В начало
Вадим Афанасьевский. Миф как смысловая основа культуры

Говоря о мифе как о Сказе самого бытия, мы обращаемся к проблеме понимания этого Сказа человеком. Человек, будучи погружен в миф, встречаясь в его топосе с собственным бытийственном истоком, исходит из этого пространства в своем конституировании мира слов и форм, в своем описании мира и оформлении его топографии. Таким образом, человек творит свою мифологию. Человек, питаясь из бытийственного истока своего существования, преодолевая всякую данность, непрестанно овладевает новыми смысловыми горизонтами, артикулируя в новых формах тот опыт встречи с новым, который раскрывается в экзистировании. Схватывание смыслов как сгустков бытийственного переживания заключается в словесное определение, именуется. Слово здесь выступает как посредник между бытием-как-таковым и человеком как сущим. Таким образом, мифологизирование как логос о мифе как упорядочивание и проговаривание первопереживания мифа порождает мир как текст, порождает мир культуры. Уже в самом значении понятия «логос» присутствует важный оттенок рефлексивности: отдавать себе отчет. Логос позволяет познавать мир не в его «феноменальной» текучести, что присуще мифу, но в его логосной структурности, в его духовной основе.
Хайдеггер определял вот-бытие как такое сущее, которому открыто бытие, как такое сущее, которое в своем бытии понимающе относится к бытию. «Понимание» у Хайдеггера есть открытость вот-бытия и является бытием-в-мире поскольку «вот» проектирует сущее мира. Проект же исходит из некоторой бытийственной расположенности как первичного понимания, предшествующего любой рефлексии и всякому переживанию, но просто есть присутствие в некотором месте. Понимание, по Хайдеггеру, есть открытость через возможности. Понимать - значит вкладывать себя в некоторую возможность, осуществлять ее и, этим проектировать себя. Вот-бытие всегда есть собственная возможность. И понимающее бытие как бытие к возможности - это расположенность «вот» в бытии, в соотнесенности с горизонтом возможностей, актуально-осуществимых, и возможностей, потенциально связанных с первыми. Это и есть то, что может быть названо мифом.
Само сущее в своей расположенности в топосе мифа артикулируя свое присутствие в захваченное некоторым «так», созидает мир. Таким образом, этот мир суть характеристика вот-бытия. Понимание первично в том смысле, что бытие в отношении к себе самому и узнавая себя в отражениях вещей, открывает себя в собственном понимании. Хайдеггер различал первичное понимание (или предпонимание), которое рассматривал как горизонт открытости, и вторичное понимание - как вид рефлексии и сознавания. Первое - экзистенциально-бытийственно, второе - сознательно-дискурсивно. Первое относится к мифу, а второе - к мифологии. Поэтому задача философии - раскрытие сущности предпонимания как источника всякого истолкования, как того бытийственного горизонта, который является основой всякой очевидности. Всякий, стремящийся к пониманию, погружен в исторически оформленную традицию, задающую каноны предпонимания. Поэтому любое суждение о мире, всякая интерпретация укоренена в пред-мнение и пред-рассудок. Традиция есть предание как передавание при посредстве слов-форм опыта переживания бытийственной открытости, как при-общение к этому опыту, выход в топос свободной со-общительности с бытием, общности мифа. Понимание мифологии как онтологизированного текста приводит к интерсубъективности. Миф - это акт порождения творчества поколений людей, как целое исторически-ставшего и перманентно в каждой личности оформляемого жизненного и смыслового сущего мира. Традиция суть коммуникация, передача в сущих формах культуры базового опыта, составляющего суть традиции и специфику культуры. Этот опыт - открытость бытийственной истины, бытийственного смыслового сгустка.
Таким образом, взаимодействуя со словом, человек либо понимает его смысл, открывает нечто в бытии для себя, либо нет. Слово - то, с чем можно встретиться, что можно воспринимать в ипостаси знака, дает возможность общения человека с другим человеком или вещью, которые могут нести для него сокровенный, но подлежащий раскрытию смысл. Проблема понимания - проблема обращения воспринимающего сознания к своему бытийственному истоку переживания, что мерцает в недифференцированности внутреннего опыта, обращения к тому началу, которое и есть миф. В мифе всякого человека, воспринимающего мир и ищущего его понимания, коренится возможность этого понимания, ибо только в месте встречи с самим бытием может быть уловлен бытийственный, естьинный (П.Флоренский) смысл сущей вещи. Понимание - всегда трансцендирование за пределы наличного «что» в его сущей определенности. Понимание коренится в мифе как в фундаментальном настроении и месте осуществления человеческой судьбы. Из этого источника питается понимание как способ видеть и взаимодействовать с иным. Понимание всегда окрашено мифом, и потому всякая форма понимания и интерпретации есть мифологизирование как дополняющая экзистирование составляющая единого целого. Экзистирующий понимающе относится к миру и делает мир доступным для себя в соразмерных ему формах сущего. Делание доступным мира, его культивирование и есть мифологизация, логос о мифе, вложение уже наличных форм в новый бытийственно-смысловой контекст и изменение былого логоса в соответствии с актуально-насущным бытием мифа. Итак, культура, как оформленность пространства жизненной реальности в словах, как логос-порядок, метод и закон сущего, укоренена в пространстве мифа как общего бытийственного поля опыта.
Какова в данном контексте связь культуры и мифологии? Мифология - это культура и традиция (статическая и динамическая составляющие). Мифология (как логос о мифе) суть слово (как ставшее) и речь (как становящееся), порядок и метод, это язык, в котором выражает себя, ищет и обретает себя миф. Мифология несет на себе печать парадоксальности мифа: она стремится выразить в человеческом логосе все многообразие и многомерность бытийственного мифа в его неисчерпаемости. Культура - текст, в котором структура достигает большей четкости и ясности. В культуре мы находим более дифференцированную и определенную мифологию, большую устойчивость и логичность. Мифология - языковое уподобление, выражение в дискретных формах человеческого логоса континуума мифа. Культура - текст, как структура и возделанность оформленность пространства мифа, его изначально-бытийственного топоса.
