В начало
Ройфе Августа. Мифология сверхъестественного в современной российской культуре

ХХ век дает нам немало примеров обращения ученых к мифологической тематике – как к архаической, так и к современной. В рамках проблематики современной мифологии в большей степени рассматривается политическая мифология, мифологические основания развития художественной образности… Мифология сверхъестественного реже оказывается предметом научной рефлексии и в первую очередь анализируется в рамках религиоведения.
Современные социологические исследования по проблемам религиозности показывают, что в повседневном мировоззрении россиян значимы представления о сверхъестественном, выходящие за рамки традиционных религиозных верований. Именно их я обозначаю как «мифологические»: во-первых, они имеют безусловные прототипы в традиционном мифологическом мышлении; во-вторых, как правило, отвергаются религиозным сознанием (как правило, данная тематика негативно осмысливается религиозными мыслителями, в т.ч. православными, о чем свидетельствует появление таких книг как «Православная церковь об экстрасенсах, НЛО, телецелителях и оккультных явлениях», Серафим «НЛО в свете православной веры»).
Хотя целостной системы низшей мифологии в наши дни не существует, отдельные мифологемы обладают определенной реальностью.
Современная мифология существует, прежде всего, в рамках суеверий (если суеверие понимать не как предрассудок, представляющий собой ложное понимание реальности, а как одно из проявлений бессознательного восприятия мира), также имеет точки соприкосновения с религиозными верованиями.
В России конца ХХ века, после десятилетий притеснения религии и церкви, изменилось понимание религиозных ценностей. Наступившая «свобода вероисповедания» не только стала предпосылкой возвращения традиционных религий, но также обеспечила возможность функционирования множеству конфессий и сект. Наряду с христианством, исламом и буддизмом в России появились новые религиозные образования, стали популярны различные эзотерические учения. Книги Карлоса Кастанеды понимались как описание действительной жизни мексиканских магов. Пропагандировалась идея жизни после смерти. Появился ряд изданий, которые в той или иной степени затрагивали вопросы, связанные с НЛО, экстрасенсами, вампирами, оборотнями, полтергейстом («Мир зазеркалья», «Тайная сила», «Знак судьбы», «Тайная власть» и т.п.) Получили широкое распространение услуги экстрасенсов (рядовые объявления в рекламных газетах носят следующий характер: «Там, где стираются грани реальности. Черная магия»; «Верну любимого за один день и навсегда! Первые результаты – в день обращения!»; «Приворожу за один день, найду вора и накажу обидчика с помощью Черной магии. Гарантия»).
Образы современной мифологии занимают неоднозначное положение в нашей культуре. С одной стороны, они вполне реальны если и не для всего человечества, то хотя бы для какой-то его части. С другой, их «материальность» недоказуема с позиций науки ХХ века. Это не значит, что подобное положение вещей сохранится и в дальнейшем, т.к., возможно, новые открытия науки будут соответствовать некоторым образам современной мифологии, и в этом случае они получат верифицируемое подтверждение и потеряют свой мифологический статус.
Необходимо отметить эмоциональную компоненту современной мифологии, которая связана с чувством ужаса. Писатель-фантаст С.Кинг в своей публицистической книге «Пляска смерти» называет ужас важной частью современного «бассейна мифов». Т.А.Чернышева отмечает, что «эмоция страха и ужаса свойственна суеверному или “профанному” рассказу о необычайном, тематически связанным с явлениями сверхъестественными».
Современная мифология неоднородна по своей структуре, что позволяет говорить о различных сюжетах и образах, которые, тем не менее, замыкаются в рамках антропологической тематики. Выделю две основные группы.
Первая включает в себя представления об экстрасенсах, магах, колдунах, «контактерах» (людях, взаимодействующих с инопланетянами, духами или богом). Признание паранормальных способностей человека – дискутируемый вопрос, время от времени проводятся эксперименты, должные доказать способность человека к ясновидению, телепатии, телекинезу и т.д. Тем не менее, официальная наука не признает существование науки парапсихологии (исключением являются кафедры парапсихологии в Утрехтском университете в Нидерландах и Эдинбургском университете в Шотландии). Периодически материалы об экстрасенсах появляются в таких газетах как «Комсомольская правда», «Время новостей», «Известия», что свидетельствует об определенном интересе к этой тематике и признании ее реальности.
Вторая группа – это представления о различных существах, населяющих внешний мир. Во-первых, это образы, связанные с домом, жилищем человека. Во-вторых, образы существ, пришедших из космоса – инопланетян.
