В начало
Игорь Ланцев. Современная наука как среда продуцирования и сакрализации мифов

Активность сознательного разума состоит из двух противоположных источников – мышления и воображения, имеющих прямое отношение к сфере познания. Мышление создает рациональное знание. Воображение – «внезнание» которое направлено на создание фантастического, возможного или мифологического. Воображение человека черпает образы мира из архетипической среды коллективного бессознательного и использует для их описания язык мифологии (метафоры, символы, сравнения и аллегории). Крайние формы воображения, наиболее полно реализующиеся в мифах, сказках, религиях, и не обращаются к первичным фактам. Задача логического мышления – преодоление дуализма объекта и субъекта (человека разумного) через создание языковых моделей: имен, понятий, абстракций и идей, из которых по определенным правилам создаются научные теории.
Символы и знаки появляются в связи с необходимостью структурирования образов. И хотя некоторые символы являются интеллектуальными «образами» или понятиями, тем не менее, они созданы из элементов, которые имеют источником воображение. В зависимости от описываемой сферы познания язык может быть: символическим, образным, профессиональным, математическим. Абстракциями предельного уровня являются законы природы, формулируемые, как правило, математическим языком.
Рассудок обобщает, организует, формализует, создавая абстрактные понятия, выражаемые в образах, символах, словах. Абстрактные теории можно рассматривать как теоретическую трансформацию реальности, сохраняющую информацию и порождающую значение или смысл знаков. Отношение к миру, или так называемое теоретическое знание определяется не непосредственным размышлением, а теми мифологемами, которые являются плодами воображения, транслирующимися в процессе эволюции научного знания.
Главнейшая функция мифа - превращать хаос в космос. Для архаичного мифологического сознания образ вещи и ее бытие были неразличимы, а наименование вещи не только приравнивается самой вещи, но и выражает ее более совершенное или сакральное бытие. В мифологическом сознании языковая модель заменяет собой мир, который она отображает. Рационализм дает возможность десакрализации мифа, слова, освобождения их от магии разума.
В науке мифы часто отождествляется с действительностью. Например, имеет место абсолютизация законов природы, когда они воспринимаются как несомненные правила, которым «должна» подчиняться природа. В результате в сознании происходит незаметная невольная подмена объективной реальности на модели, призванные отображать эту действительность. Таким образом, восприятие действительности приобретает догматический, негибкий и порой искаженный характер. Например, дарвиновская схема эволюционного процесса рассматривается как реальная эволюция, синергетика как формальная схема рассматривается как реальная самоорганизация. Наука неизбежно творит свою идеологию, которая влияет на ее развитие, открывая новые возможности. Современная наука остро нуждается в синтезе, и потому возвращается к мифологическому мышлению.
Современная мифология играет значительную, порой смыслообразующую роль, как в жизни отдельного индивида, так и определенных социальных групп, наций и государств, цивилизации. На этапе конструирования нового мифа в культуре формируются новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Цель конструирования – идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности, создаваемое воображением. При этом воображение играет роль своего рода предвидения будущей реальности. В продуктах мифосознания содержатся необходимые императивы, ограничивающие и упорядочивающие все неведомое и непознанное, не подлежащее в силу самых разных причин детерминации в данный исторический период. Именно мифы прошлого запечатлели историю познания и освоения человеком окружающей среды и осознания им своего места в мироздании.
В повседневной, научной, политической и прочих формах жизнедеятельности современное человечество занимается мифологизацией постоянно. Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения. Важнейшей функцией современного мифа является сознательное, а не стихийное его конструирование. Современные мифы – социальный конструкт, артефакт, основанный на собственной реальности. Эпоха сциентической технической цивилизации создает и новые техники продуцирования мифа и его трансляции.
В настоящее время благодаря новым информационным технологиям процесс создания и трансляции мифов резко ускорился. Массовым сознанием гораздо легче управлять силой воображения, нежели грубой физической силой. Миф сам по себе неуязвим. Он нечувствителен к рациональным аргументам, его нельзя отрицать с помощью силлогизмов. Современный миф - это один из центральных пунктов психологических манипуляций социумом. Миф как форма целостного массового переживания и истолкования действительности в форме чувственно-наглядных образов является самостоятельным феноменом реальности. Существует определенная динамика мифа. Миф не просто воспроизводится, он постоянно модифицируется и на каждом этапе развития обретает новое определение, действующее в границах своего этапа. Являясь частью культуры, массовое сознание «участвует» в процессе сакрализации - десакрализации мифов.
