В начало
Анатолий Сорокин. Социальная детерминация мифов

Человек как социальное существо живет как в мире созданных им материальных условий, так и в мире созданных им продуктов духовной деятельности. Мифы, безусловно, являются продуктом и условием духовной деятельности людей, причем таким продуктом, который существенно влияет и на материальную деятельность людей, являясь одной из форм «идеологии» общества. Для древних людей героического периода их истории мифология была основной формой идеологии, определяющей их образ жизни и мышления.
Но с возникновением других форм идеологии (философии, религии, науки и т.д.) мифы и мифотворчество не перестали существовать; они переместились в эти новые формы идеологии: политическую, правовую, экономическую, религиозную, философскую, научную и т.д. Дело в том, что человек живет не только в реальном мире, но и в мире желаемом, созданном его фантазией, воображением, мышлением. Потребность выйти за рамки обыденности, в мир желаемого и более совершенного бытия, органически присущая человеку, толкает его или на практические действия по его реализации и достижению, или на создание иллюзий духовного порядка. А это и есть мифы, в чем бы они ни проявлялись: в политических, экономических, правовых устремлениях или в религиозных, философских, художественных, научных фантазиях и конструкциях.
При этом люди часто «бросаются» из одной крайности в другую, если реализация одной из них не дает желаемого удовлетворения: от политического либерализма к авторитарному режиму, от государственного монополизма к частной собственности и рыночным отношениям в экономике, от национальной замкнутости к забвению национальных традиций, от атеизма к религиозному сознанию, от сциентизма к антисциентизму, от классики к модернизму в искусстве и т. д. И таких «шараханий» в истории человечества было немало. При этом каждый раз требовалось «идеологическое» обоснование и оправдание сделанного выбора. Этот заказ общества, нации или определенной социальной группы выполнялся политическими и религиозными деятелями, философами и учеными, деятелями искусства. И нередко выполненный заказ приобретал в той или иной степени мифологические черты для придания ему привлекательного и понятного для широких масс вида. Так рождались религиозные мифы о Будде, Христе, Магомете, политические мифы о фараонах, Цезаре, Наполеоне, Ленине, Сталине, художественные мифы о символизме и «Черном квадрате», музыкальные мифы о джазе, роке и «звездах» эстрады. Конечно, эти и подобные мифы были направлены на удовлетворение определенных потребностей (политических, нравственных, художественных) определенных групп людей. Точно также и социально-экономические утопии выражали чаяния определенных социальных классов и слоев общества. И в этом отношении коммунистическая «утопия» ничем не отличается от либеральной утопии «свободного рынка» без государственного вмешательства. Здесь нельзя сбрасывать со счетов и корыстные интересы отдельных групп людей в экономике, политике и художественной культуре, хотя они далеко не всегда осознаются.
Мифы – это не только достояние истории и древних культур, это реальность и наших дней. Правда, современные мифы по содержанию и форме мало похожи на древние, отличавшиеся героичностью и поэтичностью. Современные мифы более прозаичны и прагматичны. Но момент преувеличения, превознесения чего-либо имеет место и в современных мифах, идет ли речь о «демократии», «правовом государстве», «гражданском обществе», «свободном рынке» или о «русской идее», «национальном характере», «менталитете», «архетипах» и тому подобных конструкциях изощренного и претенциозного ума.
Спрашивается, нужны ли и полезны ли мифы людям? Если они возникают и существуют, значит, они кому-то нужны. Действительно, мифы выполняют не только воспитательную (идеологическую) функцию, но и ориентирующую целенаправляющую в практической и познавательной деятельности людей. И в этом смысле они полезны. Но нельзя забывать, что любое преувеличение, абсолютизация чего-либо таит в себе серьезную опасность, будь то идея национальной исключительности, идея расового или религиозного превосходства, полной свободы в экономике, воспитании, в средствах массовой информации. Это должны понимать, прежде всего, те, кто несет персональную ответственность за судьбы общества, страны, нации, государства.
Нельзя преувеличивать роль науки и техники в жизни общества (сциентизм), как и принижать эту роль (антисциентизм). Недопустимо отдавать предпочтение одним философским направлениям (например, феноменологии и экзистенциализму) и игнорировать другие (например, материализм и рационализм). Преувеличение значимости отдельных научных идей и теорий (научная мифология) таит в себе опасность заблуждений и торможения развития науки.

Анатолий Сорокин. Социальная детерминация мифов // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира:
Б87 Материалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004. 339 с.

Hosted by uCoz