В начало
Елена Гриднева. Корпоративная мифология как социокультурная практика современных компаний

На первый взгляд, факт существования корпоративной мифологии неочевиден. Правомерно ли говорить о мифе в применении к серьезным коммерческим организациям, вся жизнь которых строиться “на цифре”, ориентирована на расчет, подчинена действию строгих законов экономики и рынка? Но предположение о наличии корпоративной мифологии является логическим следствием из феномена корпоративной культуры, интерес к которой сегодня у теоретиков и практиков бизнеса весьма большой, ибо в ней увидели специфическую субкультуру, способствующую росту активности и развитию компании и которая – как всякая субкультура – обладает всем набором присущих ”большой” культуре параметров, включая миф. Практически в любой современной компании можно встретить феномены вполне мифологической природы: устные предания о каких-либо событиях корпоративной истории, мифические персонажи, предметы-мифы (талисманы), отношения-мифы (ритуалы), наконец, такие сложные образования, в которых задействованы мифологические структуры, как имидж.
Среда обитания современных компаний и их внутренняя среда являются крайне сложными образованиями. Здесь может действовать огромное число разнородных факторов, одновременно могут существовать различные тенденции; все это приводит к затруднениям в трактовке и понимании этих структур, поэтому менеджмент компании и ее персонал порой при постановке целей и выборе средств их достижения сталкивается с необходимостью обретения некой опоры, мировоззренческой основы для адаптации к этой среде. В ситуации, когда надо действовать, а разум сталкивается с подобной высокой степенью неопределенности, и включаются мифологические структуры, всегда помогавшие человеку выживать и идти дальше, несмотря на трудности пути, ибо, говоря словами Р. Барта, “мифология есть способ быть в согласии с миром”1.
На ранних стадиях жизненного цикла компании корпоративная мифология формируется стихийно в процессе становления корпоративной культуры компании.
Корпоративную культуру можно рассматривать как систему, представленную тремя структурными уровнями 2: есть уровень артефактов, материальных объектов, вещей и процессов, существующих в компании и доступных для восприятия субъектами ее взаимодействия; существует уровень, так называемых, провозглашенных ценностей, то есть прописанных и анонсируемых компанией позиций и целей, оформленных, в первую очередь, в виде философии, стратегии и миссии компании; и, наконец, есть уровень базовых представлений – неких подсознательных, вполне самоочевидных для каждого в компании поведенческих установок, реакций на окружающее. Весьма существенная часть этого глубинного блока корпоративных представлений, ценностей, установок и представлена, по нашему мнению, мифологией компании.
Корпоративная мифология выступает особой социокультурной практикой жизнедеятельности компании, которая позволяет компании и ее сотрудникам осваивать внутреннюю и внешнюю социальную среду компании, где значимыми факторами являются люди. Востребована эта практика бывает не только в ситуациях неопределенности, но и неоднозначности или незнания, когда необходимо действовать, реагировать на вызовы среды, связанные с человеческим фактором, а рационалистические установки для этого либо отсутствуют, либо не способны (не успевают) включить сотрудника в контекст потребных действий, реакций.
Корпоративная мифология как социокультурная практика выполняет ряд важнейших для жизнедеятельности современных компаний функций. Отталкиваясь от трактовки Т. Парсонса, в качестве главных можно выделить, во-первых, функцию адаптации к среде в ситуации неопределенности, о чем уже говорилось выше. Во-вторых – это идеологическая функция: корпоративная мифология обеспечивает качество идентификации персонала с компанией, способствуя разграничению “своих и чужих”, формируя чувство корпоративной границы, помогая эмоциональному принятию персоналом правил вхождения в корпоративное целое и выхода из него. Третьей функцией корпоративной мифологии является крайне важная для компании функция интеграции всех сотрудников в сплоченный коллектив, что повышает устойчивость компании перед вызовами среды, позволяет ей работать как единый хорошо слаженный организм; яркую иллюстрацию работы этой функции представляет один из наиболее востребованных сегодня в различных организациях мифов - миф о Единой Команде. Следующая, социализирующая, функция связана с тем, что корпоративная мифология является дополнительным и очень эффективным каналом обучения персонала, формируя важные навыки взаимодействия, коммуникации людей в корпоративном пространстве; здесь миф “подсказывает”: делай так, и будешь успешен. Нельзя не отметить и еще одну функцию корпоративных мифов – они способствуют релаксации сотрудников, их психологической разрядке: положительные эмоции, как результат переживания мифа, восстанавливают силы, подзаряжают энергией, позволяя человеку плодотворно трудиться.
Особого исследования требует эвристическая функция корпоративной мифологии, которая порождена, как отмечал Я.Э. Голосовкер, имагинативной природой мифа и логикой чудесного, присущей ему, когда человек, осуществив в мифе “нечто невозможное в мире действительном, принял это для себя более действительным, чем сама действительность. И противореча сам себе, он стал стремиться перевести мир вообразимый в мир действительный”3. Другими словами, корпоративная мифология может инициировать творческую атмосферу в компании, способствовать креативному поведению ее сотрудников, что упрочивает положение компании на рынке, который требует нынче от своих “игроков” постоянной инноватики, нестандартных ходов, творческих решений.
