В начало
Людмила Насонова, Мария Брянцева. Миф сегодня, модернизация и архаика

Реальной социальной основой самого процесса ремифологизации общественного сознания и, следовательно, интереса к этому явлению, являются особенности социально-экономической, политической, духовной жизни XX в.
Современные мифы сходны с архаическими не только по названию. Архаический миф – это выражение и одновременно попытка преодоления незнания с помощью наложения на хаотическую действительность образно-категориальной антропоморфной сетки. Когда нет никакого другого способа разобраться в том, что представляет собой действительность и как можно овладеть ею, мифологическое сознание необходимо и позитивно.
Обращаясь к рассмотрению вопроса о социальной основе мифологического сознания, необходимо иметь в виду, что раннее, первобытное общество в своей истории проходило ряд фаз, среди которых можно выделить хотя бы две крупных – это дородовое общество, основу которого составляли такие виды материального производства, как собирательство и охота, и родовое общество, основанное на земледелии и скотоводстве. Им соответствовали различные стадии развития духовной культуры: тотемизм – в дородовом обществе и земледельческая мифология – в родовом обществе. Конституирующим принципом организации дородового общества (точнее, каждого конкретного единичного социума) являлось принадлежность каждого его члена к общему для всех тотему – животному. Связь между общим тотемом и каждым индивидом не носила ни генетического, ни каузального характера, с современной точки зрения ее модно было считать мистической, сверхъестественной. Дело в том, что связь между индивидом и социумом, коллективом, группой объективно была очень слаба как в производстве непосредственной жизни человека, так и в производстве непосредственной жизни человека, так и в производстве материальных благ, разделение общественных функций почти отсутствовало; можно сказать, что задачу консолидации сообщества должна была выполнять не структура материальных отношений, но образование синкретическое, духовно-практическое – миф. Именно на стадии тотемизма, на самой ранней известной стадии развития подлинно человеческого, уже ставшего общества и возникает миф и мифология, для того, чтобы играть роль цемента, скрепляющего, слепляющего людей в общественное целое.
Мифом является и действие, и поведение, и речь, и вещи первобытного человека, то есть все его сознание и весь окружающий его мир, охватываемый его сознание и весь окружающий его мир, охватываемый его сознанием. Миф обеспечивает чувство слитности с социумом и позволяет первобытному человеку мыслить себя и каждого отдельного индивида носителем сил, способностей и возможностей не только не только другого индивида, но и всего социума. Всеобщее «оборотничество» - существенная черта мифосознания. В мифосознании, по которому «все есть все» или «все во всем», нет ничего определенного, устойчивого, отграниченного и оформленного. Миф охватывает и выражает собой всю без исключения жизнь первобытного человека; миф – это не продукт духовного творчества, воображения и не результат познания, это – образ жизни, миф веществен и действенен, ведь основная функция мифа не познавательно-теоретическая, а социально-практическая, направленная на обеспечение единства и целостности социума, тем более, что больше никакое социальное образование не осмысливается как обладающее этой функцией. Миф в его античном виде, а не в метафорическом, возникает только в очень раннем обществе, на более поздних стадиях миф начинает преобразовываться, дополняться, перестраиваться, обволакиваться новыми культурными достижениями.
Не случайно применение понятия мифа к современному обществу. Главные социальные причины этого: иррационализация общественной жизни и ослабление общесоциальных связей. Реальные отношения людей, основанные на пространственном и временном контакте, такие, как родственные, производственные или досуговые отношения заменяются контактами, опосредствованными информационными системами. Последние могут играть роль мифологического «другого мифа», а вещественные носители информационных процессов становятся фетишами. Таким образом, реальные социальное единство, разрушаемое глобальными и локальными цивилизационными кризисами. Если архаический миф творил космос их хаоса природы. То современный миф творит свой космос из хаоса культуры.


Людмила Насонова, Мария Брянцева. Миф сегодня: модернизация и архаика // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.177-179

Hosted by uCoz