Остановимся на домовых («барабашке»), которые, в отличие от других традиционных архаико-мифологических образов, не потеряли своей актуальности в ХХ веке. Это связано с особенностями взаимодействия людей с окружающим миром: современный человек живет в технократической цивилизации и зависит от природы в гораздо меньшей степени, чем его предки, поэтому антропоморфные мифологические образы природы (лешие, русалки, водяные, кикиморы в русской культуре; эльфы, гномы, саламандры в западноевропейской) ушли из обыденного сознания современного человека. Таким образом можно утверждать, что сохранились те фрагменты традиционного фольклора, которые адаптировались к городской культуре, а именно представления о домашних духах и привидениях. Домашний уют играет важную роль в обыденной жизни, поэтому, возможно, представление о духе дома не исчезло. С домовыми связано множество современных бытовых примет. Существует также понятие «полтергейста», несущее в себе негативные коннотации.
Кроме того, в современной культуре продолжают существовать древнейшие представления о призраках, привидениях. Подобный феномен несомненно связан с верой в существование души после смерти. В печати появляются сообщения о призраках в замках, дворцах (например, во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне появляются призраки Екатерины Говард и Джейн Сеймур, двух жен Генриха VIII). Однако, о призраках повествуют не только зарубежные источники. Духи известных людей появляются в местах, где бывали при жизни, и в России [1;2]. В некоторых случаях такого рода примеры дает нам и православная церковь (когда людям являются призраки святых).
Наконец, важное место в современной мифологии занимают образы инопланетян, популярность которых в ХХ веке, на мой взгляд, связана с космическими исследованиями, первыми шагами по освоению космического пространства и научными предположениями о существовании разума во вселенной.
Уфология – значительное явление в современной мифологии. Вера в НЛО, неопознанные летающие объекты, характерна для многих людей. Это имеет свои основания: проводятся расследования, публикуются свидетельства очевидцев… Существует множество книг и статей, доказывающих существование НЛО. Передачи об инопланетянах идут на телевидении. В США по инициативе ВВС в 1947 году была создана программа по изучению НЛО (проект «Синяя книга»), но к 1969 году она была завершена за неимением объекта исследования. Случаи появления УФО классифицировались как ошибки, мистификации либо специфические природные явления. Тем не менее, «вера в НЛО» присутствует в современном обществе.
Неоднозначное отношение к НЛО отмечает К.-Г.Юнг в исследовании «Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе». Оно выражается в неопределенной природе этого явления: «…возникла ситуация, когда при самом большом желании не сознавали или не могли установить, вызываются ли фантазии исходным восприятием или, наоборот, первоначальная, подготовленная в бессознательном фантазия наполняет сознание иллюзиями и видениями. До сих пор… ставший мне известным материал подтверждал и тот, и другой способы рассмотрения: в одном случае объективный, то есть физический, процесс образует основу сопутствующего мифа, в другом – архетип производит сопутствующее видение» [3,C.6]. Оставляя в стороне физическую природу явления и не делая никаких выводов на этот счет, Юнг говорит о психологических основаниях возникновения мифа об НЛО, которые заложены в религиозном сознании, а именно, потребность человека в существовании высших сил. Опираясь в качестве источников на сновидения и картины, непосредственно выражающих бессознательное, Юнг утверждает, что те «обнаруживают смысл, который вполне можно характеризовать как Богоявление» [3,C.142]. Подобное религиозное обоснование существования данного феномена еще раз подтверждает его мифологическую природу: рациональное сознание человека ХХ века, зачастую не приемлющее традиционных религиозных ценностей, допускает существование высших существ на других планетах.
Современная мифология не ограничивается упомянутыми сюжетами, их значительно больше, однако и данные образы демонстрируют с одной стороны, взаимосвязь современного и древнейшего пластов массового сознания – и с другой стороны, культурную обусловленность актуальности сохранившихся представлений.

Литература.

1. По Нижнему бродит призрак Горького // Собеседник. 2002. №13
2. Призрак Ленина хулиганит в Самаре // Комсомольская правда. 2003. №14.
3. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. М., 1993.

Ройфе Августа. Мифология сверхъестественного в современной российской культуре // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz