В начало
Илья Заплохов. Мифологема русского либерализма

Неосуществимость многих либеральных реформ в современном российском обществе пробудила интерес к идеям русского либерализма, к тем периодам отечественной политической истории, когда он играл определённую роль.
В России в качестве идеологического течения либерализм заявил о себе в дореформенное время. И славянофилы и западники в той классической форме, в какой они оформились в 40-е годы 19 в. , были в основном либералами.
Время возникновения либерализма как общественного движения датируется 60-ми годами XIX века. Правительственная реформа-освобождение крестьянства, создание земств создали основу для консолидации сторонников либерального мировоззрения. В этот период в России большинство либерально настроенных мыслителей теоретически обосновавших создание конституционной монархии, необходимость широких правовых реформ, формирование правового государства, юридического закрепления прав личности.
Теоретические основы русского либерализма в его классическом виде были сформулированы юристом, философом, историком, автором фундаментальных трудов «Курс государственной науки» и «История политических учений» Б. Н. Чичериным. Как истинный либерал, он считал свободу личности необходимым условием цивилизационного развития. В понятии свободы Чичерин различал 2-е стороны: 1)отрицательная - независимость от чужой воли, 2)положительная - возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению.
По убеждению Чичерина, личность сама по себе является целью и не может быть использована как средство для достижения посторонних целей. Из требований внутренней свободы, по учению Чичерина, вытекает требование свободы внешней: действия людей необходимо разграничить, т.е., чтобы свобода одного не мешала свободе остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться, и чтобы были установлены твёрдые правила для разрешения споров, неизбежных при совместном сосуществовании.
По мнению Чичерина, неотъемлемой принадлежностью всех обществ является право. По существу, право есть взаимное ограничение свободы под общим законом.
Субъективное право - это законная свобода человека что-либо делать или требовать; объективное право - это закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, как писал Чичерин, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признания и определения свободы - «источник права не в законе, а в свободе»1.
Право, по его учению, имеет самостоятельные природу и значение, в нем нельзя видеть низшую ступень нравственности, поскольку такое воззрение отводит праву подчинённое положение, делает его слугой нравственности, что приводит в конце концов к уничтожению свободы, к насильственному осуществлению нравственных начал. Необходимо, отмечал он, чётко отграничивать сферу права как область внешних воль от сферы нравственности. Эти сферы восполняют друг друга: область принуждения начинается там, где действует право, регулирующее внешнюю свободу, тогда как нравственность определяет духовные потребности людей.
Высшая связь между областями внутренней и внешней свободы, выражается в органических союзах, членом которых является человек. Во имя нравственного закона человек подчиняется общественному началу как высшему выражению духовной связи людей, и в этом отношении человек имеет обязанности. Вместе с тем, как свободное лицо, он пользуется правами.
Необходимым условием свободы Чичерин признавал собственность. В ряде трудов, особенно в сочинении «Собственность и государство», он оспаривал теорию социалистов о передаче всего производства в руки государства «самого плохого хозяина, какого можно только придумать». Чичерин против тех теорий, которые видят в собственности лишь необходимое проявление свободы, вытекающее из свободы человека и устанавливающее полновластие лица над вещью.
Вторжение государства в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, как утверждал Чичерин, всегда является злом.
Анализируя институты частного права, учёный отстаивал неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав, приобретённых субъектами права.
На государстве лежит обязанность охраны законных прав и интересов граждан. Государство, по Чичерину, это высший союз, который призван сдерживать частные силы и не дозволять одним покорять себе других <...>, всякое частное порабощение противоречит нравственным началам государства2. Так же Чичерин вступал против уравнения имущественного положения граждан. Если формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, то материальное равенство (равенство состояний) свободе противоречит. Поскольку материальные и умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их деятельности не могут быть равны. Свобода, по убеждению Чичерина, всегда ведёт к неравенству состояний. Уничтожить неравенство можно только лишь подавив свободу и превратив человека в оружие государственной власти, которая, налагая на всех общую мерку, конечно, установит общее равенство, но равенство не свободы, а рабства.
Таким образом, в центре концепции Чичерина - личность со своими правами и свободами. Он провозгласил принцип: «не лица для учреждений, а учреждения для лиц»3. По мнению Чичерина, человек может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению в той или иной союз. Государство лишь управляет интересами народа, но вся область личной деятельности лежит вне его. Основными элементами государства, по Чичерину, являются: власть, закон, свобода, общая цель.
Через призму прав и свобод Чичерин анализировал различные образы правления. Идеальным политическим строем для России он считал конституционную монархию и поддерживал самодержавие в той мере, какой оно способствовало проведению реформ.
«Оставаясь на почве свобод, - пишет он, - мы должны признать идолом человеческого развития в политическом отношении сочетание всех общественных элементов в общий гармонический стой, т.е. конституционную монархию, а в общественном отношении преобладание имущих и образованных классов над неимущими и необразованными4.
Под сочетанием всех общественных элементов он подразумевает, с одной стороны, аристократическое собрание, осуществляющее закон, с другой стороны, народное представительство, осуществляющее свободу, а над ними верховная власть в лице монарха.
При таком сочетании, по мнению Чичерина, демократическое собрание противополагается аристократическому. Высшим же умерителем является монарх.
Что же касается практических программ Б. И. Чичерина, то в центре тех требований, которые он выдвигает находятся: отмена крепостного права, свобода совести, свобода общественного мнения, свобода преподавания, публичность и гласность судопроизводства, публичность всех правительственных действий. В своей знаменитой программной статье «Россия накануне XX столетия», считает главным требованием дня замену абсолютной монархии конституционной.
Сам факт достижения гражданских свобод в России (отмена крепостного права, административная и судебная реформа, возникновение и деятельность земских учреждений), совершённого после 1861 года, по мнению Чичерина, свидетельствует о том, что «общество созрело» и «может стоять на своих ногах», а потому за достижением свободы гражданской должна последовать свобода политическая.
Несмотря на то, что между его идеями и реформаторскими установками того времени существовало значительное совпадение, история 80-х годов пошла по другому пути, и идеи Чичерина остались чисто теоретическим явлением. Теоретическая модель Чичерина оказалась отнюдь не идеальной. Он сильно преувеличивал роль государства и правительства. Вся наша дальнейшая история показала что русское общество ещё не готово к либеральной политике. Резкая радикализация политической ситуации и большевистский переворот поставили точку на существовании либерализма в России и прервали либеральную традицию в нашей стране.

Литература:

1. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. ч.2. М.1898г. С.39.
2. Чичерин Б.Н. О народном представительстве.М.1899г. С.4 // Вопросы философии 1991, №7.
3. Там же.
4. Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки. М.1892.
5. Журавлёв В.В. Политическая история России. М.,1998.
6. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России XIX начало XX веков. М., 1991.
7. Предтеченский А.В. Очерки общественно политической истории России в первой четверти XIX века. М.1957.
8. Согрин В.В. Либерализм в России. М. 1997.


Илья Заплохов. Мифологема русского либерализма // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.86-90

Hosted by uCoz