В начало
Елена Муранова. Музыкальное искусство в системе соотношения массовой и элитарной культур

В соответствии с энциклопедическим определением, музыка – «вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты)» [2, С.730].
Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит одновременно средством общения людей и средством воздействия на их психику.
Музыкальная деятельность человека: творчество, исполнительство и восприятие. В рамках рассматриваемой темы, нас интересует именно восприятие - «восприятие музыки – сложный многоуровневый процесс, включающий физическое слышание музыки, ее понимание, переживание и оценку» [2, С.737].
Дополнительными стадиями восприятия музыки, выходящими по времени за пределы ее реального звучания, являются, с одной стороны, формирование у слушателя установки на восприятие, а с другой – последующее осмысление услышанного, его воспроизведения в памяти или в собственном исполнении.
По силе влияния на психику человека, музыка, по-видимому, превосходит все остальные виды искусства. Недаром в древнем мире музыка считалась сильной разрушительной стихией. Мандельштам писал, что «эллины боялись флейты и фригийского лада, считая его опасным и соблазнительным. Недоверчивое отношение к музыке как к подозрительной и темной стихии было настолько сильно, что государство взяло музыку под свою опеку, объявив ее своей монополией, а музыкальный лад – средством и образцом для поддержания политического порядка, гражданской гармонии» [4, С.222].
Это и не удивительно, музыка часто является побудительным фактором, причем как к созидательным, так и к разрушительным действиям. Известно, что религиозное влияние на человека также усиливается музыкой соответствующего типа. Храм является совершенным акустическим инструментом. Он действует как инструмент концентрации звука, исторгаемого человеком, и обыгрывается различными формами освоения этого пространства общим хоровым и сольным пением. В пространстве храма создается единое музыкально-информационное поле, заряженное высшими эмоциями человека и всем комплексом его ощущений Сакрального, Единого, Вселенского измерения Бытия.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить два типа побуждающей музыки, условно, позитивный – то есть, призывающий к разумному, доброму, и негативный – деструктивного характера. Конечно, нельзя забывать, что музыка вполне может быть и нейтральной, фоновой, практически не оказывающей влияния на слушателя.
Статистика показывает, что инстинктивно человек предпочитает эмоционально-позитивные, светлые стили Моцарта, Бетховена, Чайковского и Баха. Затем следуют Шопен, Шуберт, Брамс, Гайдн, Гендель и Вивальди, музыка которых, при существенных стилистических и исторических различиях, также наполнена светлыми, очищающими энергиями, то есть, это, по нашему определению, позитивная музыка.
К негативной музыке можно отнести, с большой долей вероятности, следующие направления: «техномузыка», «металл», «тяжелый рок» - из-за повышенной агрессивности в звучании, отупляющего ритма, диссонирующих аккордов, использования звука «на всю катушку», что, несомненно оказывает негативное влияние на психику.
Особенно тяжелый рок и металл. Неоднократно писалось, что тяжелая музыка «обращается к ритмам сатанинского происхождения» [6,С.57]. Известно, что многие металлисты интересуются сатанизмом, имеют соответствующий имидж, используют сатанинскую тематику и образы в текстах и оформлении дисков.
Если известно, что инстинктивно слушатель тянется к позитиву, то почему же такое распространение получает негативная направленность в музыке?
Человек – существо общественное, он сравнительно легко поддается влиянию среды. С развитием информационных технологий влияние на слушателя – зрителя упростилось до предела – радио, телевидение, Интернет и газеты – даже тогда, когда они прямо не доводят звучание музыки до слушателя, они создают и поддерживают интерес к этим видам искусств.
Определяющую роль приобретают технологии звуковоспроизведения и массовые технологии культуры, существенно меняющие привычные установки, поскольку технологии культуры - звукозапись, видеозапись, электротехнологии звука могут использоваться как в контактных (например, домашнее музицирование), так и в дистанционных технологиях музыки, охватывающих миллионные аудитории, но не образующих контактных полевых структур сознания.