Миф как позитивная логическая структура определяет целостность и способы существования человека, снимает основные противоречия, гармонично соединяет рациональное и иррациональное. Одним из важнейших механизмов социально-культурного управления выступает сакрализация базовых идеалов науки. «Научные религии» как и религии вообще необходимы для «мягкого» управления. Такой священный «сакральный» объект как наука изолирован в какой-то мере и возвышен по отношению к социальной реальности. Ученые – «посвященные», избранные посредники между миром людей и миром природы, как следствие, «получают» особую власть над людьми. Именно они могут обладать теми силами и способностями (кратофании), которые позволяют регулировать социокультурную среду, выстраивая системы ценностных отношений в массовом сознании. В результате применения идеологии научного атеизма происходит процесс десакрализации религиозных мифов, возникает «светская научная религия» как культ науки. При этом наука заполняет место религии и мифологии, «сокрытое» в глубине бессознательного, «загоняя» их во все более глубокие пласты психики человека.
Формирование ценностей и идеалов в «атомизированном» массовом сознании информационного общества происходит с помощью средств массовой информации и коммуникации, рекламы, массовой культуры, что не предполагает обязательных личных контактов индивидов. Как следствие современного мировоззренческого плюрализма возникает необходимость оценки и дополнительной трактовки информации. Массовая культура и массовое сознание всегда мифологичны.
Затрагивая глубинные архетипические смыслы, научный миф, не объясняя реальность, ее замещает. Наука является тем сакральным объектом, который возник внутри общества, и ценности, воплощенные в этом объекте, задают массовому сознанию стратегии для жизни, деятельности, принятия решений. Вера в мифическую всесильность науки целенаправленно культивируется.
Процесс формирования идеологии от науки отвечает такому свойству массового сознания, как потребность в направляющей силе, высшей идее, воплощающей коллективные цели и устремления общества. Именно такая система сакрализованных научных идеалов и ценностей, предоставленная массовому сознанию, «разрешает» или «способна» разрешить актуальные проблемы человека и цивилизации. Человеческий разум не способен адекватно, во всей полноте и сложности воспроизвести все, что, происходит на самом деле. Миф – один из вариантов возможного будущего. Переводя истинный пласт бытия в формальное выражение, сознание упрощает, огрубляет, но в то же время делает его более доходчивым и действенным. Любой прогноз человек вначале воплощается в лингвистическую или формальную модель. Одна из функций науки – прогностическая. Задача мышления - поиск алгоритма (логической цепочки) или способа (результирующего действия), следуя которым, то или иное будущее можно сделать настоящим или, наоборот, избежать его. Когда алгоритм найден, целенаправленно формируется соответствующий образ мира, с помощью которого ведется управление массовым сознанием в этом направлении. Образ мира «структурирует», организует мышление и мировоззрение людей вполне определенным образом. Трансформация мировоззрения осуществляется через сферу образования и средства массовой информации и коммуникации.
Современный научный образ мира строится на базе мифа о «всеобщей эволюции», как основы учения о самоорганизации - синергетики. Культ синергетики обрел массовый и устойчивый характер. Синергетика как идеология стала элементом системы психологического убеждения людей. Считается, что социально-культурная «ценность» синергетики в том, что она формирует «новый» мировоззренческий подход: человек и социум должны развиваться по образу и подобию самоорганизующегося мира, встраивая себя в упорядоченное таким образом мироздание. В рамках мифа о синергизме человек рассматривается как бывшее животное, тем самым дегуманизируется наука. Синергетическое видение мира признает самоактивность бытия, единство всех происходящих процессов, включая социальные, мыслительные, этические. Нелинейное, творческое отношение к миру означает открытие возможности сделать себя творимым, позволить ситуации или другому человеку влиять на себя. Все должно быть предоставлено самому себе, ни во что не нужно вмешиваться, все «самоорганизуется». Не случайно в России под лозунгом перехода к рынку (самоорганизации) произошел отказ от передовых технологий, остановка и разрушение наукоемких предприятий.
Другой научный миф – релятивизм. Релятивистски трактуемый мир можно рассматривается с разных интеллектуальных позиций и в разных аспектах, поскольку «все относительно». Различие концептуальных и культурно-исторических перспектив видения реальности ведет к тому, что мир предстает перед человеком как «самоорганизующийся» калейдоскоп различных проекций, перспектив и толкований. Образ мира становится не взаимосогласованным и целостным, а мозаичным, состоящим из набора мифов.
Эти современные мифы создают искаженный образ мира, а соответствующее «распадающееся» мышление заставляет людей действовать против своих интересов.

Игорь Ланцев. Современная наука как среда продуцирования и сакрализации мифов // символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С.89-93.

Hosted by uCoz