В начало
Светлана Лютова. Утопический традиционализм в контексте мифа

Тематическая систематизация выступлений традиционалистской печати североамериканских индейцев на примере исследования общенационального издания «Аквесасне Ноутс» (редакция которого находится в одноимённой резервации ирокезов на границе США и Канады) позволяет определить его как одного из лидеров традиционализма. Главной темой остаётся изложение традиционного мировоззрения «коренных американцев» (по историческим, фольклорным и религиозным источникам, в частности, Лиги ирокезов), порой неотличимого от философско-мировоззренческой позиции современного индейского традиционализма.
Эту позицию определяет концепция противостояния первобытной культуры человечества и цивилизации. В качестве метафоры в публицистике авторов-ирокезов широко используется мифологический мотив, предрекающий народу появление гигантской паучихи, что заткёт однажды своей губительной паутиной всю землю. Помещая фотографии оплетённых высоковольтными проводами вышек ЛЭП, например ирокезы, наглядно представляют пророчество сбывшимся. Традиционалисты представляют цивилизацию результатом болезненной гипертрофии определяющего видового признака человека – преобладания способности изменять окружающую среду в целях самосохранения над способностью самому адаптироваться к ней. Гипертрофия эта возникла в разное время у разных народов под воздействием определённых внешних и внутренних факторов, всегда постепенно приводя к нарушению равновесия с окружающей средой, к разрушению её и, как следствие, к угасанию цивилизации. Традиционализм подробно рассматривает признаки нарастания кризиса в природе, обществе, в человеческой личности.
Говоря об экологическом кризисе, планетарном в условиях глобализации, традиционалисты отмечают иллюзорность материальных благ, принесённых западной цивилизацией. Отчасти решив проблемы, некогда угрожавшие жизни отдельных человеческих популяций, эта цивилизация поставила под угрозу существование всего человечества и самой планеты. Одной из главных причин экологического кризиса традиционалисты считают кризис религиозный: в ходе развития цивилизации божественное отделяется от мирского, природа, общественные связи, хозяйственная деятельность, жизнь человека утрачивают сакральный смысл. Став внешней силой по отношению к миру, Бог обретает антропоморфные черты, и, наконец, сам человек провозглашается Богом и центром Вселенной. Между тем разделение труда, неизбежная элитарность накопленного цивилизацией научного знания, обезличенность производственных отношений превращают реального человека всего лишь в структурный элемент машины, лишая его воли, компетентности и ответственности в решении хозяйственных и социальных вопросов. Экономическая идея прогресса ради прогресса, гнетущая система иерархии или формализованной демократии, усиливая опосредованную зависимость людей друг от друга, разобщает их. Искусственная среда обитания обрывает связи людей с природной средой, маскируя на самом деле не ослабевающую зависимость от неё. Потребительство становится нормой. Отдаление людей от Бога, от Земли и друг от друга, по мнению традиционалистов, приводит к трагическому нарушению личности, лишая её самостоятельности, достоинства и равновесия, усиливая агрессивность и нетерпимость, формируя захватническую или рабскую психологию.
Негативным проявлениям цивилизации противопоставлена в представлении традиционалистов древнейшая, языческая культура человечества, романтически идеализируемая ими, – с её экономической стабильностью, ощущением одухотворённости хозяйственной и общественной жизни человека, тождества Бога и мироздания, свободой и ответственностью личности, по праву воспринимающей себя не функциональной единицей, а воплощением, представителем всего человечества и Космоса. Традиционализм критикует и подход цивилизации к мировой истории, доказывая самоценность и самодостаточность каждой культуры. Тенденциям глобализации традиционализм противопоставляет подлинное единство первобытных религий и духовности при многообразии их форм у разных народов. Именно к ним, а не к первобытной технологии или материальной культуре, должно вернуться воссоединённое человечество в поиске новых технологий и нового общественного уклада. Как считают традиционалисты, кризис технократической цивилизации вынуждает человечество к этому.
