В начало
Александр Бондаренко. Интуитивно-мифологические аспекты древнегреческой трактовки метемпсихоза

Проблема возможности или невозможности посмертного бытия занимала и волновала умы людей на протяжении всей известной нам истории человечества. Вопросы «Кто Я?», «В чем мое предназначение в этом мире?», «Что ожидает меня после смерти?» можно считать основополагающими, первостепенными вопросами человеческого существования. Причем проблема эта касается, на наш взгляд, каждого человека. Как тонко замечает великий американский философ У. Джеймс: «В глубине души каждого из нас есть уголок, в котором находят себе печальный отзвук неразрешимые мировые тайны» [2. с. 28]. Одной из таких «мировых тайн» и является проблема метемпсихоза.
Вообще, как уже выше сказано, вера в посмертное существование души появляется у людей издревле. Об этом свидетельствуют и археологические данные – многочисленные находки погребально инвентаря. Но одним из самых ранних по датировке подтверждением этой мысли является обнаруженное в Турции погребение, принадлежащее неандертальцам, датируемое около 100 тыс. до н.э. По окаменевшим отпечаткам археологи установили, что древние люди хоронили мертвых в могилах из цветов. Из этого наблюдения было сделан вывод о том, что похороны рассматривались здесь как празднество по случаю перехода покойного из этого мира в следующий [7. с. 189 – 190]. С течением времени вера в «выживание» человека после его смерти становилось сильнее и оно все больше воспринималось как реальное, а подготовка к похоронам и ритуал погребений становился все больным сложным. К 10 000 году до н.э. началось возведение гробниц. Короли, вожди и прочие знатные особы снабжались для «загробной жизни» всевозможными вещами, которые, как полагали, могли им там пригодится. В некоторых случаях утвердился жестокий обычай принесения в жертву жен и слуг, с тем, чтобы знатный человек имел утешение и спутников в загробном мире [12. с. 340]. Постепенно появляются и разработанные концепции возможности посмертного существования. Как пример этому является египетская «Книга мертвых». Ответом на подобные духовные искания в Древней Греции явилось появление вполне разработанных учений, в которых уже шла речь не только о загробной жизни, но и о возможности путем перевоплощений вновь прийти на Землю в других воплощениях – т.н. концепции метемпсихоза. В Древней Греции учения о метемпсихозе определенное распространение получают в 6. в. до н.э. благодаря орфизму и пифагореизму, а затем получают свою дальнейшую разработку в учениях Эмпедокла и особенно Платона, который, наверное, впервые дать научное обоснование данной концепции и показывает ее как причину трансформации и функционирования государственно-политических устройств.
Обратившись к истории, мы найдем, что сам термин «метемпсихоз» (от греческого , где  - пере и  - одушевление, оживление) – одно из позднейших обозначений концепции переселения душ [11. с. 364]. Впервые этот термин встречается у Диодора Сицилийского (1 в. до н.э.); затем у Галена, у Александра Афродийского [там же]. Он конкурировал с терминами «метемсоматоза» [лат. калька reincarnatio – «реинкарнация; перевоплощение], существовали и другие термины обозначения концепций переселений душ [там же]. Данное религиозно-мифологическое учение о перевоплощении душ после смерти в телах других людей, животных, растений, известно у многих народов мира в их религиозно-философских традициях. Как принято считать, классической страной, разработавшей эту концепцию, является Индия, примером являются брахманизм, буддизм, джайнизм, а в древней Греции это учение получило распространение в учении орфиков и пифагорейцев.

