В начало
Наталья Саенко. Массовая культура, новая мифология или возвращение к первобытности

Философия культуры ХХ столетия давно уже решила вопрос о том, что миф это не рассказ о вымышленном мире, героях и богах, миф - это особый тип мышления, связанный с вытесненными в подсознание влечениями, которые постоянно воспроизводятся в каждом новом поколении, это образное и словесное выражения архетипических структур. Миф по А.Ф.Лосеву — всепроникающая стихия, сущая всюду в человеке и вокруг человека, прирожденный человеку и социуму способ видения и толкования себя и мира. Мифология — особая форма энергийного воплощения сущности, универсальное качество культуры, объективно существующий срез каждого социально-исторического типа мышления. Миф по Лосеву — диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще.
Суть неомифологического сознания в том, что, во-первых, во всей культуре актуализируется интерес к изучению классического и архаического мифа. Во-вторых, мифологические сюжеты и мотивы стали активно использоваться в ткани художественного произведения.
Мифы, неразрывно связанные с архаическим мировоззрением, служат для преодоления разрыва между человеком и миром, для смягчения разрывов в понимании бытия. Часто мифы приобретают значение социальных истин, они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и во многом формируют общественное мнение. Известный исследователь сущности мифологии Р.Барт подчеркивал, что функция мифа – удалять реальность, что он ощущается как отсутствие реальности. Миф как бы отменяет сложность действий человека, дарует простоту. Порой говорят о мифах потрясенного сознания, которое вызвано жестокостью исторических фактов, социальной действительности.
Действительно, массовый психоз является самой благодатной почвой для распространения иллюзий и мифов. Революционная атмосфера, переломные моменты способствуют коллективному мистицизму, фанатизму, превращению иллюзий в политические лозунги. По Фрейду, воздействие мифа на психику сродни воздействию химических веществ, вызывающих наркотическое опьянение на чисто биологическом уровне.
Таким образом, миф упрощает проблемный мир, компенсирует человеку его потрясения в информационной культуре. Именно упрощенная (а значит, неполная, односторонняя или искаженная) истина лучше всего действует на воображение большого числа людей и становится их общим достоянием. В этом отношении небезынтересным становится попытка определить миф через сам процесс упрощения: «…упрощенное, одностороннее и потому популярное истолкование некоего явления или проблемы, которое между тем указывает на истинную их сущность. Другими словами, миф – это чудесное упрощение» [1,C.26].
Миф можно понимать и как некую «модель-образец, которая значительно облегчает ориентировку в сложном и противоречивом мире, а также регулирует человеческое поведение, сводя его к ограниченному числу возможных вариантов. Более того, человек испытывает психическую потребность в мифах как в упрощенных формулах или «парадигмах» действительности, потому как они позволяют его психике найти облегченный путь к согласию с окружающим миром и не блуждать в лабиринте противоречащих друг другу истин. Иными словами, мифы оберегают психику человека от шизофренического распада на множество «верных путей» мысли, чувства и поведения.
Специфической особенностью Нового и Новейшего времени является, однако, то, что старые «модели-образцы» были носителями священного, сакрального смысла, а сегодняшние мифы носят, как правило, светский, секулярный характер.
Искусство и наука вырастают на основе разложения мифа. И хотя миф еще долгое время существует и после того, как мифология, являясь универсальным способом сознания, разлагается, превращаясь, например, в сказку, история европейской культуры демонстрирует победу научных, логических методов мышления над мифологическим мышлением.
Правда, в различные периоды истории наблюдается возрождение мифологии. Античные мифы, например, сопровождали великую французскую революцию, возвышая исторически ограниченные цели буржуазии до высоты всемирной исторической трагедии. Не исчез интерес к мифологии и в ХХ веке, несмотря на бурное развитие техники, научного сознания. Эти иррациональные лакуны общественного сознания и сегодня широко использует реклама, кинематограф, которые возрождают, по сути дела, мифологические структуры сознания.
Массовая культура сама имеет мифологическую природу. Ее произведения, так же как и мифы, основаны на неразличении идеального и реального. Так же как и мифы, они становятся предметом не познания, а веры. «Массовая культура» мифологизирует историю, создает чисто ритуальное поклонение своим героям. Например, система «звезд», на которой основана эстетика и практика Голливуда, - это не что иное, как мифология ХХ века. Массовая культура инфантильна, она включает наивную, полудетскую веру в суперменов, «звездные войны», пришествие дьявола, коварных инопланетян, кровожадных вампиров и всемогущих экстрасенсов. Массовая культура – это путь к первобытной нерасчлененности индивида и коллектива, растворение личности в стихии коллективно-бессознательного.
Следует отметить, что эта общность массовой культуры и мифологического сознания довольно остро ощущается некоторыми исследователями. Сегодня в теории массовой культуры существует довольно влиятельное мифологическое направление. Об этом свидетельствует, например, книга Маршала Фишвика «Иконы популярной культуры». Книга не случайно так называется. По мнению Фишвика, наиболее адекватным термином, выражающим сущность произведений массовой, или популярной, культуры является термин eicon. Этот термин характеризует такой тип художественного отражения, который носит символический, принципиально нереалистический, характер, является предметом веры, поклонения, а не средством отражения и познания мира.
Иконы обладают мифологической структурой, они действуют не на интеллектуальном, а на эмоциональном уровне. Поэтому массовая культура, ориентирующаяся на инстинкты и подсознание, широко использует именно иконические изображения.
Современная культура имеет пантеон своих героев, причем героев очень популярных. Это, как правило, шпионы, полицейские детективы, изворотливые мошенники, крупные представители организованной преступности. Массовая культура создает современную мифологию, реклама вживляет эти мифы в массовое сознание.
Чрезвычайно характерным является то, что в роли мифа «подсвечивающего» сюжет кинотекста, литературного произведения, начинает выступать не только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого. Текст пропитывается аллюзиями и реминисценциями. И здесь происходит самое главное: художественный текст ХХ века сам начинает уподобляться мифу по своей структуре. Основными чертами этой структуры являются:
- циклическое время;
- игра на стыке между иллюзией и реальностью;
- уподобление языка художественного текста мифологическому предязыку с его «многозначительным косноязычием».
Мифотворчество – это непрерывный процесс, свойственный человеку во все времена; в нашу эпоху мифы создаются посредством того же универсального социально-психологического механизма, что и в далеком прошлом. Взаимодействуя с глубинными, архетипическими структурами коллективного бессознательного, ассимилируя их, сознание вырабатывает мифологические представления, «привязанные» к соответствующему месту и времени. Этот феномен мифологизации реалий окружающего мира, благодаря которому абстрактные структуры коллективного бессознательного обретают конкретную, понятную и приемлемую для членов соответствующего коллектива форму, Юнг называет проекцией.
Многие исследователи возрождения мифа в ХХ столетии считают, что все многообразие общественных явлений в современной массовой культуре, неомифологичной по своей природе, может быть ранжировано по категориям мифа и ритуала инициации, а именно: категориям «противопоставления» (своего чужому), «уподобления» (как «мы» так и «не мы»), «испытания», «посвящения» и «нового рождения» некой коллективной целостности «мы» (цеховой, государственной, этнической и т. д.). Безусловно, помимо эстетической оболочки, реанимация мифосознания имеет мощный социальный смысл.

Литература.

1. Щукин В. Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа) // Вопросы философии. 2000. №2.


Наталья Саенко. Массовая культура: новая мифология или возвращение к первобытности // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Мате-
Б87 риалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.

Hosted by uCoz