В начало
Никита Панов. Дендизм, литература, мода, миф

Если рассматривать денди только с точки зрения одежды, то можно сказать, что это человек, решивший довести до предела изысканный костюм. Формально дендизм проявляется как своеобразный стиль в одежде и поведении, противопоставленный массовым общественным вкусам. Дендизм – феномен, английский по происхождению, романтическое продолжение традиций джентльменства 18 века. Во Франции как денди прославились Ш. Бодлер, Т. Готье, Б. д’Оревильи; в Англии позднее дендизм стал частью эстетической и жизненной программы Оскара Уайльда.
О том, что дендизм представляет собой нечто большее, чем просто особый стиль в одежде, отмечали многие, прежде всего Теофиль Готье и Шарль Бодлер. Бодлер писал, что все материальные атрибуты денди – лишь символ аристократического превосходства его духа, что дендизм – искусство особого рода. Таким образом, в глазах денди, ценящих прежде всего изысканность, совершенство одежды заключается в идеальной простоте, которая и в самом деле есть наивысшая изысканность. По Бодлеру, в денди постоянно присутствует “непреодолимое тяготение к оригинальности. Это нечто вроде культа собственной личности1. Cущность изысканности здесь становится метафизической и мифологической, так как денди противопоставляет отнюдь не высший класс низшему, но только в абсолютном плане – индивида толпе. Таким образом, денди есть соединение мифологии и техники, причем техника, естественно, выступает гарантом мифа, так как определенное поведение дает путь для выработки некоторой мысли (не зря Бодлер часто сравнивал дендизм со стоицизмом).
Кроме того, при анализе дендизма необходимо иметь в виду немаловажный аспект, обозначенный понятием “кризиса ценностей”. В субъективном плане это воспринималось поэтами и художниками как неадекватность действительности самой себе; реальный мир маскируется, его сущность ускользает от взгляда, видимость и подлинность расходится. Жизнь в обществе лишает личность свободы, делает ее рабыней экономических, социально-политических, религиозно-этических норм, тогда как искусство, осуществляемое уникальной силой художественного воображения, дает личности свободу. По своей сути дендистский тип сознания был эстетическим; общее и определяющее свойство всех его проявлений заключается во всеобъемлющем панэстетизме. Основным принципом дендистского мироощущения становится идея слияния искусства и жизни, а точнее идея превращения искусства в жизнь и жизни в искусство. Дендизм обнаруживает лежащую в его основе сверхзадачу: добиться выхода художественных возможностей в внеэстетическую сферу, создав по законам искусства и Красоты новый мир. Отныне поведение и стиль жизни становится текстом, то есть системой культурных значений. В реальном поведении мы можем выделить семиотическое поле, и если ключ к нему лежит в искусстве, то возможно выделять в поведении повторяющиеся приемы – поэтические символы, метафоры, цитаты.
Вследствие этого дендизм был тесно связан с литературой. Сознательное выстраивание жизни по канонам литературного произведения, сплошная эстетизация реальности и прорыв сознания в новые сферы – вот основное зерно дендистского мироощущения. Если мир поддается только литературному, художественно-поэтическому осмыслению, способному существовать только в языковых формах, то картина мира неизбежно будет метафорической. Первый шаг к этому – восприятие происходящего сквозь литературные ассоциации. Более серьезной стадией является эстетическая рефлексия по поводу своего внутреннего и внешнего облика. Таким образом, дендизм представлял собой театрализацию поведения, нюансы облика, отвечающие требованиям определенного вкуса и стиля. Социальное и духовное превосходство, которое нельзя было грубо демонстрировать, раскрывалось в такой новой ценности как вкус или изысканность (вследствие двусмысленности этого слова)2. Изысканность направляла на выделение из общей массы: во-первых, группа, которою она должна быть воспринята и понята, очень узка, а, во-вторых, необходимые для этого понимания знаки слишком редки и плохо различимы, если предварительно не знать этот новый язык. Литература фактически предлагает здесь упорядочение духовного и жизненного опыта, предлагая особое мироощущения и практическое поведение.
В двадцатые годы ХIХ века в английской литературе начинает процветать жанр “модного” романа (“Тремэн” Р.П.Уорда, “Вивиан Грей” Дизраели и “Пелэм” Бульвер-Литтона). Эпитет модный в данном случае имел двойной смысл: главный герой, как правило увлекался модой. Но благодаря занимательному сюжету из жизни высшего общества, книги стали модными в читательских кругах. Главным героем этих романов является денди, здесь были впервые описаны все дендистские мелочи туалета. Бульвер–Литтон в своем романе детально описал домашнюю среду денди: “Эта комната была декорирована в нежно-розовых тонах. Ванна белого мрамора была искуснейшим образом сделана в форме раковины, поддерживаемой двумя тритонами. Как мне объяснил потом Гренвилл, в этой комнате была установлена машина, которая постоянно испускала изысканный приятный аромат, и легкие занавески колебались от душистого ветерка”3. “Модный роман” проповедывал две основные ценности дендизма, определяющие весь стиль жизни: изысканность и вкус. Бульвер-Литтон выдвигает правила “искусства одеваться”, в которых он пишет: “В манере одеваться самое изысканное – изящная скромность, самое вульгарное – педантичная тщательность. Изобретая какое-либо новшество в одежде, надо следовать Адиссонову определению хорошего стиля в литературе и стремиться к той естественности, которая естественна и не бросается в глаза”4. В последней максиме литературные критерии распространяются на одежду, что и позволяет говорить о едином стиле жизни. Таким образом, основу дендизма составляли представления о своеобразии и исключительности. Главный герой этих романов олицетворял собой изысканное самосознание аристократа вкуса, ощущавшего свое превосходство над остальными людьми.
