, в которой заимствованные из мифа популярные символы применялись философами, историками, политическими деятелями для построения и пропаганды различных проектов и теорий идеального государственного устройства» [6,C.17].
Парадигма «золотого века» была широко использована в самых разных по форме и содержанию утопиях. Миф, по версии М. Элиаде, «есть повествование об архетипическом событии, имеющем символическое значение, указывающем на необходимость его копирования в ритуальном акте и убеждающем в реальности этого события путем эмоционального переживания от исполнения ритуала» [9,C.41]. Миф  вымысел особого рода. Рождаемый коллективным творчеством на основе коллективного опыта, он являет собой своеобразный, идеализированный, эмоционально окрашенный слепок с реальности. Миф вплетен в культурно-историческое самосознание общества, является частью его культуры, «ибо содержание описанной веры – поверх жизненных обстоятельств» [9,C.41]. Можно выделить следующие характерные для утопии и мифа черты, отмечаемые исследователями:
 утопия и миф повествуют от имени воображаемой реальности;
 в их основе лежит идея творения мира;
 утопия и миф формируют познавательную модель мира;
 архетипический образ обретенного рая лежит в основе утопического стремления обрести гармонию в реальной земной жизни.
Благодаря взаимодополняющим характеристикам, утопия и миф образуют феномен социальной мифологии, обеспечивающий целостность той картины мира, которую создает утопия в обществе. В роли мифологизированной действительности выступает не современное общество, а действительность, принадлежащая либо идеализированному прошлому, либо идеализированному будущему [2,C.67]. Социальная мифология составляет существенную часть обыденного сознания и является его важнейшим элементом. В кризисные периоды в культурах различного типа, на основе принципов традиционных мифов, складываются социальные мифы  преувеличенные или искаженные представления о действительности, сознательно внедряемые в общественное сознание с целью формирования нужных социальных реакций. Как подчеркивает Э.Я. Баталов, «когда утопическая идея, низведенная в целях пропаганды до популярного лозунга, забрасывается в народ и в итоге становится программой деятельности миллионов людей, она неизбежно обретает черты мифа. Рационально структурированные идеи становятся предметом коллективной веры, исключающей возможность критической рефлексии. Яркое тому подтверждение  судьба марксизма в России, где сначала завершилась его утопизация, а потом утопия, ставшая идеологией, обрела мифологические черты» [1,C.21]. Социальный миф формирует у членов той или иной общности представление об их судьбе и цели. М. Липовецкий подчеркивает в культурологическом эссе: «…Тоталитарной власти, нужна не сказка, а миф как конструкт реальности, ведь то, что окружено верой, принимается за реальность. Именно на тотальности мифологизации и строится могущество этой власти.… Это отказ от сказочной утопии в пользу идеологических мифологем, якобы репрезентирующих, а на самом деле формирующих реальность» [3,C.267-268].
Если утопический проект в обществе актуализируется, становится идеологическим проектом, он приобретает форму целеполагающего социального мифа. Процесс такого взаимодействия обеспечивается компенсаторной функцией утопии. В результате взаимовлияния мифа и утопии содержание мифа как формы культуры трансформируется, вбирая в себя новые черты будущей реальности, моделируемые утопией. В свою очередь, эволюция утопии продолжается в социокультурной среде, раскрывая перед обществом рациональную идею в образах коллективной иррациональной веры.

Литература.

1. Баталов Э.Я. Политическая утопия XX века: вопросы теории и истории. М., 1996.
2. Кнабе Г. Основы общей теории культуры. М., 1999.
3. Липовецкий М. Утопия свободной марионетки или как сделан архетип // Новое литературное обозрение. 2003. № 60.
4. Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. М., 1980.
5. Хюбнер К. Истина мифа. М.,1996.
6. Чернышов Ю.Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории. 1992. № 1.
7. Хренов Н.И. Культура в эпоху социального хаоса. М., 2003.
8. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
9. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.


Ольга Максименко. Взаимовлияние утопии и мифа // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz