В начало
Анастасия Мёдова. Миф собственного тела. Предпосылки формирования

Экзистенциальное осознание-переживание человеком собственного тела - важнейший элемент его бытия. В средоточии отношений «сознание-тело» проходит непосредственное существование человека, причем механизм взаимосвязи тела и сознания всегда оставался загадкой – его пытался обнаружить еще Декарт, искавший в организме человека шишковидную железу, которая бы связывала две субстанции.
Анализ особой, специфической человеческой телесности приобрел особую актуальность в ХХ веке. Он лег в основу одной из современных философских моделей человека, которую можно обозначить как модель «Corpus». Данная модель эксплицировалась такими философами, как В.В. Розанов («Метафизика пола»), Ж.-П. Сартр («Бытие и ничто»), Г.Марсель, М. Мерло-Понти («Феноменология восприятия»), Ж.-Л.Нанси («Corpus»), В. Подорога и др.
При всем осознании важности человеческих отношений с собственным телом, они остаются загадочными. Отношения между человеческим сознанием и телом далеко не однозначны и не прозрачны для рефлексии. Дело в том, что собственное тело, его жизнь, его биологические функции, хотя и известны человеку в результате медицинских исследований, тем не менее, не осознаются им как мое Я. Биологическая жизнь тела скрыта от нас, мы ощущаем её как боль, наслаждение, чувственное восприятие, но при этом можем совершенно не иметь представления о том, как протекают эти процессы на физиологическом уровне. Но даже знание физиологических процессов не превращает их в мои процессы в том смысле, в каком существуют мои мысли. Не случайно величайший шок вызывает у человека зрелище собственного (или чужого) удаленного внутреннего органа, конечности.
По поводу этого феномена Сартр в «Бытии и ничто» писал: «если я постигну «мое» сознание в его абсолютной глубине, и посредством ряда рефлексивных актов я попытаюсь соединить с ним определенный живой объект, образованный нервной системой, мозгом, железами, органами выделения, дыхания и кровообращения, сама материя которых может быть проанализирована химически, …то я встречусь с непреодолимыми трудностями; эти трудности проистекают из того, что я пытаюсь соединить мое сознание не с моим телом, но с телом других. Действительно, тело, описание которого я только что дал, не мое тело, какое оно есть для меня» [6, с.324]. Итак, тело инородно, чуждо сознанию. И для нас первично не тело само по себе, а наше представление-понимание собственного тела, его миф.
Тело издревле было объектом мифологических переживаний; во многих мифологиях распространена версия возникновения мира из тела мифического первочеловека (в индийской мифологии, к примеру, такой первочеловек именуется Пуруши) или бога. Земля понималась как мать в прямом смысле – не случайно по сей день сохранилось выражение «чрево земли», уподобляющее землю материнской утробе. На глубинном уровне своего опыта человек воспринимает мир как подобие своего тела (например, различение в пространстве сторон «право» и «лево» обусловлено телесностью), что способствует созданию его мифа.
Миф собственного тела складывается у каждого человека в результате многих факторов: невозможности осознания физиологических процессов, неполного визуального представления о собственном теле, отсутствия собственной ценностной и эстетической точки на свою внешность, переживании своей внешности сквозь призму культурных установок и т.п. Существенно, что тело, по крайней мере, образ тела, не сразу осознается человеком как мое, это происходит в результате сложных актов самоидентификации, которые Лакан обозначал как «стадию зеркала». Причем, согласно Лакану, полной идентификации человека со своим телом никогда не достигается.
Таким образом, проблему мифа собственного тела можно рассматривать в двух срезах: онтологическом, в аспекте отношений «тело - объективный мир», и в культурном. Здесь миф тела формируется переживанием соответствия/несоответствия своего тела представлениям о должном, красивом, уместном и стимулируется тем, что человек никогда не обладает адекватным представлением о своем теле, он лишь вынашивает субъективный «образ тела». Рассмотрим два указанных аспекта проблемы мифа собственного тела.
I. Онтологический план мифологии собственного тела тесно связан с вопросом об отношении «сознание-тело», поскольку здесь мифологически переживаются отношения тела к бытию вообще. Отсюда вытекает проблема различения тела как объекта реального мира и тела как субъекта опыта, приводящая к необходимости нахождения границы между сознанием и телесностью. Многие современные философы, например экзистенциалисты, находили такую постановку вопроса несостоятельной, акцентируя тот факт, что сознающему себя телу ничто не мешает быть органичной частью объективного мира. Тем не менее, именно это расстояние от собственного тела до самосознания, которое можно в духе Хайдеггера назвать «просветом», и дает человеку нечто собственно человеческое.
Итак, тело не есть один из объектов окружающего мира. Хотя бы потому, что любой объект реальности гипотетически может как присутствовать, так и отсутствовать, присутствие же тела тотально, оно не допускает возможность отсутствия. По наблюдению Мерло-Понти, постоянство собственного тела совершенно другого типа, нежели постоянство объектов: «оно не находится в пределах бесконечного обследования, оно отвергает обследование и является мне всегда под одним и тем же углом. Его постоянство не есть постоянство в мире, это постоянство с моей стороны» [4, с.128].
К мифам тела относятся так называемые «фантомные органы» - отсутствующие органы, которые сознание считает существующими (известны случаи, когда люди испытывали боль в ампутированной руке или ноге). Мерло-Понти, специально изучавший этот феномен, считает, что фантомные органы есть не что иное, как оборотная сторона нашей неотъемлемости от мира. Таким образом человек отрицает невозможность сообщаться с миром, двигаться ему навстречу посредством тела.
Главный субъективный миф тела онтологического порядка – это миф о теле как оси мира. Именно тело есть залог бытия, оно сообщает о реальности бытия посредством чувств и одновременно является «местом нахождения» человека в мире. Тело убеждает нас в том, что мир действительно существует, тогда как сознание может в этом сомневаться. Таким образом, тело есть «ось мира», к которой обращены лики всех объектов, вокруг которой они вращаются.
II. Онтологические мифы тела переживаются на глубинном бессознательном уровне. Гораздо более активны и ярче выражены в обычной жизни культурные мифы тела. Они обусловлены строением человека, а именно тем, что глаза наши располагаются так, что мы не можем видеть себя целиком, и тем более не видим своего лица. Точно так же человек никогда не слышит свой голос так, как его слышат другие. Таким образом, мы лишь представляем себя. Отражение в зеркале тоже не дает нам точного представления о себе, так как люди не в состоянии посмотреть на себя совершенно объективно и со стороны. Если человек совершенно неожиданное увидит свое отражение, в первую минуту он себя не узнает, примет за другого. Точно так же не узнают своего отражения в зеркале маленькие дети и люди из первобытных племен.
Факт неадекватности представления о своем теле подтверждает удивление, которое испытывают люди, видя впервые себя на фотографиях, в видеозаписи, слыша запись своего голоса. Образ собственного тела человека совершенно мифологичен, он целиком выстроен сознанием. Причина невозможности воспринимать собственное тело так же, как тела других людей, была исследована Бахтиным [1]. Он сделал вывод о том, что у человека нет ценностной, этической, эстетической позиции относительно себя самого, и это одна из главных особенностей сознания. Человек может смотреть на себя только глазами другого, поэтому люди так нуждаются в любви и внимании к себе. Из отношений с другими, прежде всего с любящими людьми человек извлекает точку зрения на себя, на свою внешность, и именно на эту точку зрения он прочно становится. Именно в глазах других, а потом уже в глазах себя, человек красив или некрасив, велик или ничтожен, благороден или низок.
Таким образом, культурный миф собственного тела – это заимствованный взгляд кого-то другого, Другого вообще на себя, этот взгляд Другого может быть обобщен до взгляда общества в целом. Образ собственного тела человека на деле хрупок и нестабилен, он проницаем для внешней оценки и переживаний успеха-неудачи. Согласно данным отечественных исследователей, угроза позитивному самоотношению вызывает к жизни защитные переструктурации образа телесного Я [2, с.68]. Интересно, что люди с низкой самооценкой своих телесных качеств в сравнении с другими людьми склонны к переоценке размеров своего тела, и наоборот. Искажения образа своего тела у людей бессознательны и по природе своей социальны. Так, голодание и стремление похудеть может интерпретироваться различно, в частности, как желание казаться меньше тем, кто вызывает негативные переживания, как бессознательное средство защиты слабого глубинного Я.
Миф собственного тела порождается неоднозначностью отношений между телом и сознанием, наличием ментального барьера между ними. Мифологическое переживание своей телесности, в частности, переживания её целостности, неприкосновенности, таинственности, укорененности в мире, неотъемлемо от существования человека. В связи с этим вопрос о том, следует ли искоренять миф собственного тела, остается открытым.

Литература:

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., «Искусство», 1979.- С. 7 –180.
2. Дорожевец А.Н., Соколова Е.Т. Исследование образа физического Я: некоторые результаты и размышления.// Телесность человека. Междисциплинарные исследования. – М., 1991 – 159 с. – С.67-70.
3. Лакан Жак. Семинары. Книга 5. Образования бессознательного (1957-1958 г.г.). – М., Гнозис/Логос, 2002 г. – 608 с.
4. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. / М. Мерло-Понти. – СПб.: Ювента, Наука, 1999. – 606 с.
5. Прист С. Как разрешить проблему «сознание - тело».// Логос. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - №8. – С.90-99.
6. Сартр Жан Поль. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. Пер. с фр., предисловие, примечания В.И. Колядко – М.: ТЕРРА- Книжный клуб; Республика, 2002. – 640 с.

Анастасия Мёдова. Миф собственного тела. Предпосылки формирования // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.162-166

Hosted by uCoz