В начало
Наталья Баскакова. Идентификационные мифы Интернета

В плане открытости всему миру - очень трудно переоценить значение Интернета, который на сегодня – самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения, при котором мировоззрение пользователей расширяется до планетарного уровня. Другие далекие становятся Другими близкими, а иногда даже ближе тех, кто находится рядом. Чужие, Другие, Иные заполонили экраны, книги, теле и радиоэфир, всемирную паутину.
В этих условиях возникают своеобразные проблемы и возможности для осознания индивидом или группой своей идентичности, обусловленной большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов. И одним из самых первоначальных и действенных «аппаратов самоидентификации»1 является именно миф.
Миф - это фикция в самом сильном смысле этого слова, в смысле активной обработки или, как говорит Платон, «пластики»: миф, стало быть, фикционирует, то есть предлагает, а то и навязывает модели или типы (это опять же из лексикона Платона, и вскоре мы увидим, где и как снова возникнут эти слова), имитируя которые, индивид - или полис, или даже целый народ - может уловить себя как такового и себя идентифицировать.2 Идентичность - изначально социальное образование; индивид видит (а, следовательно, и формирует) себя таким, каким его видят другие, и, говоря об «индивиде», или Я, можно представлять, по сути, совокупность определенных ролей, или иными словами, у индивида не одна, а несколько идентичностей, определяемая им в процессе самоидентификации. Теоретически модель самоидентификации личности можно рассматривать как ее рефлексию на воздействие социокультурной среды, восприятие и осмысление основ общечеловеческих и социальных ценностей, норм, традиций.
И чем более развит и образован человек, тем сложнее и многоаспектнее процесс его самоидентификации - личностной, социальной, культурной, который можно охарактеризовать, как «механизм усвоения личностью богатств духовной культуры, активно перерабатываемых ею в соответствии с индивидуальными особенностями, выработанным отношением, сформировавшимися ценностями и смысловыми установками».3 Естественно, это требует определенных и значительных усилий как со стороны самого индивида, проходящего через данный процесс, так и со стороны его окружения.
В отличие от индивидуальной жизни современного человека, где детство гораздо короче зрелости, социум именно своему исторически долгому детству обязан способностью выступать в роли не только объекта, но и активного субъекта происходящих в нем событий. Современный человек, рождаясь, застает в готовом виде и впитывает в себя то, на формирование чего в далеком детстве человечества уходили тысячелетия. Через специфический код общество передает индивиду систему своеобразных “клише” - понятий, значений, смыслов, форм, классификаций, образцов поведения, установок и т.д.
Беспрецедентные возможности для различных техник идентификации и самоидентификации представляет сегодня Интернет, который становится особым местом, в котором происходит встреча человека с человеком, формируются новые формы социального общения.
Несмотря на то, что ряд зарубежных и отечественных исследователей высказывает зачастую оправданную тревогу по поводу опасности виртуальной идентичности, играх с идентичностью, этот вопрос далеко не так однозначен.
Проигрывание самых различных ситуаций способствует большей терпимости, гибкости в реагировании. Даже такой момент как визуально-вербализованное формы эмоций дают возможность посмотреть на себя со стороны и оценить свое состояние, свою способность общаться, выражать свои мысли чувства.
Идентификационные процессы в Интернете можно осуществить двумя способами: во-первых, перенеся в виртуальное пространство уже известных и наработанных в социальном мире символов (пола, возраста и пр.), то есть через виртуальную реконструкцию социальной идентичности; во-вторых, переосмыслив ценностные ориентиры своей деятельности и формируя себя в виртуальном пространстве как активного субъекта, то есть через виртуальную реконструкцию персональной идентичности.
Но и в том, и другом случае, вниманию Других предлагается самоописание, самопрезентация, и именно информационное общество делает реальность самопрезентации «истиной в последней инстанции», своего рода окончательной реальностью, все более транслируя этот принцип в реальное социальное взаимодействие.4 Сегодня работодатель ориентируется на резюме потенциального работника, составленное им самим, а в качестве одного из доказательств эффективности деятельности производственной структуры выступает количество проведенных ею презентаций.
