В начало
Ольга Матвеева. Мифы современного коммуникативного пространства

Обозначая современное общество как общество информации, мы представляем себе, прежде всего, мир развитых технологий, мир технического прогресса, мир оживших «фантазий» и совершившихся утопий. Этот мир насквозь пронизан коммуникативными связями, создающими глобальное информационное поле. Это новая среда обитания человека.
Динамика изменений в этой среде настолько велика, что возникает острая необходимость создания механизмов адаптации к непрерывному потоку изменений. В первую очередь это вызвано угрозой разрыва традиционных коммуникативных общественных цепочек. Различный уровень восприятия коммуникативного поля отражается на отношениях между людьми разных поколений, культурных сред, социальных групп. Как отмечает Е.П. Савруцкая, в значительной степени проблемы развития коммуникативных связей связаны с ростом противоречий между устоявшимися и вновь появляющимися институтами общественных отношений. Среди них выделяются следующие противоречия:
«Во-первых, это противоречие между глобализацией и интеграцией общественных процессов, с одной стороны, а, с другой, - индивидуализацией человека, намечающимися тенденциями демассификации средств и систем информации, а, следовательно, демассификации личности и культуры.
Bo-вторых, противоречие между усилением тенденций глобализации и сопротивлением этому процессу со стороны национально-государственных образований, а также со стороны общественности этих стран, выступающей за экономический и культурный суверенитет своих народов.
В-третьих, это противоречие между вестернизацией, а точнее американизацией, всех сфер общественной жизни и стремлением народов сохранить свои историко-культурные традиции и духовность как основание этнической идентификации.
В-четвертых, это противоречие между потенциальными возможностями новых коммуникативных технологий и СМИ в накоплении и распространении знаний, с одной стороны, а, с другой, - реальное положение дел с газетно-журнально-книжной культурой и искусством, а, следовательно, и традиционными формами гуманитарного общения» [1] .
Необходимо отметить, что в сути этих противоречий можно выделить некую устойчивую систему образов, позволивших, с одной стороны, этим противоречиям появиться, но, с другой стороны, как мы считаем, являющихся методом их сдерживания. Речь идет об использовании мифов в системе современной коммуникации.
В основе бывших, настоящих, а вероятно, и будущих проблем коммуникативного пространства лежит способность человеческого сознания упрощать картину реального мира путем подмены событий и явлений их мифическими образами. Этот феномен отмечается многими исследователями. Миф используются в самых разных сферах человеческой культуры, где возникает необходимость ускоренного проведения изменений в социальном восприятии – политике, образовании, производственном менеджменте, промышленном дизайне и т.д. Трудно представить современную рекламу без активного использования традиционных и современных мифов. Усиленное внедрение мифа в коммуникативное поле социокультурной среды позволило, с одной стороны, увеличить количество новых коммуникативных цепочек. Несомненным примером является Интернет – глобальная сеть, ежеминутно порождающая новые мифы, но прочно эксплуатирующая в различном виде образы от античной мифологии до мистических стереотипов. Появление спутникового телевидения укрепляет образ Дома, Родины, традиционного семейного очага, в независимости от страны проживания или местонахождения. Цифровая связь – база символов любви, дружбы, секса. Но с другой стороны, возникает, подмена реального мира его виртуальным мифическим двойником. Жаном Бодрийяром была разработана теория симуляции и гипперреальности, согласно которой, знаки, порождаемые современным технотронным обществом, по сути дела не имеют никакой связи с реальностью в привычном смысле слова. Такие знаки больше не являются представителями каких либо объектов, то есть знаками-копиями или знаками-символами. Они более не презентуют никакую реальность кроме своей собственной, а наоборот, маскируют отсутствие действительности путем ее симуляции, именно поэтому подобные информационные объекты и были обозначены как «симулякры».
Нам трудно поверить в нереальность этого мира, а поколение современных детей просто не представляет иного. И здесь способность мифа адаптировать человека играет уже не отрицательную, а, скорее, положительную роль. Символы, используемые для манипуляции общественным сознанием, ухода от реальных проблем, подмены самоорганизации рефлекторностью, могут, в случае реанимации рвущихся связей инициациировать новое целеполагание, определять способы развития коммуникаций, обеспечивать преемственность коммуникативных связей на новых этапах развития социокультурной среды, стать дополнительным средством управление динамикой коммуникаций.

Литература:

1. Савруцкая Е.П. Феномен коммуникации в современном мире: Сб. науч. трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». Спб.:СПБГУ, 2004, с.75-85.

Ольга Матвеева. Мифы современного коммуникативного пространства // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.159-162

Hosted by uCoz