В начало
Андрей Иванов. Системный подход к исследованию мифологического сознания

Для понимания современных мифосимволических практик необходимо иметь четкое представление о сущности мифологического сознания.
Системный подход позволяет рассмотреть объект – мифологическое сознание – как целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотреть мифологическое сознание в качестве целостной системы.
В современных мифосимволических практиках можно найти определенное сходство с элементами и свойствами, которые составляют сущность архаического мифологического сознания. На основании этого, можно предположить, что системный подход, как направление методологии исследования архаического мифологического сознания, даст возможность лучше понять также современное мифологическое сознание и его всевозможные объективации, реализующиеся мифосимволических практиках.
Прежде всего, необходимо дать определение системы и целостности мифологического сознания в соответствии с общей теорией систем.
Мифологическое сознание мы определяем как систему на том основании, что ему присущи основополагающие характеристики системы: наличие элементов, взаимодействия (связи) между элементами, свойств, определяющих элементы и отношения между ними. Также мы утверждаем, что мифологическое сознание является целостной системой, так как отвечает характеристикам системы как целостности: в ней четко выражена элементарность состава, зависимость генезиса и существования системы от каждого элемента. Целостность системы мифологического сознания подтверждается тем, что при изменении в одном из элементов этой системы, происходят изменения в других элементах и во всей системе в целом. Эти изменения обеспечиваются определенными отношениями между элементами системы, наличием у всех элементов свойств, определяющих функционирование системы.
Таким образом, мифологическое сознание как система содержит комплекс элементов, между которыми происходит взаимодействие, целостность системы мифологического сознания определяется взаимодействиями между ее элементами, элементы характеризуются определенными свойствами.
Далее следует выделить основные элементы, отметить специфические особенности и свойства в системе мифологического сознания.
К элементам системы мифологического сознания мы относим мифы, ритуалы, символы, представления о времени, пространстве, причинно-следственных связях. Свойствами, определяющими отношения между элементами, являются синкретизм, стремление к противопоставлению мира на сакральную и профанную сферы, принцип партиципации (сопричастия), эмоциональность. Кроме того, вера и коллективность являются специфическими особенностями мифологического сознания.
Мифы и ритуалы в системе мифологического сознания выполняют роль системообразующих элементов, так как характеризуются постоянным взаимодействием друг с другом и представляют собой результаты деятельности мифологического сознания, объективации происходящих в мифологическом сознании процессов.
Синкретизм мифологического сознания понимается как специфическая форма целостности. Синкретизм представляет собой органическое единство объекта и субъекта, материального и идеального, природного и культурного.
Стремление к противопоставлению мира на сакральную и профанную сферы является системообразующим свойством мифологического сознания, поскольку применяется к любому количеству освоенных мифологическим сознанием объектов.
Принцип партиципации (сопричастия) состоит в том, что все объекты воспринимаются как находящиеся в какой-либо связи друг с другом. При этом весь объект полностью не охватывается, а выделяются лишь отдельные его части и качества. Принцип партиципации (сопричастия) был разработан Л.Леви-Брюлем и является одним из главных принципов понимания механизма функционирования мифологического сознания.
Сущность мифологического сознания раскрывается, прежде всего, на основе анализа преобладающих в его содержании чувственных и эмоционально-ценностных знаний. Человек, как субъект мифологического сознания, познает внешний мир, прежде всего, чувственно. В мифологическом познании доминируют чувственные составляющие познавательного процесса. Это объясняется тем, что познающий субъект не отделяет себя от внешнего мира, воспринимает все, происходящее в окружающем мире как происходящее непосредственно с ним, переносит себя на место другого, сопереживает ему. Каждому ощущению, восприятию и представлению, соответствует определенная эмоция, которая объективируется в мифе. Основание мифа находится, в основном, в чувственно-эмоциональных представлениях о мире. В.М.Пивоев считает, что “мифологическое сознание поначалу было не столько “сознанием” (совместным знанием, обменом знаниями), сколько совместным переживанием коллективных эмоций и представлений необыкновенной внушающей и заражающей силы” [3,С.58].
Специфическая особенность мифологического сознания состоит в том, что оно функционирует на основе веры в мифологическую реальность, представляющую собой сплав объективной реальности и субъективного взгляда на мир. Другая особенность мифологического сознания заключается в преимущественно коллективном характере процесса получения и передачи знания.