Орфико – пифагорейская трактовка
концепции метемпсихоза

Откуда мы пришли?
Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл?
Он нам непостижим.
Как много чистых душ
Под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах,
А где скажите, дым?
Омар Хайям [10; с.28].
I. Концепция метемпсихоза у орфиков
Зарождение этого древнего религиозного учения принято связывать с древнегреческим легендарным поэтом Орфеем, сыном фракийского царя Эагра и музы Каллиопы, а также Орфей нам известен как один из героев сказания об аргонавтах [10. с. 90].
Орфизм является своеобразной реформой культа Диониса [6. с. 8]. Как известно, главным ритуалом дионисийского культа являлась омофагия – поедание сырого мяса растерзанной в вакхическом исступлении животной жертвы [11. с. 476].
В орфизме этот жестокий обычай был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребенка – Диониса и вкусивших его мясо, а искупить этот наследственный грех (лежащий на всем человеческом роде, по мысли орфиков, мог лишь человек, придерживающийся установленных очистительных норм). Это было связано с тем, что орфики считали человека олицетворением двух начал: дионисийского (божественного) и титанического (темного).
Судьба души зависела оттого, насколько титаническое начало будет подчинено дионисийскому, т.е. божественному началу. Очиститься, по воззрениям орфиков, мог лишь человек, посвященный в мистерии и соблюдающий ряд четко установленных ритуальных правил [10. с.90], где важное место отводилось соблюдению вегетарианского образа жизни, т.е. орфики выступали за ненасильственный образ жизни и за доброе отношение к живым существам [11. с. 38]. Кроме того, тем, кто соблюдал орфический образ жизни, нужно было выполнять тайные религиозные обряды – инициации или посвящения, сводившиеся к познанию тайной истины [9. с.9].
Оттого, насколько правильно соблюдались очистительные нормы, зависит и то, какое воплощение получит душа. А воплощения эти могут быть не только человеческие, но и в образе животных, растений и даже насекомых:
Вот почему по кругу времени душа человеков
Поочередно в животных является иногда в разных:
То родится конем, а то…
То родится овцой, то птицей с виду ужасной,
А иногда и с собачим телом, и с голосом низким,
Хладных породою змей ползет по земле она дивной [13. с. 60].
Если душа сможет побороть в себе темные пороки, олицетворяемые с титаническим началом, то, пройдя весь круг перевоплощений, она вернется к божественному состоянию и искупит свою вину [3. с. 128]. Вот как об этом говорят орфические тексты, найденные в захоронениях последователей орфических сект: “Возликуй, измученный страданием.… Из человека ты возродился в Бога”; “Счастлив и блажен будет Богом более, чем смертным”; “Из человека родится Бог, ибо произошел ты от божественного”. Судьба человека, стало быть, в том, чтобы “быть возвращенным Богам” [61. с.9].
Таким образом, несмотря на скудность базы источников, мы имеем вполне разработанное учение о бессмертии души с представленным набором очистительных норм и проецированием возможностей будущих воплощений.
Являясь, как уже было сказано, реформой дионисийского культа, орфические воззрения развили и углубили концепцию бессмертия души, получившую широкое распространение и влияние на умы людей того времени, ведь недаром в дальнейшем Пифагор и Платон будут опираться именно на орфические воззрения, выстраивая свои трактовки метемпсихоза.
II. Концепция метемпсихоза Пифагора
Учение о переселении душ (метемпсихоз) составляет неотъемлемую часть пифагорейской философии. Нельзя сказать, ознакомившись с дошедшими до нас источниками, что идеи метемпсихоза являются оригинальными в изложении Пифагора, но все же некоторые моменты этого учения являются явно новаторскими.
Несомненно, что пифагорейская трактовка метемпсихоза несет на себе отпечаток орфических воззрений, но возможно, что Пифагор находился и под влиянием восточных учений, так как есть свидетельства, что Пифагор побывал в Египте и Вавилоне и даже Индии [11. с. 142], [4. с. 127]. И хотя судьба Пифагора и овеяна легендами, а об этом говорят и выше приведенные сведения, на наш взгляд, рациональное зерно в них присутствует.
Итак, являясь проповедником идеи бессмертия души и её возможного переселения из одной оболочки в другую, Пифагор ставил конечной целью этих странствий возвращение к жизни среди Богов, так как пифагорейцы понимали человека как ученика и последователя Бога: ’’ Пифагорейцы учили: как надо и как не надо поступать в виду соединения с божественным: “это принцип и вся их жизнь, быть ведомым божеством” [9. с. 32].
Причина странствий усматривалась пифагорейцами в первородном грехе, вследствие которого душе необходимо от него очиститься. А для этого душе необходимо пройти круг перевоплощений: ”душа человека бессмертна и с гибелью тела вселяется в другое животное, которое всякий раз [в тот самый момент] рождается. Когда же она обойдет всех земных, морских и пернатых животных, то снова вселяется в рождающееся тело человека, причем [полный] круговорот она совершает за три тысячи лет” [13. с. 143].
Доказательством подобного воплощения Пифагор приводил на своем личном примере. Так, Пифагор утверждает, что помнит несколько своих предыдущих воплощений: ”некогда он был Эталидом… По прошествии времени он вселился в Эвфорба. Когда Эвфорб умер, то душа его перешла в Гермотипа. Когда умер Гермотип, он стал Пирром, делоским рыбаком. Когда же умер Пирр, он стал Пифагором и до сих пор помнит обо всем, что сказано выше” [там же].
Итак, для пифагорейцев цель жизни состоит в освобождении души от тела путем очищения. При этом пифагорейцы в качестве катарсиса (очищения) выделяют два его типа: во-первых, для тела – через вегетарианство, а для души – через познание музыкально-числовой структуры космоса, символически выражаемой в ”тетрактиде”, то есть сумме первых четырех чисел 1+2+3+4=10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву (2:1), квинту (3:2) и кварту (4:3) [11. с. 495].
Пифагор приравнивает убийство животного к человеческому убийству, так он пишет: ”строго накажи твое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство; а также пролитие крови оных привело людей к неистовству проливать кровь подобных себе” [1. С. 87].
Второй тип очищения был связан у Пифагора с так называемым учением о Гармонии сфер. В древнем пифагореизме Гармония сфер служила доказательством сокровенной числовой природы мира и имела глубокий эстетический, этический и эсхатологический смысл [5. с. 268]. Так как душа тоже мыслилась как ”гармония”, изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным ”отображением небесной, игра на ней – приобщение к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на астральную прародину; музыка производила в душе катарсис и являлась медициной духа” [11. с. 101].
Таким образом, концепция метемпсихоза Пифагора является, несомненно, оригинальным учением, несмотря на то, что отдельные моменты его были заимствованы из орфизма.

Литература:

1. Анатомия мудрости: 106 философов: жизнь, судьба, учение. В 2-х т. – Симферополь, 1995.
2. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.
3. Жмудь Л.Я. Орфический папирус из Дервени. // ВДИ. 1983. № 2.
4. Жмудь Л.Я. Пифагор в ранней традиции. // 1985. № 2.
5. Лосев А.Ф.. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963.
6. Макаров И.А. Орфизм и греческое общество в VI–IV вв. до н.э. // ВДИ. 1999. № 1.
7. Муди Р. Жизнь после жизни. // Восток и Запад о жизни после смерти. Л., 1993.
8. Омар Хайям. Рубаи. СПб., 2000.
9. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Т. 1., Спб. 1994.
10. Русяева А.С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии. // ВДИ. 1978. № 1.
11. Философский энциклопедический словарь / Глав. Ред. Ильичев Л.Ф. М., 1983.
12. Форд А. Жизнь после смерти. // Восток и Запад о жизни после смерти. Л., 1993.
13. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Отв. ред. И.Д. Рожанский. М., 1989.
14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Александр Бондаренко. Интуитивно-мифологические аспекты древнегреческой трактовки метемпси-хоза // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.18-23

Hosted by uCoz