Говоря о мифе конкретной культуры, мы исходим из того, что всякая культура есть воплощенное смыслосозидание, осуществляемое человеком (как конституирующем смысле мира) и осуществляющее человека как культурную личность, как микротекст - оттиск макротекста культуры. Само смыслосозидание, всегда исходя из некоторой наличной уже структуры слов-форм, осуществляется в приращении нового опыта, в трансформации статичных форм за счет этого приращения. Последнее же всегда осуществляемо во встрече человека с бытием и схватываемо в некотором мифе. Характер мифа определяется наличной историей структуры, к которой обращается за закреплением нового опыта человек. В этой связке прошлого и будущего и осуществляется - закладывается миф. В нем присутствует «было «так» мифологии, служащей почвой и основой для выхода и возвращения из космоса бытийственной не-потаенности. В «так» мифология определяет тот космос, который может быть открыт в экзистировании через преодоление «так». Мифология как преданная структура определяется топосом мифа.
Но почему же на основании этого мы говорим о некотором фундаментальном мифе, который не может осуществиться нами как сущими без мифологии? Мы говорим так в силу первичности бытийственного «есть», присутствующего всегда прежде всякой существующей формы. Миф есть непосредственная переживаемость бытийственного «есть», слитость и тождество переживаемого и переживающего, тогда как мифология - это воспоминание и форма удержания этого переживания. Только в этом смысле можно говорить о первичности мифа. Но следует помнить, что сам миф - сказ Бытия, то есть тоже Логос. Но не человеческий сущий логос, а бытийственный, первичный, прежде всякой формы присутствующий. Первичность мифа по отношению к мифологии изоморфна первичности понимания по отношению к истолкованию. Истолкование суть разработка спроецированных в понимании возможностей, подобно проговариванию в мифологии (как языке сущего) возможностей, потенциально присутствующий в топосе мифа как целом. Говоря таким образом о мифе, лежащем в основании определенного культурного целого, мы разумеем горизонт бытийственности, являющий возможность узреть себя через переживание, через понимание данного культурного текста, через приобщение к сокровенному полю смыслов, на которое указывает культура как текст или, другими словами, мир смыслов как онтологизированный текст. Именно опыт приобщения к этому полю смыслов и является истоком культуры: опыт как возрождаемый в каждой личности переживаемый, понимаемый смысл. Всякое слово культурного целого, связанное со всем контекстом культуры, указывает на это целое, и вызывает к жизни общий взгляд на мир, связанный с этим словом. Этот общий взгляд на мир укоренен в мифе.
В топос мифа можно войти через внутреннее непосредственное переживание-понимание, и сделать это может любой человек в силу бытийственной природы экзистенции. Созидающие культуру люди в актах творчества совершают прорыв к горизонтам бытийственной несокрытости, доступным в переживании. Выходя к этим горизонтам, к этим мифам, они, возвращаясь в сферу языка, именуют свой опыт, выражают его в языке, и этим вносят новые нюансы смыслов, задают новое пространство свободы в смысловом целом языка, к которому всякий может приобщиться в понимании.
Миф - исток любой культуры как совокупное пространство новой свободы, к которому прорываются и в которое входят творящие люди и которое они сберегают в языке своих произведений, трансформируя и созидая так культурный текст как связь слов-смыслов, сплетение, образующее сложный и неповторимый узор данной культуры. Культура - возделанность континуума бытийственного топоса мифа, несущая основа. Роль же передающего и приобщающего к нему культуру посредника играет традиция. Традиция - путь в лоне мифа, путь воссоздания его опыта в каждой новой личности и одновременное оформление самой этой личности как культурной, как понимающей и созидающей смыслы. Обычно в основе традиции лежит какой-либо текст. Но в любом случае это - новое слово, определенный совокупный, выраженный в тексте опыт, дающий новый взгляд на мир.
Традиция, как динамическая составляющая мифологии, возрождает в своем движении осуществленную в мифе захваченность бытия. Миф провозглашает себя в традиции, давая возможность войти в свой топос и непосредственно пережить бытийственные смыслы при помощи слова культуры, которое есть выведение из пространств мифа некоторого его аспекта в пространство, оформленное и доступное его восприятию. Так, именуя и выражая реальный опыт переживания открывшегося и видимого впервые, творцы задают традицию как способ соединения бытийственного опыта с его выражением в языке человека. Всякая традиция суть предание и собственная история. В основе ее лежит опыт человека. Приобщение к этому опыту через предание суть традиции как трансляции культуры, суть пути приобщения к полю мифа как истока культурного целого. Культура - это некоторое пространство мифического, в котором, взаимодействуя, существуют многообразные составляющие целое культурного макротекста.
Говоря в данном контексте о культуре, о традиции как составляющих целое мифологии, культуру можно определить как текст, а традицию - как речь, тогда как сама мифология представляет собой живой язык. Созидая язык как мифологию, как выраженное плоти и крови слов и форм мировоззрение, мы обретаем тот лик бытия в его существующей форме, который содержится уже потенциально в самом мифе, как судьбе, т. е. в прикосновении самого бытия.

Вадим Афанасьевский. Миф как смысловая основа культуры // Бренное и вечное: символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С. 11-15.

Hosted by uCoz