Существует ли связь между самопрезентацией в Интернет-коммуникации и реальной идентичностью человека, а если существует, то какая? Остановимся на такой форме Интернет коммуникации как чат. Чаще всего именно в чате такие особенности Интернет-коммуникации, как анонимность и ограниченный сенсорный опыт, порождают уникальную возможность экспериментирования с собственной идентичностью, т.е. допускает создавать сетевую идентичность, которая часто отличается от реальной идентичности, полностью по своему выбору. Человек может обладать множественной идентичностью, превращая в миф ранее неизменное выражение: Одна личность - одно тело (и соответственно пол).5 Невидимость означает возможность изменения внешнего облика, полностью редуцировать невербальные проявления и, в конечном итоге, почти абсолютного управления впечатлением о себе. Если относительно принадлежности к определенным сетевым сообществам можно достаточно уверенно сказать, что аналогичный механизм формирования социальной идентичности имеет место и в реальности, то создание практически любых сетевых идентичностей - это уникальная особенность Сети. Стремление к идентичности имеет свою иную сторону — стремление к неидентичности этой идентичности. Мир Интернета с лихвой реализует это желание, желание быть новым, желание трансформации, желание, наконец, начать все заново…6
На этом пространстве возникают одни мифы и рушатся другие: о себе, О Других, близких, далеких. С одной стороны, виртуальная самопрезентация может отражать желания, неудовлетворенные в реальной жизни, то есть, быть прямым следствием реальной идентичности и быть «осуществлением мечты, неосуществимой в реальности». В другом случае, создание сетевой идентичности, отличной от реальной, может объясняться тем, что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного «Я» в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет.
Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связана с самоопределением и кризисом идентичности в подростковом возрасте, когда собственное «Я» представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. Существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни) является отражением социальных изменений.7 Нельзя забывать, что основные посетители чатов в Интернете – это именно подростки, которых учат взрослые, выросшие в совсем другой реальности и обладающие высокой степенью социальной ригидности личности.
Реальная жизнь ставит огромное количество как индивидуальных (внешность собеседника, его стиль одежды, манера поведения и т. п.), так и социальных (разница в возрасте, социальном статусе, национальные предубеждения, обстоятельства встречи, нормы поведения и пр.) препятствий для успешной коммуникации.
Но любой человек, увлекшийся чатами, оказывается в состоянии одновременного сосуществования в двух мирах, где карнавальный мир чата часто оказывается более привлекательным, нежели мир реальный. Если в реальной жизни ты затравленный во дворе зашоренный толстый «ботаник»-подросток, то в мире виртуальном ты имеешь возможность сделаться красивым, умным, взрослым и обожаемым женщинами мужчиной. И это будут не твои иллюзорные мечты, так как чат - это не акт только твоего творения; подтверждения этому ты получаешь «извне», все это проживается и проигрывается в социуме. Трудно переоценить значение Интернет коммуникаций в распространении идеи – что «Чужой нам не страшен, что надо учиться жить вместе с теми, кто иначе устроен, иначе мыслит и понимает мир»8. После долгого господства антиномии «МЫ-люди» и «ОНИ-нелюди» наступило время Других, которые как МЫ, или Мы как Другие.
Другими словами, сеть является своеобразным полигоном, где человек проигрывает разнообразные модели поведения с Другими, она наполнена близкими эмоциональными контактами, социальные последствия которых явления значимы уже сейчас и эта значимость неизбежно будет возрастать. И последствия этого явления, безусловно, неоднозначны.
С одной стороны, расширяется круг общения, жизнь человека становится эмоционально насыщеннее, участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) «малой кровью» приобретается жизненный опыт. Причем этот опыт усваивается в концентрированном виде, приобретение же подобного опыта в реальной жизни сопряжено с большими, нежели в виртуальности, сложностями. Для значительной части людей (особенно для людей с физическими недостатками и т.п.) виртуальные отношения являются, едва ли не единственной возможностью действовать в социуме на равных с другими и иметь нормальный круг общения. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами.
Немаловажно и то, что все процессы в Интернете неизбежно вербализованы. А вербализуя, т.е. переводя истинный пласт бытия в словесное его выражение, мы почти всегда его спрямляем, упрощаем, огрубляем, но в то же время делаем его более весомым, доходчивым и действенным – мифологизируем.

Литература:

1. Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф. СПб: «Владимир Даль», 2002. С. 28
2. Там же. С.29.
3.Милютина Н.Р. Воспитание личности педагога как процесс культурной идентификации. Автореферат на соискание учен. степ. канд. пед. наук. – Волгоград, 2000. С. 14.
4. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. http://ncdo.levsha.ru/Pub/040D.htm
5.Павлова Е.А. О необходимости и профилактике Интернет зависимости у учащихся. http://psynet.carfax.ru/texts/pavlova.htm-
6. Соколов Б.Г. // Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31. СПб: Санкт-Петербургское философское общество. 2003. С.151.
7. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. http://psynet.by.ru/texts/zhichkina1.htm
8. Якимович А.К. “Свой - чужой” в системах культуры // Вопросы философии. 2003, № 4. С. 58-59.


Наталья Баскакова. Идентификационные мифы Интернета // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.14-18

Hosted by uCoz