В начало
Никифоров А. Символические проекции политического лидерства

Публичная власть в условиях современного информационного пространства реализуется через процедуры состязательности и выбора. Претендующий на политическое доминирование актор, вынужден позиционировать свое место в символическом пространстве по отношению к иным участникам политической игры и обретать политическую идентичность. Наличие такой идентичности, предполагающей превращение его в некую «идеальную персону», узнаваемую и признаваемую его сторонниками позволяет оптимизировать коммуникативный процесс в политической сфере и добиться эффективного целедостижения. Символическая репрезентация личности политика превращает его в своего рода коммуникативный код, «универсального» символического посредника.
Символическая репрезентация всегда была неотъемлемой частью публичной власти, в зависимости от культурно-исторического контекста менялись «способы» легитимации власти политической элиты, однако в сумму некого конечного продукта всегда входила символическая идентификация участника политического процесса. Одним из первых «опытов» символической репрезентации личности в политике можно назвать «маску шамана», обеспечившей коллективную идентичность архаических общин. Этот внешний знак отличия, так же как знание тайных знаков и ритуалов, отделяет шамана от остальных и порождает символическую идентификацию подвластных с лидером. Одно из первых определений человека (личности) в политике нам оставил Аристотель, у него человек по природе своей есть существо политическое, так как забота об общем благе присуща только человеку. Принципиально иное понимание личности в политике, спустя сотни лет предложил Макиавелли, акцент с заботы об общем благе, понимаемом в смысле стремления к добродетельной жизни, перенесен на желание политического человека упрочить свою власть и свое пребывание у власти. Макиавелли выделяет из социума человека политики, политического человека как лидера и реформатора, стоящего над остальным обществом. Уже в двадцатом веке происходит стремительное развитие представлений о репрезентации политического лидера. В работах З.Фрейда «Леонардо да Винчи» и «Американский президент Вудро Вильсон» делается первая попытка оценить биографии «выдающихся» личностей с точки зрения психоанализа. М. Вебер исследует харизматическое лидерство как особый тип "кризисного лидерства", проникая в сущность персоналистской стороны власти. Исследование М.Вебера - это исследование "среды вокруг лидера". Американский политолог Гарольд Лассуэлл пишет об идентификации политического человека с «благородной причиной» например, величием страны или триумфом партии. Эрик Эриксон, в своих "психоисторических" исследованиях говорит об "идентичности" как процессе самокоррекции личности в зависимости от изменений социокультурных условий. И, наконец Р. Даль делает вывод о разделении людей на два "рода" - род homo politicus и род homo civicus. Политические ресурсы, можно накапливать подобно тому, как происходит обычное накопление капитала "профессионалы" от политики, которые используют свои ресурсы несоизмеримо чаще и эффективнее, чем обычные люди. В противоположность "гражданскому человеку" профессионал видит в политике главный стержень своих интересов и всю свою жизнь организует вокруг нее.
В наши дни политическое лидерство поставлено в жесткие рамки институализации. Институциализация лидерства проявляется прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов – норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной, информационной властей, конституциями, другими законодательными актами. Все это в значительной мере ограничивает власть политических лидеров, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач. С этим связана профессионализация политического лидерства. Для современного мира, лишенного общезначимых смыслов и общей арены действий на первый план выходит социальная проблема: объединения людей, если не реального, то идеального. Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения. Однако, в роли «посредника» выступает символическая репрезентация политического лидера (политический имидж, pr-технологии) которая, как и тысячелетия назад, позволяет лидеру символически обосновывать свои проступки и быть безошибочно идентифицированным.
Таким образом, символическая репрезентация личности политика понимается как некая проективная деятельность по структурированию социальных связей в условиях изменчивого социокультурного контекста. Эволюционируя на протяжении тысячелетий «маска шамана» как способ символической идентификации лидера находит свое продолжение в современном культурном контексте – политический имидж - своего рода маска, без которой в современной политике нет шансов.

Никифоров А. Символические проекции политического лидерства // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с. 208 - 210

Hosted by uCoz