В начало
Альберт Разин, Юлия Разина. Место мифа в самоуправ-лении современного человека

Каждый человек (будь то учёный или обыватель) занят поиском истины. Но жизнь его заполнена мифами и в основном миф управляет им. Причин этому несколько, рассмотрим некоторые из них.
Истина ускользает, скрывает свои тайны, поэтому человек придумывает объяснение каждому непознанному явлению, поэтому нет научной картины мира. Человек по природе двойствен и не может жить без сказки, без мечты, без идеализации жизни и другого человека. Без идеализации нет любви, нет духовности, нет патриотизма. И критикуя мифологию древних людей, как примитивное, противопоставляя мифологическое мышление научному и философскому мышлению, мыслитель сам оказывается в плену мифологического мышления. Но, к сожалению, он опутан эклектическими мифами.
Представления человека о самом себе (своих возможностях, предназначении, сущности и т. д.) опираются на разного рода мифы: религиозные, философские и научные, то есть субъект строит свое бытие либо в соответствии с одним из трех вышеперечисленных воззрений, либо эклектически сочетая их.
Мы на каждом шагу сталкиваемся с такого рода мифами: «наука может всё», «наука губит природу», «общеобразовательная школа учит жизни», «дипломированный специалист всё умеет», «человек с высшим образованием интеллигентен, культурен», «религия помогает повысить духовность человека», «США хотят видеть Россию сильной, богатой, конкурентоспособной», «консерватизм мешает социальному прогрессу», «постиндустриальное общество есть идеал социального прогресса», «вначале необходимо разбогатеть, духовность приложится», «всё, что ни делается – к лучшему», «всё, что привилось в социуме – жизненно, прогрессивно», «в развитии общества нет субъективизма», «при переходе от одной формации общества к другой человек становится лучше, духовнее» и т. д.
В силу коммуникативной разобщенности индивид теряется, лабиринты коммуникации отводят его от одной из граней человеческой природы – идеальной. Он принимает биологическую природу за истинно человеческую, взаимодействие биологического и идеального теряет силу, и в соответствии с этим социум принимает соответствующий характер: в системах культуры ярко проявляются полярности «свой-чужой» [1. С. 48-60].
Биологическая природа присуща всему окружающему, но человеческая – это нечто иное. Понятие «человек» вбирает в себя биологическое, качественно преобразованное в самой сути своей, и потому сущность природы человека не в животных страстях, не в лености ума, а как раз в противоположном. Самоуправление и саморазвитие человека, этот сложнейший процесс взаимодействия с миром, заложен в самой его природе. В этом парадокс самоуправления: одна из самых родных, близких, доступных, но наиболее трудно дающихся вершин для человека – овладение самим собой. Владеть собой – владеть своими собственными чувствами, рассудком, внешним и внутренним состоянием, телом и духом – значит отдаться желанию быть истинным человеком, отдаться разумной воле самостановления истинно человеческого.
Апология мифологии проходит лейтмотивом через философию профессора А. Н. Лосева. Он уловил, что мифология, идеальное, условное – это реальность. Действительно, мифология есть стройная система взглядов на жизнь. В ней гармонично сочетаются представления об окружающем мире, о месте человека в природной и социальной жизни, о смысле жизни. Она выработана и отшлифована практикой многих поколений в течение тысячелетий и способствует благополучному сосуществованию человека с природой, с себе подобными и помогает справляться с душевными переживаниями.
Мифология регулирует духовную жизнь общества, побуждает человека к самоуправлению, способствует социальной, и психической адаптации через систему табу, через неписаные законы, социальные нормы и способствует достижению в социуме высокого уровня нравственности, нахождению аристотелевской золотой середины в повседневной жизни. Адаптация – это критерий физического, душевного и нравственного здоровья человека это то, чего не достаёт современному технизированному, дипломированному человеку. Урбанизированное общество освоило окружающую природу, открыло немало её законов, но обнаруживает свою беспомощность, когда речь идёт о познании человеческой природы, о раскрытии потенциальной колоссальной энергии, заложенной в ней.
Снобистское отношение к архаике, к мифологии привело к разрушению культуры и породило современные глобальные проблемы человечества. Волюнтаристы учёные и политики взамен мифологии в кабинетах конструируют социальные мифы, социальные нормы и законы, противоречащие закономерностям социальной и психической сферы, способствуют нервному расстройству, распространению серьёзных психических заболеваний, приводят к неадекватному восприятию мира и неадекватному поведению. Чтобы не заблудиться в современном эклектическом мире мифов, разрушившем стройную мифологию, не потерять идейные ориентиры, не потерять самообладание, душевное равновесие, необходимо использовать собственный интеллект, овладеть диалектикой, её законами и принципами.

Литература:

Якимович А. К. «Свой-чужой» в системах культуры // Вопросы философии. 2002,

Альберт Разин, Юлия Разина. Место мифа в самоуправ-лении современного человека // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.215-218

Hosted by uCoz