В начало
Наталья Логинова. Миф как творческое начало культурного времени

Миф, зародившись в глубокой древности, стал началом появления порядка, который определил и социально-экономическое развитие, и нормы мышления, и нормы поведения людей. Ранние формы порядка берут свое начало из мифа и служат нормированием наиболее важных форм жизнедеятельности человека. Миф это исторический источник, регулятор структуры порядка в системе развития общества. Миф лежит в основе мышления человека, в основе особой системы отражения реальности (но не простой ее копии). В мифе коренится вся история возникновения, жизни и деятельности богов и героев, которая является первоосновой или первоначалом мифа, соответствующего научному представлению о законах природы, психическом поведении человека, истории в целом. Первоначало мифа это элемент той самой традиции, которая воспроизводится в мышлении и деятельности всех последующих поколений.
Жизнь всякого древнего мифа в современном мире зависит от воспроизведения первоосновы и в мышлении, и в любом действии. Представления людей, сложившееся определенное экономическое мышление и поведение в современном мире произрастают из глубины веков.
Каждая эпоха в центр картины мира помещает свой художественный образ. В ранние времена – времена палеолита центральным образом такой картины в сознании человека было женское начало и звери. В период неолита - мужчина с орудием в руках и множество антропоморфных образов. В период древних государств на Востоке – император – фараон – воплощение Бога и Солнца на земле. В период средневековья - Богочеловек. В эпоху Возрождения – гениальная личность. Начиная с XVIII века на первый план выступает «естественный человек», самостоятельно решавший все проблемы. Начинается процесс переустройства Космоса. В XIX - XX вв. обычный человек становится центром мирового порядка. Искусство растворяется в повседневности. Эпоха Постмодерна рождает пародию на человека. Волшебство сводится на нет. Но, как писал М. Вебер, «разволшебствление» картины мира не отменяет ее мифичности. Это только на первый взгляд кажется, что сфера мифического в общественном сознании сокращается. Культура аудиовизуальной техники устраняет различие между вымыслом и реальностью. Такая культура быстро воспринимаема и проста в воспроизведении, ее можно легко тиражировать и распространять в массы.
Из всего выше сказанного становится ясно, что обоснование основных видов порядка изменяется исторически в направлении постоянно предпринимаемых попыток развенчания идеи священного, тайного начала, и одновременно сохранения этого начала. По этому поводу хорошо написал М. Хайдеггер: «Тайну мы познаем не через то, что мы разоблачаем и расчленяем, но единственно через то, что мы сохраняем тайну как тайну».
Мифические образы, в отличие от научных терминов или понятий, не являются обозначениями чего-либо. Мифические образы выражаются не в знаках, а в символах. Миф обладает своей тайной логикой, которая раскрывается через амбивалентные образы, одновременно индивидуально конкретные и иррационально абстрактные .
Может ли быть миф истинным? Если миф - форма познания, то он должен отражать реальность, т.е. как-то соответствовать действительности. Если миф только священен, то он адекватен высшей действительности. При утрате его священности миф превращается в вымысел, в сказку. Происходит это в движении времени, входе движения веков, развития человеческой мысли и исторических событий.
Все события в мире происходят во времени. Время это сложная универсальная категория, содержащая в себе движение, изменение, становление, развитие и эволюцию любых систем, независимо от их природы и содержания, в том числе и временных видов искусств.
Остановимся на некоторых аспектах проблемы времени и воспроизводства реальности. Несмотря на кажущуюся простоту в определении понятия времени, сложно сказать, что же такое время? Точно так же трудно однозначно сказать что же такое бытие, жизнь, душа, сознание. Ясно одно – что все эти понятия связаны с человеком как субъектом познания. Однако не все человеку дано понять и познать в окружающей его действительности. Тайна, недоступная для понимания человеку влияет и на творческое его самовыражение. Любой художник, творец мастер своего дела сохраняет тайну в своем произведении, творении при этом воздействуя на зрителя. В свое произведение художник вкладывает душу. В современной аудиовизуальной культуре труднее сохранить тайну и запечатлеть свою душу.
Миф образуется из непостижимого, неясного. Художник всегда бессознательно пытается отразить миф, т.к. он корнями своими связан с древним познавательным опытом и языком человека. Значит, любое творчество связано с мифом, а результат творчества человека содержит миф.
В структуре человеческой личности одновременно присутствует сознательное и бессознательное. Творцы виртуальных миров эксплуатируют бессознательное стремление человека к удовольствию, искушают легкостью достижения результата. Человек становится игрушкой безответственных социальных действий. В случае же если человек сам культивирует проявление бессознательного и общается с ним по определенным правилам, эти правила становятся принципами духовной жизни человека (как например, заповеди для верующего). Для того чтобы правила-заповеди не ограничивали свободу творчества, художник сознательно должен сделать правильный выбор, т.