В начало
Евгений Прокофьев. Роль мифа в формировании массового сознания

В философской литературе существуют различные подходы к определению мифа. Так, например, А.Ф.Лосев в работе «Диалектика мифа» отмечает, что « миф – не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь… Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность и телесная, до животности телесная, действительность»1. Миф или фантом – это особое явление, когда физической реальности нет, но в то же время ее мнимое существование является объективной реальностью, так как приносит вполне осязаемые переживания и чувства»2.
Миф на всем протяжении истории Российского государства использовался властью не только для придания ей легитимного характера, но и как важное средство для формирования нужного ей массового сознания народа. Если рассматривать историю России с этой позиции, то мифы постоянно менялись, на смену одним мифам создавались другие. Причем каждый новый миф появлялся тогда, когда в нем возникала необходимость, т.е. каждому периоду в развитии Российского, советского и постсоветского государства нужен был очередной миф.
В период становления централизованного государства важно было обосновать необходимость великодержавной власти. Именно в этот период были заложены основы того мифа, где царская власть в массовом сознании народа « была освящена Божьей волей, в соответствии с которой царь вел своих подданных по особому, начертанному Богом единственно верному пути»3.
В ходе дальнейшего развития России возникали и новые мифы, которые находили питательную почву в сознании определенных социальных групп.
На рубеже ХIХ и ХХ веков традиционный мир, который во многом идеализировал реальную жизнь России, представляя ее как страну всеобщего благоденствия уступил место другому. На смену прежнему мифу о царе, как избраннику Бога, как хозяину земли русской, который ведет свой народ по правильному и верному пути, под воздействием как объективных условий, так и субъективных факторов пришел другой, революционный миф, согласно которому народ именно теперь пойдет по действительно верному пути в светлое будущее. Поскольку с точки зрения марксизма вся прежняя история человечества была предисторией, а с развития социализма начинается действительная история общества.
По своей сути миф о добром хозяине как заступнике народа, о государстве, которое является выразителем интересов общества, существовал в массовом сознании довольно долго, да и сейчас остается еще актуальным в сознании определенной части населения.
Во второй половине 80-х годов ХХ века возникла необходимость в создании очередных мифов, которые бы вновь овладели массовым сознанием, так как прежние подвергались сомнению. Так были запущены в массовое сознание мифы « о истинном марксизме», «о социализме с человеческим лицом», о восстановлении ленинских норм социализма», «больше социализма – больше демократии» и т.п.
На смену этим мифам пришли другие: создание «истинной демократии», «свободы слова», причем в западном варианте, но на Западе такие штампы, такая идеология рождаются, как правило, в недрах общества и навязывается государству, в России же они рождаются в недрах государства и навязываются обществу4.
Также, как в начале ХХ века, в конце его снова заговорили о революционных изменениях, но победила уже не революция, а скорее контрреволюция, поскольку происходила реставрация капитализма, т.е. коренное изменение всех основ общественной жизни, которая должна строиться на основе принципов существовавших до 1917 года, правда в новом варианте.
Таким образом, прежние мифы и идеалы социализма, которые в течение десятилетий оказывали влияние на формирование массового сознания, за несколько лет были дискредитированы политикой высшего партийного руководства.
Современные же мифы, ориентированные на либеральные ценности, потеряли свою актуальность и привлекательность за более короткий срок и не находят уже места в сознании большинства граждан России.
Значит ли, что необходимость в мифе как таковом уже упала? Если миф выступает как средство воздействия на массовое сознание народа, с помощью которого можно решать насущные проблемы, стоящие перед обществом и государством, то создание очередного мифа оправдано. Но мифы можно рассматривать и как определенный идеал общественной жизни, общественного устройства государства, своеобразную мечту, к которой стремится приблизиться человек. Ф.М.Достоевский в свое время писал, что без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. При этом он рассматривал такой конкретный идеал (Христос), который указывает вектор движения, некую, возможность, которая каждый раз может вытащить человечество из очередного исторического провала5.
Но миф или идеал может выступать и как вечное движение, как стремление к чему-то, так как полное осуществление идеала вряд ли возможно.
В качестве возможного варианта следующего мифа рассматривается «творческий синтез либерализма и социализма в его социал-демократической форме на базе обновленной русской идеи», внутри которой лозунг восстановления российской государственности и правового строя объединится с ценностями православия, соборности и земства»6.
Такой очередной миф представляет симбиоз либеральной, социалистической и консервативной политической идеологии. Овладеет ли он массовым сознанием, покажет время.

Литература:

1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.:Политиздат,1991, С.27.
2. Тощенко Ж.Фантомы общественного сознания и поведения. Социс.
2004, №12, С.5.
3. См. А.Левандовский. Оружие мифа. Миф как средство легитимации
Власти в России. Свободная мысль-ХХ1, 2001, №2, С.103.
4. Пастухов В. Конец русской идеологии. Новый курс или новый путь?
Полис.2001, №1, С.55.
5. Кантор В. Достоевский. Ницше и кризис христианства в Европе конца
Х1Х-начала ХХ века. Вопросы философии. 2002, №9, С.67.
6. Гуторов В. Современная российская идеология как система и
Политическая реальность. Методологические аспекты. Полис.2001.


Евгений Прокофьев. Роль мифа в формировании массового сознания // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.208-211

Hosted by uCoz