В начало
Светлана Сатикова. Мифы как средство формирования жизненного сценария

Проблема социокультурных сценариев давно обсуждается в науке. Этот вопрос глубоко и оригинально представлен в таком направлении современной психологии как ТА - транзактный анализ (Э.Берн и его последователи). Концепция сценариев разработана как для отдельных людей, так и для социальных групп.
Индивидуальный жизненный сценарий – это план жизни человека, обычно не осознаваемый. Сценарий имеет начало, кульминацию и финал. Принимается в раннем детстве (до 3-х лет) на основании «родительских посланий», т.е. тех эмоциональный заявлений, которые родители сообщают своему ребенку, а также сказок, стрессовых событий с которыми столкнулся ребенок и семейных мифов. Сценарий проявляется в тех жизненных выборах, которые делает человек, в оценках своих достижений и неудач, а также в типичных, повторяющихся жизненных ситуациях. Сценарии могут быть позитивными, направленными на самореализацию человека и рост его потенциала, и негативными, разрушающими потенциал человека, приводящими к неврозам, болезням и т.п. Жизненный сценарий человека может быть осознан с помощью специальных психологических методов и технологий, а затем при необходимости пересмотрен.
В формировании индивидуальных сценариев очень велика роль мифов, легенд и сказок. Сам Э.Берн иллюстрировал свою концепцию сценариев древнегреческими мифами. Его последователи, например, К.Штайнер показывают широкое влияние на принятие сценария не только мифов, но и мифологизированных социокультурных образов, существующих в массовом сознании, как в виде целостных фольклорных сюжетов, так и в виде предрассудков, примет, собственных необоснованных выводов человека и т.п.
Проблема сценариев социальных групп разработана слабее, чем индивидуальных сценариев. Тем не менее, доказано, что являясь органическими, развивающимися системами социальные группы, в том числе семьи, предприятия, народности, нации и государства имеют собственные жизненные сценарии. Важнейшим фактором формирования сценариев социальной группы является система мифов, существующая в культуре социума или более широкого образования, к которому принадлежит или который объединяет данная группа. Происходит встречное движение мифологизированных смыслов: малые и средние социальные группы интериоризируют социальные мифы из культуры общества в собственную культуру. Мифы преобразуются внутри группы и возвращаются в социум измененными, наполненными энергией современной жизни, объясняющими большее количество социальных явлений, т.е. происходит эволюция мифа.
Р.А.Зобов и В.Н.Келасьев показали, что социальный миф имеет двойственный характер: с одной стороны, он замещает действительность в образно-эмоциональной форме, позволяет принять и объяснить определенную систему значимых взаимосвязей, то есть позволяет субъекту определить свою социальную идентичность, а с другой - неизбежно искажает действительность, в том числе чрезмерно упрощая ее. Именно миф выступает как средство согласования антиномий человеческого бытия, когда нет иных средств для разрешения противоречий.
Социальные мифы определяют жизненные сценарии множества социальных групп. В результате сценарии и определяемое ими поведение этих групп, эффективность их деятельности, ее социальная значимость могут стать взаимодополнительными, привести к синергетическому эффекту. Именно таким образом формируется организационная культура эффективных предприятий. В ее основе лежит система взаимосвязанных положений о природе мира, человека, общества и смысле деятельности данной системы, проявляющаяся в организационных мифах, что позволяет направить усилия всех работников на достижение поставленных целей, сформировать единые модели организационного поведения. Компетентное руководство организации постоянно работает с системой мифов, задавая необходимые ценности, стимулируя эмоциональный подъем и рост интереса к деятельности организации, формируя чувство принадлежности к данной социальной группе и преданности ей. Поощряется миф о лояльности фирме и социальной желательности этого явления.
Возможно, что и для таких социальных групп как народ, государство механизм формирования сценария очень близок. Современные политтехнологи, специалисты в области рекламы и PR постоянно развивают и модифицируют старые социальные мифы, создают новые. Можно предположить, что если удастся создать миф, вызывающий синергетический эффект в целом обществе, например, «национальную идею», то возникнет новый духовный и экономический подъем.
С нашей точки зрения, действия направленные на развитие современных социальных мифов пока не эффективны, как из-за недостаточной изученности системы жизненных сценариев больших социальных групп и цивилизаций, так и из-за взаимоуничтожения мифов, создаваемых разными группами лиц, претендующих на управление общественным сознанием и культурой.
В тоже время идет эволюционный процесс изменения жизненных сценариев малых и средних социальных групп. На примере изменения культуры и, соответственно, мифов, существующих в современных российских организациях можно показать исчезновение ряда «несбыточных» мифов (например, миф о мгновенном обогащении) и появление новых сюжетов, продвигающих этически приемлемые системы ценностей. Наши исследования подтверждают значимые изменения мифологии организаций за последние 7- 8 лет. Происходит рост этичности российского бизнеса, осознание социальной ответственности, как за свои предприятия, так и за социальную систему в целом. Этот процесс идет еще медленно, но внушает сдержанный оптимизм.


Светлана Сатикова. Мифы как средство форми-рования жизненного сценария // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.222-225

Hosted by uCoz