Сформировавшаяся на ранних стадиях жизненного цикла компании мифология содержит в себе привычные для организации алгоритмы реакций и поведения персонала в ситуациях, с которыми в процессе своей жизнедеятельности сталкивается компания. Эти сценарии принимаются как данность, они, по сути дела, носят сакральный характер, поэтому покушение на них может переживаться крайне болезненно. Однако на более поздних этапах развития компании эти сценарии могут быть не столь продуктивны для ее развития, напротив, они могут быть дисфункциональными, разрушительными для нее, закрепляя враждебные для целей компании образцы поведения членов корпоративного целого. И тогда компания сталкивается с задачей целенаправленного построения новой корпоративной культуры, начиная с ее базовой, глубинной структуры – мифологии, которая будет качественно отправлять всю совокупность своих функций на благо корпоративного целого. Так менеджментом компании начинает создаваться идеологический миф как результат анализа status quo компании и стратегических исследований корпоративной культуры компании в целом.
Качественная разработка новых мифологем компании, с одной стороны, является итогом осознания главных интересов компании, ее ценностных предпочтений и обоснования поведенческих стандартов, норм, допустимых, приемлемых и желательных с точки зрения компании. С другой стороны, менеджмент компании сталкивается с проблемой “транспортировки” новой мифологии в корпоративное пространство. И наиболее эффективное решение последней проблемы, на наш взгляд, происходит с помощью корпоративной эстетики, которая представлена в корпоративной культуре большинства современных коммерческих организаций широкой гаммой своих феноменов: от внешнего вида сотрудников до корпоративных ритуалов, от интерьеров компании до ее рекламы, от корпоративного фольклора до предметов ее информационного дизайна.
Корпоративная эстетика качественно оформляет среду компании, то есть ”работает” там, где компания находится в центре внимания, актуального восприятия человека; в ходе такого восприятия эстетически привлекательная предметная среда компании становится реальным источником информации о ее жизнедеятельности, ценностях и приоритетах. Более того, именно эта эстетическая маркированность социального пространства компании, обеспеченная, например, фирменным стилем, ставит перед сотрудником задачу соответствовать этому социальному пространству, интегрироваться в особый, отстроенный единством эстетических артефактов текст и подчиниться его ”грамматике”. Таким образом, с помощью корпоративной эстетики оптимизируется процесс идентификации и самоидентификации персонала как членов данного корпоративного сообщества; и так корпоративная эстетика способствует реализации важной – в данном случае, идеологической – функциональной задачи корпоративной мифологии.
Именно вещественный, чувственно-наглядный характер роднит эстетическое и мифологическое сознание. Вещественность мифа всегда коррелированна с эстетическими категориями, будь то категории ужасного или возвышенного, низменного или прекрасного. “Миф есть поэтическая отрешенность, данная как вещь”4. И так как эта “поэтическая отрешенность” как эстетическое в контексте корпоративной культуры играет роль особого языка, кода, где коммуникативной ”единицей” выступает эстетичная форма (выразительный цвет, динамика графических линий, аудиально или визуально заданный ритм и т.д.), то корпоративная эстетика и может “оживлять”, инициировать к жизни корпоративную мифологию – сделать ”мгновенно” доступным для восприятия некое мифологическое содержание во всей его полноте, представить его в форме явленной логики, очевидности внутренней его структуры. Посредством эстетического кода в корпоративных мифах может поддерживаться циркулирование особо важной для компании информации социально-гуманитарного характера, скажем о чувстве ответственности, базовых ценностях компании или о ее неких предпочтениях, социальных стандартах.
Современный бизнес, как и все человечество, переживает процесс серьезных изменений, что требует от коммерческих организаций ”новой, основанной на гуманистическо-демократических идеалах концепции организационных ценностей, которая пришла бы на смену обезличенной, механистической системе ценностей бюрократии”5. Но рассчитывать здесь на успех можно лишь при условии изменения всей практики менеджмента компаний, которая станет носить гуманистический и гуманитарный характер. И надежда на это появляется, так как уже многие современные компании начали обращаться к давно освоенным человеческим сообществом социокультурным технологиям взаимоотношения людей, одну из которых и представляет практика корпоративной мифологии.

Литература:

1. Барт Р. Мифологии. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000, с. 284.
2. См.: Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.
3. Голосовкер Э.Я. Логика мифа. – М.: Наука, 1987, с. 120.
4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991, с. 163.
5. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. – СПб.: Питер, 2004, с. 14.

Елена Гриднева. Корпоративная мифология как социокультурная практика современных компаний //Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.43-48

Hosted by uCoz