е. такой выбор, который увеличивал бы его духовную свободу. И наоборот, если выбор сделан неверно – границы свободы будут сужаться вплоть до утраты свободы выбора вообще. Человек проявляет недюжинные способности, чтобы обуздать бессознательное, благодаря своей разнообразной внутренней жизни и сложного поведения. Простым примером, когда человек сознательно поощряет свое бессознательное, является религиозное искусство. Это и христианская иконопись, и восточная живопись. Настоящая икона пишется с молитвой и думой о вечности. Одним словом, серьезное творчество возможно только после глубокого осмысления бытия. Значит, искусство может отражать реальность также глубоко, как и наука. Ведь любой автор руководствуется не только своим внутренним опытом, но и пониманием реального внешнего мира, как содержащего некую тайну. Миф это и есть воспоминание древней тайны мира. Миф это некий образ непостижимого в мире при попытках его распознания. Миф обладает своей мифической реальностью, которая по отношению к исторической реальности служит сценарием. Мифическая реальность развивается в мифическом времени. Часы, которые показывают историческое время настроены по мифическим часам. Миф с его временем это некий эталон. Мифическое время – это вечность, а историческое время - это образ движущейся вечности. Мифические образы обладают особыми силами магии. Они соотносят историческую реальность с мифической. Мифическая реальность с точки зрения исторической парадоксальна, т.к. реально только то, что в настоящем времени.
К фундаментальным свойствам мифического времени относится цикличность, реализующаяся в исторической реальности. Мифическую реальность нельзя наблюдать. Когда мы наблюдаем что-либо, мы находимся в настоящем. Ведь в настоящем нет прошлого и будущего. Поэтому все представления о прошлом и будущем – мифы. Историческая наука создает мифы о прошлом и прогнозирует мифы о будущем. Непостижимость прошлого и будущего мифологизирует время, замыкая его в круг вечности. Правда, современные физические теории не запрещают течь времени вспять, от прошлого к будущему и обратно, это образовывает циклы времени. Надо иметь в виду и то, что счет времени цикличен, хотя события в нем могут разворачиваться в линейной последовательности. Например – сутки. 0 часов – начало новых суток, однако это может быть каждый раз новое событие.
В истории цикличность времени это некий миф вечного возвращения и повторения. В примитивном обществе представления о времени связано с жизнью коллектива посредством ритуалов. Жизнь первобытного общества, как и более развитого – земледельческого определяется природными и биологическими циклами, регулярными повторениями космических ритмов, которые отражались в обрядовой практике. Соответственно этому время членится на замкнутые циклы. Время ритуала повторяет мифическое время Начала. Мифическое прошлое определяет повседневную жизнь коллектива и отдельного человека. Перенос времени может осуществляться не только ритуально и коллективно, но и индивидуально. Например: когда люди осваивали новые земли, они повторяли события из мифа сотворения космоса из хаоса; войны - в истории человечества – есть не что иное как мифическая битва предков или богов; всякая смерть – не что иное как смерть первого человека. В мифологическом сознании существует только настоящее, однако чрезвычайно емкое: в настоящем повторяется прошлое; в будущем – настоящее. Одна лишь уступка цикличности времени – линейная идея движения вспять, в сторону регресса.
В самых первых представлениях о времени и истории присутствует линейность, смешиваясь с цикличностью. Например, в индуистской мифологии – линейные понятия: жизнь и смерть - преобразовываются в циклическую Сансару (цепь смертей и рождений, образующую «колесо дхармы». В самом мифологическом повествовании также подразумевается некая линейность: мифическое прошлое есть «причина» ныне существующих вещей, людей и положений, а значит из прошлого в настоящее направлен некий лучик.
Древние мифы сливали природу и общество, описывали жизнь человеческого коллектива, его историю. Первые исторические представления об истории не имели другого образа, кроме модели природного круговорота. Однако, чтобы стать историей, представление о времени должно было сначала заменить один, повторяющийся круг циклов, эпох, следующих друг за другом и часто отделяемых мировыми катастрофами, периодическим возвращением хаоса.
Мифологические идеи оказали большое влияние на развитие философской и религиозной мысли. Первые философские учения учили о рождении и гибели космоса, различаясь лишь в деталях описаний (как создается космос, от чего, каким образом он гибнет). Например, Пифагор считал, что на свете нет ничего нового, и все рожденное вновь через какой то срок рождается. Учение о бесконечном и точном до деталей повторении после периодически наступающего воспламенения космоса того же самого мира, с теми же людьми и событиями создавали стоики. Платон осмысливал историю как круговое движение, подобное движению небесных тел и вращению всего космоса. Зарождение историзма, признание уникальности исторических событий и линейной направленности исторического процесса возникало как идея конечности истории. Христианство заимствует старый сценарий страстей бога и его воскрешения. Мир, в конце концов, погружается в хаос (апокалипсис), Правда для того чтобы, потом воскреснуть уже там где нет истории и времени. Хотя движение времени предполагает однократное и окончательное уничтожение истории, это уничтожение можно рассматривать как возвращение в вечность. Так что отдаленно идея периодической повторяемости космоса (цикличности), коренящаяся глубоко в первобытном мифе, проявляется и здесь.


Наталья Логинова. Миф как творческое начало культурного времени //Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.1360140

Hosted by uCoz