В начало
Игорь Ланцев, Жанна Малинова. Модернизация социокультурного пространства сферы образования

Актуальной задачей современности является формирование нового мировоззрения соответствующей системой образования и воспитания на основе принципов и основных положений идеологии перехода человечества к ноосферной цивилизованности. Цивилизация – социокультурная система, включающая в себя материальную и духовную стороны общественной жизни. Идеологии играют значительную роль в становлении цивилизаций и, являясь специфической формой рационализации мира и жизни, вырабатывают совокупность целей и ценностей, обеспечивающих эволюцию общества. Система ценностей образует ядро культуры, духовное выражение потребностей и интересов социума и личности, реализует потребность в социальном одобрении.
Развитие современной цивилизации непосредственно связано с развитием образования. Современной философской мыслью делается попытка поиска новой идеологии образования, основная задача которой – дать образ Мира, целостное знание о нем, помочь человеку жить в гармонии с окружающей природой и людьми. Заложенная в идеологию образования концепция мироустройства должна соответствовать современной научной картине мира в динамике развития научных знаний. Соотношение и связь науки и идеологии рассматривалось в публицистических работах [1]. Наука – это одна из форм идеологии и участник социокультурного развития цивилизации. Идеология является инструментом управления поведением человека.
Одна из целей образования – формирование научного образа (картины) мира, который служит основой научного мировоззрения. И это не случайно, поскольку лидирующее место в культуре нашей эпохи принадлежит науке
При существующей системе образования мировоззрение специалистов формируется в лучшем случае как эклектическое соединение частных научных картин мира, определяемых специальностью выпускника. Суть глобального познавательного кризиса науки – дисциплинарная модель познания. Нынешний уровень эволюции сознания человечества делает возможным комплиментарным образом интегрировать достижения различных наук. В условиях информационного взрыва, связанного с экспоненциальным ростом научных знаний в любой области деятельности, возникает необходимость формирования у специалистов целостного взгляда на окружающий мир, основанного на современной научной картине мира. Проникновение человека в тайны природы еще более усиливает необходимость осознания целостности мира.
В создавшейся кризисной ситуации очевидна необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических, эстетических категорий, отражающих единение человека с природой. Основой формирования научного мировоззрения нового человека должно стать осмысление законов гармонии мира, целостное его видение на базе современных фундаментальных представлений естествознания.
Необходимость разработки и внедрения новой идеологии образования определяется тем, что земная цивилизация находится на грани глобальной экологической катастрофы, в основе которой лежит отсутствие осознания человечеством реальности угрозы этой катастрофы. Запас прочности природы как условие выживания и жизнедеятельности человека и живых организмов в настоящее время почти исчерпан. Применение более чистых производственных технологий, вложение материальных средств в экологические программы могут лишь отодвинуть срок катастрофы, но не предотвратить ее. Существующее миропонимание и основанное на нем взаимодействие человека с природой не способно дать ответ на вызовы времени, что может привести цивилизацию к краху. Для этого необходима более надежная мера – изменение мировосприятия человека, духовное и психологическое преображение людей на Земле. В системе образования это в первую очередь связано с раскрытием феномена человека, познанием биологических, информационно-энергетических, интеллектуально-эволюционных возможностей человека. Академик Н. Моисеев утверждал, что «без развития науки о человеке человечества может не стать».
Характерная черта духовного кризиса современной цивилизации – безразличие к духовному опыту поколений и нейтрализация нравственной ментальности человека. Современная цивилизация в основе своего духовного пути не содержит комплекса морально-этических и духовных ценностей, которые необходимы человечеству для осмысления пути совершенствования и сущности бытия. Необходимая трансформация техногенной цивилизации на пути коэволюции человечества и природы связана с поворотом к духовности с учетом экологического императива. В основе идеологии образования должен лежать духовный импульс, основанный на внедрении в общество научных истин и их философского и религиозного осмысления. Экологический императив имеет не только научное и философское значение, но и является идеологическим компонентом воспитания и образования. Экологизация духовного мира человека обозначает глубинную мировоззренческую перестройку через осознание того, что природа не просто среда физического существования человека, а основа социально-экономического и социально-культурного развития. Нравственным императивом идеологии выживания должно стать утверждение об уникальности, неповторимости и самоценности человеческой жизни.
Сегодня судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Гуманистическому измерению соответствует не идеал антропоцентризма (человек - царь природы, венец творения и т.д.) и социоцентризма (установка на отрыв социума от космоса, на разрушение целостности бытия природы, принижение и омертвление ее), а осознание того, что человек - союзник природы, ее собеседник, со-творец. Этот идеал представляет собой коэволюцию человека и окружающей его природной и социальной среды, установление равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными и социальными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, включение в процесс эволюции коллективной памяти и коллективного интеллекта всего человечества и т.д.
Таким образом, согласно предлагаемой парадигме образования учебно-воспитательный процесс направляется на формирование у обучаемых целостного «двухполушарного» миропонимания при взаимной дополнительности рационального и эмоционального, естественнонаучного и гуманитарного образов мира в духе эколого-нравственного императива.

Литература:

Кара–Мурза С.Г. Идеология и мать её наука. – М.: Алгоритм, 2002

Игорь Ланцев, Жанна Малинова. Модернизация социокультурного пространства сферы образования // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.123-126

Hosted by uCoz