Если исходить из предположения, что массовая культура – это «единая, интернациональная культура, которая по необходимости должна быть поверхностной и простой, чтобы ее воспринимал и понимал любой представитель общества, независимо от его культурного уровня» [4,С.303], а элитарная культура, соответственно противопоставляется массовой, то можно сделать следующие предположения:
1. Массовая культура – термин скорее негативный. Несмотря на ее распространенность, а может, именно по этому, она, как и ее потребители, слишком сильно подвержены внушению, и склонны слепо следовать моде.
2. Элитарная культура – термин скорее позитивный, хотя и с существенными оговорками. Во-первых, по определению, элита – явное меньшинство в обществе. Во-вторых, иногда вкусы «элиты» выходят за рамки не только общепринятых, но и входят в конфликт с моралью общества. С другой стороны, элита не так сильно подвержена чужому влиянию, та же реклама обычно не в состоянии изменить ее предпочтения, а это уже явно позитивный фактор.
В целом же, если противопоставлять эти два вида культур – массовая – примитивная и неглубокая, ориентирована на усредненную, однородную аудиторию, обычно малообразованную. Элитная же, в идеале – глубокая и утонченная, с высокой степенью оригинальности, как правило, ориентирована на профессиональный, глубокий вкус.
Говоря о музыке с точки зрения массовой и элитарной культур можно прийти к достаточно интересному феномену – с позиции негативной и позитивной музыки обе эти культуры достаточно схожи между собой. Человеку массы позитивная музыка не нужна. То есть, не то, чтобы не нужна совсем, но она до него почти не доводится. Все современные средства коммуникации доводят до конечного потребителя то, что может иметь коммерческий успех. А это, обычно, легко запоминающаяся, примитивная, навязчивая музыка - достаточно вспомнить хотя бы «Запрещенных барабанщиков», с их ритмами гипнотического характера. Представителю элитарной культуры одной позитивной музыки просто не достаточно – ему необходима новизна. В современных течениях элитарной музыки идет постоянный поиск новых средств музыкальной выразительности, поиск на грани, а зачастую и за гранью благозвучия. Востребованы произведения таких композиторов как А. Веберн Г. В. Уствольская, Ж. Этю.
Так что же получается? Оказывается, что в современных условиях позитивная музыка практически не востребована. Случайные появления такой музыки в эфире радиостанций или телеканалов… И это несмотря на огромную силу влияния музыки на психику человека. Усиливается общее негативное влияние современной жизни, где преобладают насилие, жестокость, пессимизм, стрессы.
Необходим поиск выхода из сложившейся ситуации. Самый простой, хотя и малореальный путь – смена установок. Так как массовый слушатель, по определению, легко внушаем и следует за модой – начать рекламную кампанию по смене ценностей. Требуется больше позитива.
Другой вариант, более сложный, длительный, но более-менее реальный – подъем общей культуры общества. Массовая культура станет менее востребована – примитивизм перестанет удовлетворять возросшие требования и ее место вполне может занять популярная культура. Понятия массовой и популярной культуры часто используются как синонимы, но это не верно. Популярная культура «есть нечто среднее между массовой (низкохудожественной) и элитарной (высокохудожественной)» [4,С.304]. В отличие от массовой, «популярная культура достаточно сложная по структуре, ориентирована на достаточно развитый вкус и образованные слои населения, имеет значительный эстетический уровень» [4,С.305].
Естественно, представители популярной культуры менее подвержены постороннему влиянию, поэтому примитивные рекламные акции не пройдут, и, может быть, в этом случае слушатель вернется к более-менее естественному состоянию – возможности восприятия светлой и эмоционально-позитивной музыки.

Литература.

1. Ашин Г.К. Буржуазная массовая культура. М., 1988.
2. Музыкальная энциклопедия, т.3. М., 1976.
3. Мурсалимов Р.В. Терменвокс и биополе // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения Л.С.Термена). Материалы международной научно-практической конференции. Казань. 10-14 декабря 1996 года. Казань, 1996.
4. Пивоев В.М. Философия культуры. СПб. 2001.
5. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М., 1981.
6. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции: Учебное пособие для высших художественных образовательных учреждений РФ, Козельск, 2001.
Елена Муранова. Музыкальное искусство в системе соотношения массовой и элитарной культур // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz