В начало
Николай Нагорный, Андрей Рябикин, Константин Рубчевский. Прекрасное как одна из непреходящих ценностей

В мире имеют место вещи бренные и вечные. Человек в своей жизни, так или иначе, учитывает их существование и строит свою деятельность, исходя из наличного бытия. Вещи вечные, очевидно, мы можем рассматривать как непреходящие ценности. Люди, выстраивающие свою жизнь без всякого учёта этих ценностей (нравственных, теоретических, эстетических) по сути аморалисты, приспособленцы, карьеристы, “паразиты”. Такого рода люди постепенно омертвляют наш мир, живя лишь ради комфорта, сыто и самодовольно, считая себя хозяевами жизни. Следование же определённой части человечества добру, справедливости, красоте, истине и другим вечным ценностям и обеспечивает поступательное (хоть и очень медленное) движение цивилизации по пути прогресса. Проблема непреходящих ценностей, поэтому, имеет ещё и практическое, так сказать, принципиально прикладное значение для общества.
Прекрасное есть категория, отражающая, как нам думается, весьма широкий круг явлений окружающего мира, поэтому и истолковываться она должна также весьма широко. По всей вероятности, прекрасное есть и неотъемлемое свойство мира, космоса, и гармония, с необходимостью присущая вещам. Исчезает в вещи эта гармония – исчезает и сама эта вещь. Именно наличие прекрасного, как определённого стержня, некоей гармоничной основы и придаёт устойчивость нашему человеческому миру. И от нас, непосредственно, от того насколько точно и последовательно мы будем придерживаться принципа прекрасного, зависит его жизнеспособность, перспективы и само его дальнейшее существование.
Следование принципам прекрасного означает и высокую степень развития духовного мира личности, бескорыстность, её способность в определённый момент проигнорировать собственные материальные интересы ради общей цели.
Очевидно, уже в незапамятные времена люди были очарованы красотой природы и как могли по-своему любовались ей. Красота находится в самой природе – облака, звёздное небо, горы, моря и океаны, равнины и реки прекрасны. Исследователи спорят об истоках зарождения искусства; возможно последнее имеет несколько истоков, и среди них – стремление подражать природе, следовать её творческим созидательным принципам прекрасного. Мир сотворён гармонично, упорядочено, люди в те далёкие времена не могли себе представить, что он никем не сотворён и существует вечно. Древнейшие люди и верили в совершенное существо, создавшего мир по соответствующим принципам – принципам прекрасного. Человек, чувствуя, что он есть органическая частица этого творения, сам вдруг открыл в себе силы и стремления творить, а, может быть, и желание самому быть совершенным. К счастью, до нас дошли некоторые произведения древнейшего искусства, они дают нам солидную пищу для размышления.
Даже в древнем Египте (одной из первых поистине величайших цивилизаций) люди, подчёркивая величие смерти, «фиксируя» культ мёртвых, а вероятно, и не только для этого, создавали для этих целей материальные памятники по законам красоты. И пусть в большинстве случаях красота эта отчасти подавляет человека, всё-таки древнеегипетские сооружения прекрасны.
Древнейшая цивилизация острова Крит, давшая жизнь и стимул к развитию античной Греции, имела жизнерадостную религию без храмов. Отсюда берёт свои истоки тенденция прославления красоты жизни, получившая своё яркое проявление в Древней Элладе. Эллины умели и создавали чудесные произведения на века. Мы, разумеется, весьма далеки от идеализации жизни в Древней Греции, тем не менее, приходится признать, что представители этих цивилизаций в большинстве своём жили по законам красоты. Хотим мы этого или нет, но мы до сих пор во многом остаёмся учениками великих мастеров той далёкой эпохи. Древние Греки и римляне – два народа близнеца, по меткому выражения выдающегося немецкого историка Т. Моммзена, сливших в единое мощное государство, сумели донести до нас своё понимание и чувство прекрасного, своё вечное стремление к нему. Достижения и шедевры античности нисколько, тем не менее, не умоляют значения наследия искусства других эпох, государств и народов. Маски, изваяния, произведения древних зодчих Чёрной Африки, например, просто завораживают современного человека. Примерно почти то же самое можно сказать и о памятниках культуры и искусства других умерших цивилизаций. Чувство прекрасного, стремление к прекрасному, созидание по законам красоты роднят всех людей, к какому бы времени или народу они не принадлежали. Это свидетельствует в пользу точки зрения общности нашего происхождения. Прекрасное - является одной из важнейших ценностей для всякого человека, утратив которую мы теряем частицу души.