Во Франции развитие дендистской литературы было продолжено авторами, которых относили к декадентскому направлению. Прежде всего здесь следует отметить Барбе д’Оревильи, написавшего в 1845 году знаменитый трактат “О дендизме и Джордже Браммеле”. Это было не что иное, как исследование феномена дендизма, совершенное в виде эссе. Д’Оревильи рассматривает дендизм как особый тип эстетического сознания, в котором фигура денди олицетворяла попытку превращения своего образа в произведение искусства. Трактат выражает позицию декадентов, ощущавших себя людьми эпохи упадка и пытавшихся извлечь из дендизма философию жизни и своеобразную эстетику.
Идея о слиянии искусства и жизни получает достаточно адекватную реализацию в описаниях пространственной среды, окружающей главного героя в романе Гюисманса “Наоборот”, где сконструирована целая утопия антиприродного быта, подчиняющаяся лишь эстетическим фантазиям главного героя. Обнаружив противоречия современной ему культуры, Гюисманс представил их в крайне парадоксальной форме. Автор усматривает проявление одной и той же тенденции за культом эстетизма и невротическим поведением денди – бегство от мира в искусство.
Характерно то, что само оформление книги отныне подчиняется одной идее – превратить ее в прекрасное произведение искусства. Трактат Барбе д’Оревильи “О дендизме и Джордже Браммеле”: “был опубликован как настоящее эстетское издание тиражом в 30 экземпляров. В письмах своему другу Требютьяну он давал скрупулезные указания относительно формата, титула, обложки, шрифта и переплета. Книжка и впрямь получилась изысканной, эстетской, да и авторский стиль был ориентирован на знатоков, ценителей: загадочный эпиграф, прихотливая вязь сносок, перетекающих со страницы на страницу, экспрессивный сжатый слог и отточенный парадоксы в лучших традициях французских афористов”5. Издавать книги для того, чтобы они считались красивыми значило совершенно переломить основные тенденции книгопечатания 19 века. “Само общение читателя с новой книгой, красивой по преимуществу, должно было стать не путешествием по ее неведомым мирам, но эстетическим любованием ею самой, как вещью не столько роскошной, сколько совершенной”6.
Дендизм имеет особый код, своеобразным выражением которого является мода, если ее рассматривать как поле множественных возможностей творческой деятельности, отличное от классики. Классическая литература, очевидно, могла функционировать лишь при условии единообразного представления о мире, она, собственно, была дискурсивным выражением такого представления. Соответственно возникновение представлений о множественности и относительности культуры и мира неизбежно должно было выразиться в кризисе классической литературы. Множественность заменила собой единство классического стиля, ориентированного на однозначность. Несомненно, что ценностная иерархия традиционно ставит “классическое” выше “модного”, однако мода охватывает весь стиль жизни и способна поэтому составить конкуренцию классике. Основу подобной позиции составляет установка на свободное переформирование мира, утверждая тем самым возможность культурного релятивизма, в том числе и аксиологического. Идея о слиянии жизни и искусства приводит к тому, что жизнь становится текстом, знаки которого всевозможно комбинируются. Она уподобляется мифу, так как не имеет точного кода, обеспечивающего однозначного прочтения. Дендизм несет на себе отпечаток авторской релятивистской эстетической концепции мира, отпечаток настроений, впечатлений и чувствительности.
Между тем слова языка обладают значением и вне художественного текста, отсылая к определенным ценностным системам, и денди, создавая из них необычные и трудные для понимания сочетания, подвергал деформации не только смысл каждого из них в отдельности, но и общую систему ценностей, которая за ними стоит. Именно в осознании этой ценностной деформации языка состоит особый подход к дендизму, когда его структура рассматривается как главный фактор его художественного достоинства и ценности, как смещение смыслов, то есть как новое качество, приобретаемое преобразующейся культурой. Новое мироощущение характеризуется изменением отношения человека к миру и к самому себе, выделяет следующие элементы: не-гуманный человек и не-естественная природа. В нем проявляется желание отречься от неосмысленной природности ради не-природного, культурного, искусственного мира. Таким образом, важнейшим элементом дендизма становятся искусственность и не-гуманность, которые отныне определяют все его устремления.

Литература:

1. Бодлер Ш. Об искусстве М., 1974. С.304.
2. Distincion - одновременно означает и “превосходство” и “отличие”.
3. Цит по: Вайнштейн О. Поэтика дендизма: литература и мода // Иностранная литература, 2000. №3. С. 300.
4. Там же. С. 301.
5. Вайнштейн О. Поэтика дендизма: литература и мода // Иностранная литература, 2000. № 3. С. 305.
6. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги М., 2000. С. 259.


Никита Панов. Дендизм: литература, мода, миф // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.199-204

Hosted by uCoz