В начало
Ирина Полякова. Место мифологического сознания в обыденных представлениях и повседневной жизни личности

Изучением мифов и мифологического сознания занимались с античных времен и до наших дней. Различные научные дисциплины (лингвистика, психология, этнология, социология, социальная философия) предлагали самые разнообразные теории мифов: лингвистическую, анимистическую, психоаналитическую, социологическую, ритуалистическую, функциональную, структуралистскую и прочие.
Согласно, А. Г. Иванову, под мифом понимается форма целостного массового освоения и истолкования реальности, при помощи чувственно - наглядных образов. То есть миф - это, своего рода, субъективное образование, являющееся для своего носителя объективной реальностью.
При этом действительность, отражаемая в мифах, далеко не всегда объективна. Мифологическое сознание критически отражает окружающий мир, а в условиях нехватки информации оно достраивает желаемый образ в воображении.
Для мифологического сознания свойственно разделение мира на сакральную и профанную сферы. К сакральной сфере относится все, что имеет отношение к трансцендентному, божественному, священному, к тому, что человек не в силах объяснить самостоятельно. К профанной сфере относятся предметы, процессы и явления обыденной жизни человека. К сакральной сфере, к примеру, относятся татем и табу.
Интересным представляется то, что в процессе расширения границ познания окружающей действительности сокращается сакральная сфера, так как некоторые явления, которые ранее казались непонятными и пугающими, перестали быть таковыми, а перешли в разряд доступных пониманию, познанных, обыденных вещей.
Несмотря на сужение сакральной сферы мифа, он не потерял своей актуальности и в современном мире. Выполняя большое количество функций в обществе (в частности, аксиологическую, онтологическую, гносеологическую, коммуникативную), он сохранился и у слаборазвитых народов и высокотехнологичных сообществах. Так, например, С. Хук выделяет миф престижа, призванный прославить события, сделать его легендарным, придать событию большую ценность (например, создание крупных городов, возникновение Америки окутано романтическим флером) и окружить рождение и подвиги героя аурой тайны и чудес (биографии политиков и шоуменов).
Действительно, политическое сознание постоянно использует мифы. К примеру, идеология и мифологическое сознание имеют много общего: коллективный характер, объединение людей ради общей цели. Однако при этом идеология является искусственным образованием, созданным определенной группой людей, а мифологическое сознание формируется естественно, всем обществом, потому оно более устойчиво. Безусловно, и то, что мифологическое сознание связано с религиозным сознанием. Их объединяет вера. При этом мифы без религии могут существовать, а религии без мифа не обойтись.
Интересным представляется взаимодействие мифом и религии у русского народа. Восточнославянская мифология имеет ряд особенностей, оказавших существенное влияние на российский менталитет:
1. До принятия христианства языческие представления славян не успели оформиться в единую систему, и поэтому пантеон богов не был сформирован, и система мифов осталась не завершенной.
2. До Крещения Руси не существовало письменности, и потому славянская мифология существовала в форме устных преданий.
3. Мифология в сознании русского народа оставалась вплоть до 16 века, постепенно вытесняясь христианством, но ее ядро еще живо в народных верованиях (например, вера в домового).
4. Многие языческие праздники совпадают с христианскими: праздник Иоанна Крестителя совпадает с Иваном Купалой, языческая Масленица предшествует христианскому посту.
Вся специфика славянской мифологии, привела к тому, что вера в приметы, соблюдение языческих ритуалов (забирать «домового» при переезде), страх перед людьми, обладающими сверхъестественными силами (колдунами, ведьмами) мирно сосуществует с православной верой и ее обрядами в повседневной жизни русского человека.
Также, мифы являются значительной составляющей эстетического сознания, наполняя ее своими образами и символами. Не случайно, описывая красоту человеку, говорят: «Прекрасен, как Апполон», а именем самовлюбленного юноши называют цветок Нарцисс.
Мифы наполняют и нравственное сознание человека, очерчивая для него границы добра и зла. Страшным нравственным преступлением является отцеубийство и кровосмешение, и в современной интерпретации миф об Эдипе, в области психологии получил название Эдипова комплекса.
Научное сознание и мифологическое сознание, несмотря на общую цель - понимание окружающего мира, идут к ней разными путями. Научное сознание, классифицируя различные явления, опирается на результаты экспериментов, опытов, теории, а мифологическое, напротив, стремиться к единению вещей и явления, базируясь на вере. Тем не менее, в обыденной жизни, мифологическое сознание играет важную роль: при отсутствии точных знаний, при принятии решения человек опирается не веру и традиции.
Итак, присутствуя во всех сферах индивидуального и общественного сознания, мифологическое сознание оказывает существенное влияние на поведении человека. Более того, как верно отмечает Ю. Е. Осаченко, в настоящее время происходит актуализация мифологического сознания в рамках массовой культуры, в рекламе, политике, образовании, спорте. По ее мнению, такие явления, как религиозный фундаментализм, технократические инновации, экспрессивно - эстетический феномен молодежных суб- и контр- культур, можно и нужно исследовать, привлекая аналитику мифосознания.
Как отмечает Ж. Вюнанбурже, что миф является тотальным фактом, который вовлекает в игру все антропологические составляющие.
Миф и повседневность, действительно, тесно взаимосвязаны. Одной из точек соприкосновения является ритуал. В основе ритуала заложена идея порядка. Цель мифа – упорядочить окружающий мир. Цель человека – упорядочить его повседневную жизнь. Ритуал заполняет собой почти все пространство человеческой жизни, превращаясь в своего рода социальный рефлекс (спать, есть, общаться, работать, отдыхать, не как-нибудь, а строго определенным образом). Обрядность представляет собой своего рода демонстрацию жизнеспособности и имитацию социального бессмертия, т. к. создает определенную преемственность между людьми близкими по духу.
Из-за наличия большого количества ритуалов, время повседневной жизни не только линейно, но и циклично, как и мифологическое время. Как и в мифе, повседневность не только профана, но и сакральна (момент рождения, венчания, смерти, религиозного экстаза и пр.).Важными аспектами как мифа, так и повседневности являются символ и язык. Мифологические символы власти, любви, богатства в повседневной жизни также имеют месть быть (первый заработанный доллар, “Оскар”, обручальное кольцо).
Мифические заклинания превращаются в слова - табу в повседневной жизни (бранные слова и т. п.). Наше воображение также содержит элементы мифов: мы верим в принца на белом коне, в справедливого и могущественного государя, существование райского уголка на земле и т. д. Как верно отметил И. Т. Касавин: «Повседневность умирает в безумии, если не черпает силы из мифа»[2, С.86].

Литература.

1. Иванов А.Г. Социально-философский анализ мифологического сознания. - Дис. На соискание ученой степени к.филос.н. Липецк, 2006. 182с.
2. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М., 2004. 432с.
3. Осаченко Ю.С. Миф в контексте коммуникативной онтологии // База данных докладов. Интернет – конференции на портале. www.auditotorium.ru

Ирина Полякова. Место мифологического сознания в обыденных представлениях и повседневной жизни личности // символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С.134-137.

Hosted by uCoz