Представления о пространстве и времени, причине и следствии, части и целом в мифологическом сознании реализуются в соответствии со свойствами мифологического сознания. Пространственно-временные представления в мифологическом сознании определяются делением всех вещей в зависимости от степени их принадлежности к сакральной сфере. Мифологические представления о времени характеризуются степенью связи любого момента истории мира с моментом его возникновения, считающимся сакральным; мифологические представления о пространстве характеризуются степенью связи любого места с сакральным центром. Пространственно-временные изменения в мифологическом сознании всегда сопровождаются качественными изменениями. Время в мифологическом сознании является циклическим, основополагающее значение в мифологических представлениях о времени имеет понятие ритмичности. Причинно-следственные связи и представления о части и целом в мифологическом сознании строятся согласно принципу партиципации (сопричастия). Часть в мифологическом сознании является не только элементом целого, но представляет собой это целое. Причинно-следственным связям в мифологическом сознании свойственна всеобщая взаимосвязанность: причинно-следственные отношения складываются в результате любого случайного соприкосновения совпадения; они непосредственно выводятся из наблюдаемого явления. Причиной всех вещей с позиций мифологического сознания, в конечном счете, является воля богов.
Учитывая, что современные мифосимволические практики базируются как на мифах, так и на символах, важно рассмотреть роль символа в системе мифологического сознания и его соотношение с мифом.
Символ играет важную роль в функционировании мифологического сознания и имеет определяющее значение для его понимания. С одной стороны, символ, как элемент системы мифологического сознания, является средством передачи, выражения, синтеза мифологического знания; с другой стороны, символ является средством интерпретации результатов деятельности мифологического сознания – мифов и ритуалов, способствует их научному пониманию.
Символ, как и миф, исходит из синкретизма, тождественности. По мнению А.Ф.Лосева, “в символе самый факт “внутреннего” отождествляется с самым фактом “внешнего”, между “идеей” и “вещью” здесь не просто смысловое, но вещественное, реальное тождество” [2,С.49].
Однако мифологические символы всегда в некоторой степени отдалены от объекта, который они отображают, не слиты с ним, тогда как миф в любой момент способен к полному отождествлению с объектом. Так, В.Вундт, говоря о месте мифа и символа в религиозных представлениях, полагал, что “…миф и символ не только не тождественны, но представляют, наоборот, образования, стоящие на противоположных концах религиозного развития: миф находится в начале, символ – в конце” [1,С.280]. То есть, способность символа отражать реальность реализуется через его постепенное наполнение мифологическим содержанием. Главное здесь в том, что миф не имеет символического значения, что мифологическое сознание не символично, а символическим его делает научное рассмотрение, которые пытается рационально объяснить образы мифов. М.И.Стеблин-Каменский вообще считает, что “миф, толкуемый символически, утрачивает то, что делает миф мифом, - осознание его содержания как полностью объективной реальности” [4, С.97].
Хотя сущность мифологического сознания не может быть раскрыта полностью из-за преобладания в нем чувственно-эмоциональных составляющих, символическое выражение содержания мифологического сознания позволяет его научно интерпретировать. В этом и состоит главная роль символа как элемента в системе мифологического сознания.
В целом, применение методологии системного подхода к исследованию архаического мифологического сознания, определение соотношения мифа и символа, понимание роли символа в системе мифологического сознания позволяет, в конечном счете, понять также и современное мифологическое сознание, лежащее в основе мифосимволических практик.
Однако, пользуясь системным подходом в исследовании современных мифосимволических практик, необходимо учитывать следующее:
- современное мифологическое сознание утрачивает присущую архаическому мифологическому сознанию целостность. Это выражается в том, что в настоящее время миф претендует на многообразие в объектных проявлениях, что, в свою очередь, затрудняет его восприятие как целостного феномена. Несмотря на то, что система мифологического сознания обладает чрезвычайной устойчивостью, является целостной, современные объективации мифологического сознания обнаруживаются фрагментарно в разных уровнях и формах общественного сознания;
- фрагментарность современного мифологического сознания состоит в том, что оно “частично встроено” как в обыденное сознание, так и в теоретическое сознание, идеологию. В настоящее время происходит замена былой всеохватности мифологического сознания, когда оно являлось господствующей формой общественного сознания, раздробленностью. Фрагментарность, раздробленность современного мифологического сознания являются следствием как частичной потери свойственного архаическому мифологическому сознанию синкретизма, так и результатом развития индивидуальности;
- современные мифосимволические практики представляют собой конгломерат элементов и свойств, восходящих как к архаическим мифам, так и содержащих квазимифологические, рациональные составляющие.

Литература.

1. Вундт В. Миф и религия / М.Мюллер, В.Вундт История религии; Пер. с нем., англ. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. 864 с.
2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // А.Ф.Лосев Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
3. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. 111 с.
4. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1976. 104 с.


Андрей Иванов. Системный подход к исследованию мифологического сознания // символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С.69-72.

Hosted by uCoz