В начало
Ольга Волжанова, Рево Разин. Традиция и новация в гендерной перспективе

Созидающее и сохраняющее начала живой материи обусловили двуполое ее существование. Биологические различия полов, так или иначе, отражаются на социальном поведении. Культура, таким образом, оказывается тоже двуполой. «Система отношений и взаимодействий, образующих фундаментальную составляющую социальных связей, имеющих элементы устойчивости и изменчивости…», обозначаемая термином «гендер», берет свое начало не только в биологической материи, она укоренена в самое основание мира, имеющую структурно-бесструктурную природу, которая, с одной стороны, трансцендентна, а с другой стороны, она же имманентна. Изменчивость и постоянство, новация и традиция, упрощение, ведущее к однообразию, и преемственно становящееся разнообразие (информация) составляют единство противоположностей.
Модернизм, наука, просвещение, выросшие на оппозиционном способе мировосприятия, направили сознание человека на законы функционирования имманентного мира. Ньютоновская физика и юмовская философия обосновали амбициозную патриархальную культуру, полагающую возможность произвольного расчленения и переконструирования мира, пока гений Эйнштейна до основания не потряс всю научную мифологию модернистского проекта.
Мир целостен и принципиально неделим. Его основание представлено не атомами и даже не элементарными частицами, а невидимыми струнами, волны, от колебания которых образуют то, что принято называть частицами. Струны – вечны, элементарные частицы и атомы – бренны.
Опредмеченный мир как ноэма (Гуссерль) патриархата становится особенно неуместным, когда предметом исследования выступает сам человек и его культура, ибо выпадает из поля зрения «струнная» сущностная сторона предмета.
В своей критической философии Кант хотя и различал рассудок и разум, но фактически второй был отождествлен с первым. Это не могло не отразиться на философии Гегеля, абсолют которого был сведен к мышлению. Патриархальная логизированная культура Запада в своей интенциональности упустила эйдетическую сторону бытия. А именно последняя представляет собой чувственно-разумную целостность, постигаемую в деятельностном опыте, преемственно передаваемом из поколения в поколение, образуя традиционную культуру.
Мифология как основополагающая субъективная реальность, объективированная в привычных формах общения в песенной, танцевальной и повседневной культуре, в обрядах, верованиях общины, семьи, в методах воспитания человека, сохраняется до тех пор, пока есть носители культуры-эйдоса, представляющей собой социальный эквивалент основ бытия – невидимых струн со своими пространственно-временными измерениями. По существу основным носителем культуры-эйдос – традиционно выступала женщина. По мере того, как патриархальным логосом была выработана мифология несущественности, отсталости, невежественности эйдоса, женщина оказалась вторым полом. Чтобы стать агентом цивилизации, ей оставалось заимствовать социальные стереотипы грубой половины логизированного человечества. Эмансипация привела ее к маскулинизации и вместе с тем к практическому признанию своего поражения. Это лишь обострило гендерную проблему, и, в конечном счете, права на жизнь культуры-эйдоса.
Подражательным заимствованием мужских стереотипов равноправие не достигается. Действительное равноправие полов возможно лишь в условиях признания равноценности двух культур, а именно – культуры-логоса и культуры-эйдоса. Последняя значима в семье. Каким образом общество выработает повседневную культуру морального, финансового, социального признания значимости эйдетической культуры, от этого зависит действительное освобождение женщины.
Человек образовывается в семье благодаря эйдетической культуре. Образование-логос не образовывает его как человека, а дает лишь способы достижения лидерства. Строгие методы постижения логических форм вырабатывают при этом бездушие, черствость и даже жестокость.
Лидерство наиболее доступно и просто достигается бездуховными способами, используя продажность, интриги, подкуп, шантаж во имя конъюнктуры и другие способы самоотчуждения человека. Тогда как функция оберега – основная и наиболее ценная функция требует высокой духовности, социальным эквивалентом которой выступает терпение. Маскулинизация женщин предельно обострила проблему толерантности.
Некритическое заимствование стереотипов мужского поведения отчуждает от высокого призвания быть оберегом, хранителем традиционных ценностей женской составляющей культуры.
Любой политический лидер – раб конъюнктуры. Он может оперировать терминами общечеловеческой культуры, но не способен быть их носителем, проецирующим испытанные в прошлом ценности в завтрашний день.
Воинственная оппозиция патриархата выработала воинственные способы самоутверждения женщин. Маскулинизированная составляющая прекрасной половины человечества утроила чувствительность к чужой боли и в своей агрессивности уже не уступает мужчинам. Оберег стал разрушителем. Устремленная к лидерству женщина заимствовала те правила игры, которые были выработаны грубостью и насилием. Тепло любви, терпение во имя гармонии были принесены в жертву маскулинной модели поведения.
Некоторые общие рекомендации по финансовой, моральной, социальной поддержке значимости женщин как носителей культуры-эйдоса:
1. Гендерное образование в вузах с элементами знаний семейной педагогики.
2. Ежемесячное финансовое вознаграждение женщин – носителей культуры семейного воспитания по выработанным в данном регионе проживания.
3. На первом плане в средствах массовой информации должна быть значимость состоявшейся культурной женщины – воспитателя настоящего человека, а также достигшей существенных успехов во внесемейном творчестве.
4. Выработка социальных стереотипов, стимулирующих, с одной стороны, сохранение традиционной культуры, с другой стороны, постоянное самообразование, самосовершенствование женской культуры, носителей здорового образа жизни. Организация встреч с женщинами высокой культуры повседневности.

Литература:

1. Женщина. История. Общество. Сб. науч. статей под общей редакцией В. И. Успенской. Вып. 2. ОГУП «Тверское обл. книжно-журн. изд-во», 2002.

Ольга Волжанова, Рево Разин. Традиция и новация в гендерной перспективе // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии
Б87 современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2005. 265 с.30-33

Hosted by uCoz