Философская позиция традиционалистских изданий, служащих консолидации традиционалистского движения, во многом направляет активность его практической деятельности – экологической, миротворческой и политической работы, находящих в свою очередь отражение в индейской печати. Однако исследование утопического традиционализма в контексте мифа предполагает внимание именно к восприятию национальной мифологии в философском аспекте её наследниками в эпоху глобализации.
Идеализированную роль Лиги ирокезов, в своё время ставшей ядром союза индейских племён, современные идеологи традиционализма рассматривают в качестве модели миссии всех аборигенных народов в эпоху глобализма. Реанимирован и наполнен новым смыслом мифологический символ Союза Шести Наций: предание гласит, что, когда предки нынешних ирокезов договорились о создании свободного Союза, корни могучей ели, под которой был заключён договор, стали расти, распространяться на все четыре стороны света и скрепили собой обширные земли Лиги. Эти «четыре белые корня мира», воплощая собой сегодняшние мессианские установки аборигенных североамериканских этносов, стремятся обнять уже весь земной шар на эмблеме «Аквесасне Ноутс».
Высокий уровень (литературный, художественный, полиграфический) традиционалистских изданий, в первую очередь, определяется уровнем статей таких авторов, как Джон Мохаук, Рарихокватс (Джерри Гэмбилл), Сакоквенонквас, Теханеторенс, Том Фландерс, по проблемам философии, истории, экономики, политики, образования. Интерес представляет собственная индейская концепция национальной журналистики как наследницы традиции ораторского искусства коренных американцев.
Основное значение теоретической, публицистической работы традиционализма – в переосмыслении на современном этапе нравственных ценностей архаической культуры человечества, в реабилитации прошлого мира, бесспорно, имевшего свои преимущества, но опороченного в массовом сознании сначала церковью, потом наукой.
Вместе с тем очевидна определённая идеализация традиционалистами прошлого, в результате которой осуществляется политизация мифа в целях его социального воскрешения (тенденция эта, впрочем, прослеживается в индейской журналистике ещё с середины XIX в.). Эта идеализация, недостаточная обоснованность экономических программ, вынужденный приоритет, по признанию самих традиционалистов, работы в духовной сфере над работой в сфере практической, а также значительность роли «духовных лидеров» (шаманов) в выработке идеологии движения и в деятельности Движения Американских Индейцев (ДАИ) позволяют говорить о традиционализме как о явлении религиозном в большей степени, чем политическом.
Понятие утопии, таким образом, не вполне может быть применимо к его идеям: их практическое значение определяется нравственным, как и значение работы традиционалистских общин в условиях современной урбанизации человечества.
Оценено же значение религиозного движения может быть лишь количеством сторонников. Основываясь на публикациях в индейской и неиндейской прессе, можно констатировать распространённость традиционализма не только внутри, но и вне индейского сообщества в форме различных индеанистских движений Америки, Европы и России.
Ключевые положения традиционализма коренных американцев следующие: 1) религиозное, экономическое и социальное неприятие западноевропейской цивилизации; 2) противопоставление ей культуры своего народа как представительницы древней общечеловеческой культуры; 3) вера в то, что за обновлённым вариантом этой культуры – будущее всего человечества, отсюда – идея мессианства.
Почти двести лет назад индейский пророк по имени Прекрасное Озеро, основатель весьма распространённого в настоящее время среди коренных американцев религиозного течения, предрекал великие свершения на благо не только индейских народов, но и белых пришельцев, которые выпадут на долю седьмого поколения. Лидеры традиционализма высчитали, что как раз теперь это поколение вступает в жизнь. На этом мифе, уже в сравнительно недавний момент своего возникновения политически насыщенном, строят сегодня свою публицистическую и пропагандистскую деятельность идеологи движений национального возрождения аборигенных народов Северной Америки.

Литература:

1. История и семиотика индейских культур Америки / Отв. ред. А. Бородатова, В. Тишков. М., 2002.
2. Морган Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983.
Индейские периодические издания США (1990 – 2002):
3. Akwesasne Notes. Rooseveltown, NY.
4. Attan-Akamik. NY.
5. Eagle Wing Press. Naugatuck, CT.
6. The Indian Reader. Memphis, TN.
7. Wassaja. San Francisco, Ca.

Светлана Лютова. Утопический традиционализм в контексте мифа // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.145-149

Hosted by uCoz