Прекрасное в мире, чувство и стремление к прекрасному наряду с другими непреходящими ценностями, такими как добро, справедливость, истина, забота о детях и стариках наполняют нашу жизнь смыслом. Чтобы жить, чтобы действительно хотелось жить, необходим интерес к жизни. Прекрасное в мире как непреходящая ценность, наши внутренние интенции и ориентации на прекрасное подчас остаются единственным, что удерживает человека в мире живых, не даёт ему сделать последний шаг к смерти, когда больше не осталось никого и ничего. Реанимирование в душе человека, ослаблённой по тем или иным причинам, чувства и стремления к прекрасному или их культивирование должны, на наш взгляд, шире использоваться и в пенитенциарной сфере, в деле перевоспитания оступившихся, возвращению их в общество в качестве полноценных личностей и полноправных законопослушных граждан. Данное направление работы с осуждёнными, естественно, имеет давние традиции и во многих местах используется достаточно широко и продуктивно. В настоящих условиях требуется солидная обобщающая работа, в процессе, которой учённые различных направлений могли бы систематизировать, проанализировать результаты практической работы с осуждёнными в интересующем нас плане, с целью выработки серьёзной теоретической концепции. Такого рода концепция, в свою очередь, направила и выкристаллизовывала бы новые пути, средства и методы работы с осуждёнными, постепенно всё теснее приобщая их к миру прекрасного, развивая в их душах стремление к прекрасному, подлинно человеческому и гуманному. Это должно благотворно сказаться и на внутреннем мире сотрудников пенитенциарной системы. Не следует, конечно, переоценивать значение и важность данного аспекта работы с осуждёнными, тем не менее, серьёзная работа должна вестись по разным направлениям, включая естественно, и это.
Чувство прекрасного, стремление к прекрасному присутствуют в людях, естественно, в разной степени, в разных проявлениях. С детских лет, поэтому, требуется поддерживать, укреплять в человеке данные качества, дабы они не затухли, не загасли в зародыше, как, в общем-то, это и происходит, когда человек живёт в неподобающих человеку условиях. Система образования, начиная с детских дошкольных учреждений (ДДУ), в современную эпоху призвана взять на себя решение этой непростой и чрезвычайно важной задачи. И если в ДДУ в целом задача приобщения ребёнка к миру прекрасного, и миру художественной культуры и искусства решается достаточно успешно, то в общеобразовательной школе об этом почти забывают, в чём мы усматриваем источник многих серьёзных проблем. Школьники (в современных условиях также и по вине родителей, занятых, прежде всего, проблемой заработка) всё меньше имеют и шансов, и возможностей наслаждаться красотой природы, получать эстетическое удовольствие от просмотра и знакомства с истинными шедеврами культуры и искусства. Всё это в нашу эпоху постепенно планомерно заменяется власть предержащими каким-то чудовищным суррогатом. Многие подлинно человеческие качества (стремление к прекрасному, желание созидать по законам красоты и другие) перерождаются в нечто опасное, противоестественное, порождающее дополнительные трудности, с которыми человечество раньше и вовсе не сталкивалось. В данной же небольшой работе, в соответствии с её темой, хотелось бы отметить лишь следующую проблему. Красота, прекрасное становится всё более и более всего лишь товаром, который его обладатели желают лишь подороже продать. Так, например, очень многие молодые девушки обладая красивой фигурой стремятся лишь в манекенщицы, топ-модели, супермодели, стремясь при минимуме интеллектуальных и физических усилий зарабатывать миллионы долларов и евро, нисколько не гнушаясь аморальных средств и методов, если это нужно для дела, пуская без колебания в ход своё прекрасное тело. Но можем ли мы осуждать их за это? Думается, что нет. Мир всё более коммерциализируется, и простому человеку всё труднее становится «выбиться в люди», поэтому мы и «пускаем в ход», то что есть у нас в наличии. Между тем, всё это не способствует духовному прогрессу общества, человечества в целом.
Проблема прекрасного увязана со многими другими проблемами, как с древними, так и со сравнительно недавно появившимися. Таков уж ход развития человеческого общества. Прекрасное как своего рода путеводная звезда, человеческое чувство и стремление к прекрасному всегда благотворно сказывались на развитии человечества. Прекрасное в форме художественной культуры и искусства всегда сближает людей, делами их человечнее, терпеливее, гуманнее. И это один лишь позитивный момент. В современную же техногенную эпоху нам вообще остаётся мало на что уповать, человек постепенно утрачивает человеческое. Прекрасное является одной из важнейших опор выживания человечества.


Николай Нагорный, Андрей Рябикин, Константин Рубчевский. Прекрасное как одна из непреходящих ценностей // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.173-177

Hosted by uCoz